Тема. Правописание сложных слов (повторение).
Какие бывают корни.
Овощи-витаминный продукт.
Цели:
Образовательная: повтор правописания
слов с двумя корнями, безударных гласных,
словарных слов, звонких и глухих согласных в
корне; образование однокоренных слов;
фонетический разбор слова; состав слова.
Повторение строение стебля. Работа по новой теме
"Какие бывают корни": дать понятие о
корнеплодах.
Оборудование: мультимедиа установка, экран, компьютер, учебник по окружающему миру, тетрадь.
Вид урока. Повторение и закрепление нового материала. Изучение нового материала.
Ход урока
1. Организация класса.
Ребята, сегодня у нас урок необыкновенный. В одном уроке будет два: окружающий мир и русский язык, а говорить мы будем о правильном питании.
2. Повторение. Проверка домашнего задания.
Урок начинаем с повторения и проверки домашнего задания по окружающему миру, а работать будем в тетради по русскому языку. И так, в добрый путь!
Слайд 2
А) - Что такой стебель?
Б) - Какие бывают стебли?
- Ель, сосна, дуб, клен - назовите одним словом. (деревья).
Слайд 3
- Найдите в предложении "У большинства деревьев стебель прямостоячий" сложное слово.
- Записываем в тетрадь с большой буквы.
Прямостоячий стебель.
- Выделяем корень и соединительную гласную (проверка безударной гласной в корне слова)
- Как образовываются слова, которые имеют два корня? (путем сложения двух корней).
Слайд 4 Активизация
- Отгадайте загадку.
А) Русская красавица стоит на поляне.
В зеленой кофточке, в белом сарафане.
(береза)
Записываем словарное слово.
- Как называется березовый лес?
Слайд 5 Березняк (записываем)
- При помощи какой части слова образовалось однокоренное слово березняк? (суффикс няк).
- Выделяем суффикс (няк).
Слайд 6
А) -Какое дерево может так о себе сказать?
"С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед".
(липа) - записываем.
- Как называется мед с липы?
Слайд 7 Липовый мед
- Что можно сказать о липовом меде? (прекрасное лекарство при простуде)
- Если пчелы "берут мед" с цветов липы, то как мы можем назвать это дерево? (берут, несут мед пчелы)
Медонос (записываем, выделяем корень и соединительную гласную).
- А кто разводит пчел? (Как называется профессия человека, который разводит пчел? (пчеловод) (безударная гласная, звонкая глухая согласная, соединительная гласная).
- Липовый мед, листик на дереве - липовый . А когда еще употребляют слово "липовый"?
Слайд 8
Липовый документ
- Как по-другому сказать?
Липовый - фальшивый.
Слайд 9
Перед вами еще два вида меда.
- Что можно сказать о гречишном меде? (он полезен для сердечной мышцы).
- Что можно сказать о подсолнечном меде? (полезен для легочной ткани.)
- Мед натуральный и очень полезный продукт. Что же такое содержится в меде, что он так полезен нашему организму?
(в меде содержится большое количество витаминов, минеральных веществ, которые сохраняются в нем длительное время).
Продолжаем работать.
- Хвойное дерево - символ сибирской тайги. (кедр)
Слайд 10
А) Кедр. Сибирский Кедр.
(записываем в тетрадь кедр).
- Лес из кедровых деревьев? (ответ учеников).
В помощь им:
Б) суффикс- ов
В) суффикс- ник
Слайд 10 Кедровник
- Записываем и разбираем по составу:
Кедровник.
- Как называется такой способ образования однокоренных слов? (суффиксальный).
Слайд 12 Работаем со словарем С.И. Ожегова.
- Кедр - хвойное вечнозеленое дерево.
- Найдите сложное слово.
- Объясните смысл.
- Записываем: вечнозеленое (самостоятельно)
(веч - век - сто лет)
(называем правила: чн, безударная гласная, соединительная о)
Слайд 13 Кедровый орех - богатый источник полезных веществ.
- Что можно сказать об орехе? (ответ детей)
(Молодые волки во время смены молочных зубов с удовольствием употребляют кедровый орех)
Рассказ ученика:
Кедровый орех содержит жиры, белки, витамины, минеральные вещества и микроэлементы, которые легко усваиваются организмом человека и благотворно влияют на рост и развитие организма человека, улучшают состав крови. Кедровый орех - богатый источник йода. Употребление кедрового ореха повышает защитные силы организма, укрепляет иммунную систему.
- Как правильно употреблять кедровый орех? (не грызть зубами).
Слайд 14 Тема урока
- Ребята, посмотрите в тетрадь и сформулируйте тему повторения на уроке русского языка.(ответы детей)
Правописание сложных слов.
А заодно повторим: правописание безударных гласных, звонких глухих согласных, чн, образование однокоренных слов, поговорим о меде и кедровых орехах.
Физминутка для глаз
- Мы продолжаем работать.
Тема урока по окружающему миру "Какие бывают корни".
Слайд 15 Работаем с учебником стр. 46
Самостоятельная работа.
Рассмотрите иллюстрацию.
Прочитайте текст.
- Кто готов ответить на мои вопросы - поднимите руку.
- Тема. Какие бывают корни.
- Какие? (ответ учащихся, кто что понял).
Корень в виде луковицы, клубня, корнеплоды.
Слайд 16 (морковь, картошка, редиска, свекла, лук.)
- Назовите корнеплоды (морковь, редиска, свекла)
- Лук - это корнеплод? (нет)
- Почему? (лук состоит из чешуек)
- Картофель - это корнеплод? (нет)
- Почему? (в одном кусте картофеля много клубней, а корнеплод - один).
