Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру "Разговор о правильном питании"

Разделы: Начальная школа


Тема. Правописание сложных слов (повторение).

Какие бывают корни.

Овощи-витаминный продукт.

Цели:

  • Образовательная: повтор правописания слов с двумя корнями, безударных гласных, словарных слов, звонких и глухих согласных в корне; образование однокоренных слов; фонетический разбор слова; состав слова. Повторение строение стебля. Работа по новой теме "Какие бывают корни": дать понятие о корнеплодах.
  • Развивающая: развивать речь учеников, пополнять словарный запас, развивать произвольное внимание, память, навыки контроля, обогащать кругозор, продолжать учить работать с толковым словарем.
  • Воспитательная: пробуждать познавательный интерес к растениям, говорить о правильном питании: повторить о целебных свойствах меда и кедровых орешках; правило приема этих продуктов. Дать понятие о полезных свойствах продуктов: репы, моркови и картофеля. Учить правильно выбирать и употреблять продукты.

Оборудование: мультимедиа установка, экран, компьютер, учебник по окружающему миру, тетрадь.

Вид урока. Повторение и закрепление нового материала. Изучение нового материала.

Ход урока

1. Организация класса.

Презентация.

Ребята, сегодня у нас урок необыкновенный. В одном уроке будет два: окружающий мир и русский язык, а говорить мы будем о правильном питании.

2. Повторение. Проверка домашнего задания.

Урок начинаем с повторения и проверки домашнего задания по окружающему миру, а работать будем в тетради по русскому языку. И так, в добрый путь!

Слайд 2

А) - Что такой стебель?

Б) - Какие бывают стебли?

- Ель, сосна, дуб, клен - назовите одним словом. (деревья).

Слайд 3

- Найдите в предложении "У большинства деревьев стебель прямостоячий" сложное слово.

- Записываем в тетрадь с большой буквы.

Прямостоячий стебель.

- Выделяем корень и соединительную гласную (проверка безударной гласной в корне слова)

- Как образовываются слова, которые имеют два корня? (путем сложения двух корней).

Слайд 4 Активизация

- Отгадайте загадку.

А) Русская красавица стоит на поляне.

В зеленой кофточке, в белом сарафане.

(береза)

Записываем словарное слово.

- Как называется березовый лес?

Слайд 5 Березняк (записываем)

- При помощи какой части слова образовалось однокоренное слово березняк? (суффикс няк).

- Выделяем суффикс (няк).

Слайд 6

А) -Какое дерево может так о себе сказать?

"С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед".

(липа) - записываем.

- Как называется мед с липы?

Слайд 7 Липовый мед

- Что можно сказать о липовом меде? (прекрасное лекарство при простуде)

- Если пчелы "берут мед" с цветов липы, то как мы можем назвать это дерево? (берут, несут мед пчелы)

Медонос (записываем, выделяем корень и соединительную гласную).

- А кто разводит пчел? (Как называется профессия человека, который разводит пчел? (пчеловод) (безударная гласная, звонкая глухая согласная, соединительная гласная).

- Липовый мед, листик на дереве - липовый . А когда еще употребляют слово "липовый"?

Слайд 8

Липовый документ

- Как по-другому сказать?

Липовый - фальшивый.

Слайд 9

Перед вами еще два вида меда.

- Что можно сказать о гречишном меде? (он полезен для сердечной мышцы).

- Что можно сказать о подсолнечном меде? (полезен для легочной ткани.)

- Мед натуральный и очень полезный продукт. Что же такое содержится в меде, что он так полезен нашему организму?

(в меде содержится большое количество витаминов, минеральных веществ, которые сохраняются в нем длительное время).

Продолжаем работать.

- Хвойное дерево - символ сибирской тайги. (кедр)

Слайд 10

А) Кедр. Сибирский Кедр.

(записываем в тетрадь кедр).

- Лес из кедровых деревьев? (ответ учеников).

