Обучение ребенка в начальной школе – первая ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой (учебной) деятельности, приобретения умения учиться зависит дальнейшее обучение ребенка, формирование его отношения к школе.
Именно на этом этапе формируется учебный потенциал развивающейся личности, закладывается фундамент ее нравственных и эмоциональных качеств. Поэтому в настоящее время перед учителями и школьными психологами возникла необходимость практического решения актуальнейшей проблемы – предупреждения и преодоления школьной дезадаптации, проявляющейся в нарушениях успеваемости, поведении и межличностных взаимодействий у значительной части учащихся образовательных школ. Согласно данным выборочных исследований уже в начальных классах выявляется около 25–30% детей с подобными проблемами, и несвоевременное распознавание их характера и природы, отсутствия специальных коррегирующих программ приводит не только к хроническому отставанию в усвоении знаний, но и вторичным нарушениям психосоциального развития к различным формам отклоняющего поведения.
Не менее остро эта проблема сказывается и на качестве учебно-воспитательного процесса, дестабилизируя учебную деятельность других учащихся и отвлекая на себя значительную часть усилий педагогов.
Нереализованные желания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого и нервного напряжения в ходе обучения- эти и многие другие факторы, к которым еще в начальной школе ребенок оказывается не готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению. Чем больше факторы дезадаптации (интеллектуального, личностного, социального характера) проявляются у ребенка в начальной школе, тем сложнее будет процесс его перехода на другую ступень обучения.
Учитывая то, что к числу основных первичных внешних признаков школьной дезадаптации и врачи, и педагоги, и психологи единодушно относят затруднения в учебе и различные нарушения школьных норм поведения, к категории детей с нарушениями школьной адаптации относят, прежде всего, детей с недостаточными способностями к обучению. И относят вполне правомерно, так как среди требований, которые предъявляют ребенку, в первую очередь выделяется необходимость успешно овладевать учебной деятельностью.
Предлагаемый курс содержит программу психологических занятий с учащимися 3-4 классов, нацеленных на формирование у младших школьников психологической готовности к обучению на новой ступени и преодоление возможной дезадаптации, связанной с переходом в основную школу. В связи с этим прослеживается необходимость ведения данного курса, состоящего из двух частей, направленных на обеспечения развития уровня психологического развития, повышение адаптивных возможностей организма обучающихся.
Основная цель данной работы: формирование ребенка как личности, реализация имеющегося потенциала; формирование психологической готовности к обучению на второй ступени.
Основными принципами работы программы являются: учет возрастных особенностей, доступность, последовательность, системность, эффективность, личностно-ориентированных подход, управляемость образовательным процессом, сочетание индивидуальной и коллективной форм работы.
Методы работы: коррекционно-развивающие упражнения, арттерапия, игротерапия, музыкотерапия, беседа, показ примеров и образцов, создание ситуации успеха.
Форма работы: групповая. Данные занятия проводятся в подгруппах по 10-12 человек, один раз в неделю.
Особенности организации образовательного
процесса.
Предлагаемый курс рассчитан на 2 года: 3 и 4 классы.
Первый год обучения: 1 часть “Уроки психологического развития” для учащихся 4-ых классов представлена в количестве 16 часов (план 1). 2часть “Тренинговые занятия” для учащихся 4-ых классов представлена в количестве 16 часов.
1 часть “Уроки психологического развития” для учащихся 3-их классов представлена в количестве 16 часов (план 1). 2 часть для учащихся 3-их классов представлена в программе “Цикл арт-терапевтических занятий”.
Второй год обучения: 1 часть “Уроки психологического развития” для учащихся 4-ых классов представлена в количестве 15 часов (план 2). 2часть “Тренинговые занятия” для учащихся 4-ых классов представлена в количестве 16 часов.
Для учащихся 3-их классов 1 часть берется за первый год обучения (план1). 2 часть для учащихся 3-их классов представлена в программе “Цикл арт-терапевтических занятий”.
Представленная программа рекомендуется прежде всего в тех классах, где есть дети с пониженной обучаемостью и трудностями в развитии (низкая школьная мотивация, низкий уровень развития познавательных процессов, высокий уровень школьной тревожности и т.п.). На уроках психологического развития не ставятся оценки, хотя оценивание происходит, в результате чего ученики избавляются от “отметочной психологии”, у них формируется отношение к этим урокам как средству развития личности. Помещение для занятий должно быть комфортным, позволяющим выполнять письменные задания, работу в группах, использовать элементы подвижных игр, релаксационные упражнения.
