Цель мероприятия: пополнение математических знаний, расширение кругозора.
Задачи:
- Прививать учащимся любовь к математике;
- Закрепить уже известные им математические знания;
- Развивать умение работать в группе (сотрудничество);
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство коллективизма.
Оборудование: компьютер и проектор для демонстрации слайдов, фломастеры, листы формата А.
Предварительная подготовка: во время проведения недели математики в школе на каждом уроке математики заслушивать короткие сообщения учащихся о великих математиках и их вкладе в науку, дать задания учащимся найти в литературе пословицы, поговорки , которые содержат числительные.
Ход мероприятия
Ведущий: (Приложение. Слайд 1.) Здравствуйте ребята! В нашей школе стало доброй традицией проводить предметные недели. И сегодня мы проводим мероприятие, посвященное “царице всех наук” – математике. По словам американского ученого Норберта Винера : “Математика – наука молодых. Иначе и не может быть. Занятие математикой – это такая гимнастика ума, для которой нужны вся гибкость и вся выносливость молодости”. Сегодня вы, как представители молодого поколения, будете соревноваться в знании этого предмета в смекалке и выдумке. А оценить игру мне поможет жюри. (Ведущий представляет членов жюри в составе 4-х человек.)
В игре 4-е конкурса . По результатам четырех конкурсов будет объявлена команда – победитель.
Итак, объявляю первый конкурс.
Для каждой команды я подготовила вопросы, на которые вы должны ответить. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может получить в этом конкурсе каждая команда – 10 . Если в течении 10 секунд команда затрудняется с ответом, то право ответить на этот вопрос переходит следующей команде.
Вопросы 1-й команде:
- Как называется действие с помощью которого можно найти сумму одинаковых слагаемых? (Умножение.)
- Как найти неизвестное делимое?
- К действиям какой ступени относятся умножение и деление? (Второй ступени.)
- Какой математик еще в пятилетнем возрасте сумел найти сумму всех натуральных чисел от 1 до 100? (Карл Гаусс)
- Прямая линия , которая не имеет ни начала ни конца называется……………… (прямая).
- Наука о числах называется ……… (арифметика).
- Половина единицы – это…….. (дробь одна вторая).
- Назовите точную дату начала 21 века? (1 января 2001 года)
- Прямая, на которой отмечены начало отсчета, единичный отрезок и направление отсчета называют….. (координатной прямой).
- Прямые, которые не пересекаются называют ……(параллельными прямыми).
Вопросы 2-й команде:
- Результат деления называют……… (частное).
- Верное равенство, которое содержит переменную называют ……..(уравнение).
- Какую геометрическую фигуру образуют множество точек, равноудаленных от одной данной точки? (Окружность.)
- Что такое периметр? (Сумма длин всех сторон.)
- Наука о геометрических фигурах на плоскости? (Планиметрия.)
- Как называется прямая линия, которая имеет начало, но не имеет конца. (Луч.)
- Произведение двух одинаковых чисел называют…… (квадратом числа).
- Значение переменной при котором равенство будет верным называют (корнем уравнения или решением уравнения).
- Два отца и два сына делят три яблока. Сколько яблок достанется каждому? (По одному.)
- Ярд – это старинная мера….. (длины).
Вопросы 3-й команде:
- Как называют результат сложения? (Сумма.)
- В математическом выражении букву называют ….. (переменная).
- Геометрическая фигура у которой все стороны равны, а углы прямые? (Квадрат.)
- Наука о геометрических фигурах в пространстве? (Стереометрия.)
- Ограниченная прямая линия называется…….. (отрезок).
- Произведение трех одинаковых чисел называют (куб числа).
- Фунт – это старинная мера….. (веса).
- Числа, которые употребляют при счете предметов называются …. (натуральными).
- Какую часть длины составляют половина длины отрезка и четверть длины отрезка ? (Три четвертых.)
- Мера в 1000кг – это….. (1 тонна).
Вопросы 4-й команде:
- Как называют действие с помощью которого можно найти произведение одинаковых слагаемых? (Возведение в степень.)
- Сколько килограмм в одной пятой центнера?
- Дробь, в которой числитель равен знаменателю называют (неправильной или 1).
- Когда гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько он будет весить, когда встанет на одну ногу?
- Произведение каких чисел дает число 5?
- Вершок – это старинная мера …….. (длины).
- Отгадайте – ка, ребятки, что за цифра – акробатка? Если на голову встанет, ровно на три меньше станет. (6 и 9)
- Горело семь свечей. Три из них погасли. Сколько свечей осталось? (Семь.)
- Он грызун не очень мелкий, ибо чуть побольше белки. А заменишь “у” на “о” , будет круглое число.