- Как вы понимаете смысл слова "корнеплод"?
- Сколько в этом слове корней?
- Записываем ответ на вопрос: " какие бывают корни"?
Корнеплоды:
- Сегодня на уроке мы поговорим о некоторых корнеплодах и картофеле, а о луковичных растениях мы поговорим на следующем уроке.
- Назовите словарное слово: морковь
- Записываем.
- Фонетический разбор
Морковь- 2 слога, 6 звуков, 7 букв
- Как вы думаете, морковь полезный овощ? (да)
- Все полезные вещества и витамины мы получаем с пищей. А витамины в основном производятся растениями.
- Что же мы знаем о моркови. Сообщение детей.
Слайд 17
Морковь - очень полезный овощ. Морковь содержит витамины, белки, углеводы, минеральные вещества. Эти вещества поддерживают в хорошем состоянии кожу. Витамин А улучшает зрение. Полезно погрызть сырую морковь, так как это укрепляет десны.
Слайд 18 Морковь.
Обладает противомикробным свойством. Достаточно пожевать морковку и количество микробов во рту резко уменьшится. По полезным свойствам морковь уступает только капусте.
Слайд 19
Морковный сок улучшает аппетит и пищеварение. Морковь едят сырую и вареную. Диетологи рекомендуют употреблять морковь со сметаной или растительным маслом, так она лучше усваивается организмом.
Слайд 20 Русская народная сказка "Репка"
- Кто написал эту сказку? (русский народ).
- Как начинается сказка? (посадил дед репку).
- Сейчас отдохнем и продолжим работать.
Физминутка
Слайд 21
Посадил дед репку. Значит весь народ сажал репку? (да).
Слайд 22
Да, репа была основным продуктом питания на Руси. Ее варили, парили, жарили, ели свежую с грядки, ее любили и ели все. Репа была самым доступным овощем и основой зимнего рациона на протяжении веков в России.
В репе много различных минеральных веществ и витаминов. Репа является поистине "Золотым овощем" и не только потому, сто репа желтого цвета. В репе содержится витамина С в два раза больше, чем в апельсине, лимоне и капусте. А ведь они считаются чемпионами по содержанию аскорбиновой кислоты. Репа включает в себя целый набор необходимых человеческому организму минеральных солей, витаминов В, А, С, все это придает репе целебные свойства. Репа оказывает полезное действие при инфекциях, кожных заболеваниях, развивает и укрепляет скелет (кости) человека. Репа очищает организм и оздоравливает желудок и кишечник.
Слайд 23
Давайте посмотрим, что сказано о репе в словаре Ожегова. Самостоятельно прочитайте.
Объясните смысл выражения "Дешевле пареной репы".
Вывод: самый доступный овощ. Сейчас репа - забытый продукт.
Но! Можно купить в магазинах и попробовать. И может кто-то включит в свой рацион этот продукт.
Слайд 24 На смену репе пришел картофель.
Плоды у картофеля - клубни. ( см. "Растение-картофель")! На этой иллюстрации хорошо видны корни картофеля, на которых растут клубни. Поэтому мы и сказали что картофель - не корнеплод.
- Кто любит картофель?
Картофель - один из основных продуктов в рационе человека.
Картофель, как и репа, универсальный овощ, который можно варить в воде или на пару, жарить на сковороде, в духовке или во фритюре, запекать, а также использовать в пирогах, блинах, запеканках, супах. В картофеле содержатся: крахмал, сахар, клетчатка, большое количество витаминов и минералов.
- Скажите, витамины стойкие вещества? (нет).
Витамины очень нестойкие вещества.
- Что с ними происходит? ( Они разрушаются при длительном хранении продукта, при нагревании и доступе воздуха.)
- Какие правила надо выполнять при обработке корнеплодов и картофеля?
(Варить - опускать в кипящую воду. Крышка должна быть плотно закрытой. Резать ножом из нержавеющей стали. Чистить и резать перед употреблением или варкой. При чистке овощей надо снимать как можно более тонкий слой кожицы).
Слайд 25
К сожалению очень популярны "вредные" продукты, приготовленные из того же полезного картофеля - это картофельные чипсы, картошка фри и жареный картофель.
- Какие правила мы должны выполнять, если захотели съесть какие-либо овощи? ( Мыть руки. Мыть овощи. Корнеплоды - чистить.)
Слайд 26 Отвечаем на вопросы!
- Зачем растениям листья? (дышат).
- Зачем растения стебли (движение питательных веществ).
- Зачем растения корни? (питают растение).
Можно ли из перечисленного выделить то, что является главным
в жизнедеятельности растений?
(ответы детей)
- Нет. То что является главным в жизнедеятельности растения выделить нельзя. Для растения важны и листья, и стебель, и корни.
А в составе слова главным является корень, так как в нем заложен смысл слова, его значение.
Слайд 27 Итог.
- Что нового изучали на уроке?
- Какие виды работ выполняли? (самостоятельная работа, работа со словарем, работа с учебником).
Рефлексия.
- Какое задание на уроке понравилось больше всего?
- Какое задание вызвало затруднение?
- Кто считает, что пополнил свои знания на сегодняшнем уроке?
Слайд 28
- Кто из вас может похвалить себя за работу на уроке?
- Кто оценивает свою работу оценкой 5? 4?
- Кто не доволен своей работой на уроке?
Слайд 29
А я, ребята, хочу похвалить вас и сказать спасибо.
Домашнее задание. Стр. 46, в словарике записать новое словарное слово картофель.