В помощь им:

Б) суффикс- ов

В) суффикс- ник

Слайд 10 Кедровник

- Записываем и разбираем по составу:

Кедровник.

- Как называется такой способ образования однокоренных слов? (суффиксальный).

Слайд 12 Работаем со словарем С.И. Ожегова.

- Кедр - хвойное вечнозеленое дерево.

- Найдите сложное слово.

- Объясните смысл.

- Записываем: вечнозеленое (самостоятельно)

(веч - век - сто лет)

(называем правила: чн, безударная гласная, соединительная о)

Слайд 13 Кедровый орех - богатый источник полезных веществ.

- Что можно сказать об орехе? (ответ детей)

(Молодые волки во время смены молочных зубов с удовольствием употребляют кедровый орех)

Рассказ ученика:

Кедровый орех содержит жиры, белки, витамины, минеральные вещества и микроэлементы, которые легко усваиваются организмом человека и благотворно влияют на рост и развитие организма человека, улучшают состав крови. Кедровый орех - богатый источник йода. Употребление кедрового ореха повышает защитные силы организма, укрепляет иммунную систему.

- Как правильно употреблять кедровый орех? (не грызть зубами).

Слайд 14 Тема урока

- Ребята, посмотрите в тетрадь и сформулируйте тему повторения на уроке русского языка.(ответы детей)

Правописание сложных слов.

А заодно повторим: правописание безударных гласных, звонких глухих согласных, чн, образование однокоренных слов, поговорим о меде и кедровых орехах.

Физминутка для глаз

- Мы продолжаем работать.

Тема урока по окружающему миру "Какие бывают корни".

Слайд 15 Работаем с учебником стр. 46

Самостоятельная работа.

Рассмотрите иллюстрацию.

Прочитайте текст.

- Кто готов ответить на мои вопросы - поднимите руку.

- Тема. Какие бывают корни.

- Какие? (ответ учащихся, кто что понял).

Корень в виде луковицы, клубня, корнеплоды.

Слайд 16 (морковь, картошка, редиска, свекла, лук.)

- Назовите корнеплоды (морковь, редиска, свекла)

- Лук - это корнеплод? (нет)

- Почему? (лук состоит из чешуек)

- Картофель - это корнеплод? (нет)

- Почему? (в одном кусте картофеля много клубней, а корнеплод - один).

- Как вы понимаете смысл слова "корнеплод"?

- Сколько в этом слове корней?

- Записываем ответ на вопрос: " какие бывают корни"?

Корнеплоды:

- Сегодня на уроке мы поговорим о некоторых корнеплодах и картофеле, а о луковичных растениях мы поговорим на следующем уроке.

- Назовите словарное слово: морковь

- Записываем.

- Фонетический разбор

Морковь- 2 слога, 6 звуков, 7 букв

- Как вы думаете, морковь полезный овощ? (да)

- Все полезные вещества и витамины мы получаем с пищей. А витамины в основном производятся растениями.

- Что же мы знаем о моркови. Сообщение детей.

Слайд 17

Морковь - очень полезный овощ. Морковь содержит витамины, белки, углеводы, минеральные вещества. Эти вещества поддерживают в хорошем состоянии кожу. Витамин А улучшает зрение. Полезно погрызть сырую морковь, так как это укрепляет десны.

Слайд 18 Морковь.

Обладает противомикробным свойством. Достаточно пожевать морковку и количество микробов во рту резко уменьшится. По полезным свойствам морковь уступает только капусте.

Слайд 19

Морковный сок улучшает аппетит и пищеварение. Морковь едят сырую и вареную. Диетологи рекомендуют употреблять морковь со сметаной или растительным маслом, так она лучше усваивается организмом.

Слайд 20 Русская народная сказка "Репка"

- Кто написал эту сказку? (русский народ).

- Как начинается сказка? (посадил дед репку).

- Сейчас отдохнем и продолжим работать.