- Четыре вершины, четыре угла, у каждого есть своя сторона. (Четырехугольник.)
Предоставляем слово жюри: за первый конкурс
Первая команда получает : баллов.
Вторая команда получает: баллов.
Третья команда получает: баллов
Четвертая команда получает: баллов.
Ведущий: Объявляю второй конкурс:
За четыре минуты каждой команде нужно написать как можно больше пословиц, поговорок, загадок, в которых встречаются числа и записать их на листах , а затем вывешиваем их на доску и по очереди озвучиваем. За каждую записанную поговорку, пословицу команде дается 1 балл. За это задание каждая команда получает столько баллов сколько пословиц, поговорок и загадок назвала.
Во время работы учащихся звучит музыка. Музыка стихает, начинается озвучивание ответов.
Примеры пословиц:
- Воюй не числом, а умением.
- Два конца два кольца, посередине гвоздик.
- Под одной шляпкой четыре братца стоят.
- Сто одежек и все без застежек.
- Семьсот ворот, да один выход.
- Один в поле не воин
- Один ум хорошо, а два лучше.
- Беда никогда не приходит одна.
- За одного битого двух небитых дают.
- Семеро одного не ждут.
- Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
- За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. И т.д.
Жюри считает баллы – ведущий следит за тем, чтобы пословицы, поговорки загадки не повторялись.
Третий конкурс : (Слайд 2.)
Ведущий: Я зачитываю вам короткую биографию ученого – математика. На слайде даны буквы из которых состоит его Фамилия и портрет ученого. Пока я зачитываю биографию , вам нужно назвать этого математика. За правильный ответ – команде присуждается 1 балл.
Вопрос первой команде : (Слайд 3.) Этот ученый прожил недолгую жизнь всего 20 лет. Его годы жизни (1811–1832) . В возрасте 16–18 лет он разработал основные положения раздела алгебры, названные позднее теорией по фамилии этого ученого. (Эварист Галуа).
Вопрос второй команде: (Слайд 4.) Годы жизни этого ученого (1707–1783). Он имел исключительное влечение к математике. В 20 лет стал адъюнктом Академии наук в Петербурге, спустя три года стал профессором физики, а в 26 лет– профессором математики Петербургского университета. (Леонард Эйлер).
Вопрос третьей команде: (Слайд 5.) Годы жизни этого ученого (1749–1827) в 18 лет преподавал математику в военном училище, а в 20 лет стал профессором высшего учебного заведения в Париже. (Пьер Симон Лаплас)
Вопрос четвертой команде: (Слайд 6.) Годы жизни этого ученого (1894–1964) В 3 года научился читать, в 11 поступил в колледж, в 18 получил степень доктора в Гарвардском университете, защитив диссертацию на стыке математики и философии. (Норберт Винер)
Подводим итоги этого конкурса .
Первая команда получает – балл.
Вторая команда получает – балл.
Третья команда получает – балл.
Четвертая команда получает – балл.
Четвертый, заключительный конкурс нашего состязания: “Отгадай ребус”.
(Слайд 7– 16.)
На слайдах вашему вниманию представлены ребусы, которые нужно отгадать. Та команда, которая первой дает правильный ответ получает 1 балл.
По окончании этого конкурса жюри подводит его итог.
Ведущий: Пока жюри подводит итоги нашего состязания, я хотела бы прочитать вам слова одного венгерского поэта
Если бы я родился музыкантом,
Я бы стремился
Перебороть шумы мира
С помощью стройных звуков.
Если бы я родился архитектором,
Я бы строил людям
Не квартиры, а домашние очаги.
Я одарил бы их
Светом, цветом и тишиной.
Но поскольку я поэт,
Я хотел бы так же четко и ясно
Говорить на языке слов,
Как математика
Говорит на языке чисел.
Лайош Кошмак, Классик венгерской поэзии.
Слово предоставляется жюри. Победители награждаются призами.
Используемая литература:
- О.С. Шейнина, Г.М. Соловьева. Занятия школьного кружка. 5–6 классы. M. “Издательство НЦ ЭНАС”, 2004.
- Н. Ф. Ромашина. Внеклассные мероприятия в игровой форме. 5–11 классы. Москва. “Глобус” ,2007.
- Ю.В. Лепехин. Олимпиадные задания по математике. 5–6 классы. Волгоград. “Учитель”, 2010.
- А.В. Фарков. Математические олимпиады в школе. 5–11 классы. Москва. “Айрис-пресс”, 2005.
- Г. Якушева. Математика. Справочник школьника. Москва. Филологическое общество “Слово”, Компания “Ключ – С” 1995.
- Л. Короткова, Н. Савинцева. “Математика. Тесты. 5 класс”.Москва. “Айрис-пресс”, 1999.