Методическое обеспечение: папки с дидактическим, методическим и информационным материалами по заданным темам.
Техническое обеспечение: для учащихся- тетради, карандаши, ручки, краски, бумага и т.п. Оборудование: столы, стулья, магнитофон, учебная доска.
Прогнозируемый результат: развитие интеллектуальных, личностных, деятельностных особенностей младших школьников, готовность к переходу на следующую ступень школьного образования.
Часть I. “Уроки психологического развития”.
Цель первой части работы – активизировать мотивационный и интеллектуальный потенциал ребенка, в привлекательной для него форме показать интересные стороны познавательной деятельности и собственные возможности ребенка в этой сфере.
Основные задачи:
- развитие навыков произвольного внимания и восприятия;
- формирование приемов образного и логического запоминания. Расширение объема памяти;
- обучение приемам аналитико-синтетической деятельности;
- развитие рефлексивно-регулятивных и контрольно-оценочных действий;
- знакомство с приемами целеполагания и планирования деятельности;
- формирование и связной и последовательной речи учащихся;
- снятие уровня повышенной тревожности, агрессии.
При проведении уроков необходимо учитывать следующие моменты:
- важно чтобы при объяснении заданий все обучающиеся правильно поняли инструкцию;
- необходимо, где это обусловлено инструкцией, четко соблюдать время предъявления материала;
- обучающимся, при выполнении заданий следует предоставлять как можно больше самостоятельности. Педагог должен помогать, объяснять, направлять.
Занятия по данной программе для обучающихся 3-4 классов рассчитаны на два года обучения.
Первый год обучения:
1 часть “Уроки психологического развития” для
учащихся 4-х классов представлена в количестве 16
часов (план 1).
1 часть “Уроки психологического развития” для
учащихся 3-х классов представлена в количестве 16
часов (план 1).
Второй год обучения:
1 часть “Уроки психологического развития” для
учащихся 4-х классов представлена в количестве 15
часов (план 2).
Для учащихся 3-их классов 1 часть берется за
первый год обучения (план1).
Часть II. Тренинговые занятия.
Вторая часть содержит тренинговые занятия для обучающихся 4 класса. Для обучающихся 3 класса вторая часть представлена циклом арт-терапевтических занятий (это отдельна программа).
Тренинговые занятия направлены на преодоление дезадаптации детей при переходе из начального звена в основное звено, а также на психологическую поддержку обучающихся в ситуации эмоционального напряжения.
Цель второй части – оказание психологической поддержки обучающимся с повышенным уровнем психологической ригидности в ситуациях эмоционального напряжения; способствовать раскрытию и развитию потенциала детей; а также продолжается работа по направлениям первой части.
Задачи второй части:
- сфокусировать внимание учащихся на важнейших умениях, которые необходимо освоить в адаптационный период;
- раскрытие и развитие личностного потенциала
- мотивировать учащихся к развитию силы воли, самоконтроля, своих способностей;
- развитие субъектности ребенка и формирование у него познавательной мотивации;
- формирование социально-коммуникативных действий.
Предлагаемый курс рассчитан на 1 год: 4 классы.
Первый год обучения и второй год обучения: 2 часть “Тренинговые занятия” для учащихся 4-х классов представлена в количестве 16 часов.
Занятия проводятся один раз в неделю. Обязательное требование- расстановка стульев по кругу, так чтобы обучающиеся могли видеть друг друга и общаться между собой.
Правила поведения на тренинговых занятиях:
- добровольность участия при четком определении своей позиции (не хочешь говорить или выполнять какое-либо упражнение- не делай этого, но сообщи об этом);
- не существует правильных и неправильных ответов. Правильный ответ тот, который на самом деле выражает твое мнение;
- анонимность рассказываемых ситуаций, случаев жизни и т.п. нельзя превращать рассказ в разбор поведения кого-либо;
- лучше промолчать, чем говорить не то, что ты думаешь, или просто врать;
- нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не просит;
- нельзя вне занятий обсуждать то, чем знаем друг о друге на тренингах, и то, как разные ребята ведут себя на них. Все что происходит на тренинговых занятиях, должно оставаться тайной.
Список литературы