Физминутка

Слайд 21

Посадил дед репку. Значит весь народ сажал репку? (да).

Слайд 22

Да, репа была основным продуктом питания на Руси. Ее варили, парили, жарили, ели свежую с грядки, ее любили и ели все. Репа была самым доступным овощем и основой зимнего рациона на протяжении веков в России.

В репе много различных минеральных веществ и витаминов. Репа является поистине "Золотым овощем" и не только потому, сто репа желтого цвета. В репе содержится витамина С в два раза больше, чем в апельсине, лимоне и капусте. А ведь они считаются чемпионами по содержанию аскорбиновой кислоты. Репа включает в себя целый набор необходимых человеческому организму минеральных солей, витаминов В, А, С, все это придает репе целебные свойства. Репа оказывает полезное действие при инфекциях, кожных заболеваниях, развивает и укрепляет скелет (кости) человека. Репа очищает организм и оздоравливает желудок и кишечник.

Слайд 23

Давайте посмотрим, что сказано о репе в словаре Ожегова. Самостоятельно прочитайте.

Объясните смысл выражения "Дешевле пареной репы".

Вывод: самый доступный овощ. Сейчас репа - забытый продукт.

Но! Можно купить в магазинах и попробовать. И может кто-то включит в свой рацион этот продукт.

Слайд 24 На смену репе пришел картофель.

Плоды у картофеля - клубни. ( см. "Растение-картофель")! На этой иллюстрации хорошо видны корни картофеля, на которых растут клубни. Поэтому мы и сказали что картофель - не корнеплод.

- Кто любит картофель?

Картофель - один из основных продуктов в рационе человека.

Картофель, как и репа, универсальный овощ, который можно варить в воде или на пару, жарить на сковороде, в духовке или во фритюре, запекать, а также использовать в пирогах, блинах, запеканках, супах. В картофеле содержатся: крахмал, сахар, клетчатка, большое количество витаминов и минералов.

- Скажите, витамины стойкие вещества? (нет).

Витамины очень нестойкие вещества.

- Что с ними происходит? ( Они разрушаются при длительном хранении продукта, при нагревании и доступе воздуха.)

- Какие правила надо выполнять при обработке корнеплодов и картофеля?

(Варить - опускать в кипящую воду. Крышка должна быть плотно закрытой. Резать ножом из нержавеющей стали. Чистить и резать перед употреблением или варкой. При чистке овощей надо снимать как можно более тонкий слой кожицы).

Слайд 25

К сожалению очень популярны "вредные" продукты, приготовленные из того же полезного картофеля - это картофельные чипсы, картошка фри и жареный картофель.

- Какие правила мы должны выполнять, если захотели съесть какие-либо овощи? ( Мыть руки. Мыть овощи. Корнеплоды - чистить.)

Слайд 26 Отвечаем на вопросы!

- Зачем растениям листья? (дышат).

- Зачем растения стебли (движение питательных веществ).

- Зачем растения корни? (питают растение).

Можно ли из перечисленного выделить то, что является главным

в жизнедеятельности растений?

(ответы детей)

- Нет. То что является главным в жизнедеятельности растения выделить нельзя. Для растения важны и листья, и стебель, и корни.

А в составе слова главным является корень, так как в нем заложен смысл слова, его значение.

Слайд 27 Итог.

- Что нового изучали на уроке?

- Какие виды работ выполняли? (самостоятельная работа, работа со словарем, работа с учебником).

Рефлексия.

- Какое задание на уроке понравилось больше всего?

- Какое задание вызвало затруднение?

- Кто считает, что пополнил свои знания на сегодняшнем уроке?

Слайд 28

- Кто из вас может похвалить себя за работу на уроке?

- Кто оценивает свою работу оценкой 5? 4?

- Кто не доволен своей работой на уроке?

Слайд 29

А я, ребята, хочу похвалить вас и сказать спасибо.

Домашнее задание. Стр. 46, в словарике записать новое словарное слово картофель.