Актуальность проблемы.
В психологии проблеме эмоций посвящено немало работ, тем не менее, считается, что эта проблема меньше всего разработана. Не случайно, такой известный психолог, как Н.Н Ланге, назвал проблему чувств “золушкой” психологии. Эта проблема занимает место гонимой, нелюбимой и вечно обобранной в пользу старших сестер – “ума” и “воли” [3,11].
Стоит отметить, что сейчас, хотя и есть работы, посвященные проблеме эмоций, но в основном они рассматриваются с физиологической стороны, и почти нет глубинных исследований, посвященных психологическому аспекту эмоций.
Таким образом, существует острая необходимость собственно психологического изучения проблемы эмоций.
Над темой эмоций работало немало известных ученых, как советских, так и зарубежных. Некоторые исследователи (например, Даффи) полагают, что в рамках поведенческой науки можно обойтись вообще без понимания “эмоция”. Другие же, (например, Томкинс, Изард) утверждают, что эмоции образуют первичную мотивационную систему человека. Ряд ученых придерживается того мнения, что большая часть эмоций разрушает и дезорганизует поведение, являясь основным источником психосоматических заболеваний (например, Лазарус, Юнг). Данные же других авторов показывают, что эмоции играют важную роль в организации, мотивации и подкреплении поведения (Липер, Мауэр). Есть даже мнение, что решение человеческих проблем заканчивается в подавлении и контролировании неадекватных эмоциональных реакций. Другие же считают, что лучшим выходом из ситуаций является высвобождение эмоций для их естественного взаимопонимания с другими подсистемами личности - когнитивными и гомеостатическими процессами, побуждениями и двигательными актами. [2,9] Сейчас нет единого взгляда на место эмоций в жизни человека, что доказывает сложность и актуальность данной проблемы для изучения.
В своих работах Г.Х. Шингаров утверждает: “ … общественными является тот факт, что эмоции имеют первостепенное значение для воспитания личности и для привития ей социально значимых черт”.
Так как эмоции играют важную роль в жизни детей, они помогают воспринимать действительность и правильно реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.
Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками.[1,32]
Для практического психолога поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.
Поэтому взрослые (родители и педагоги) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, гнева и других переживаний.
Сегодня очень много можно встретить программ, посвященных эмоциональному развитию детей дошкольного возраста, но, ни одна не отвечает рекомендациям, которые предложены О.В. Хухлаевой в программе по психологическому здоровью “Тропинка к своему я”. Она предлагает, следующие этапы знакомства с эмоциями.
1-й этап. Знакомство с некоторыми базовыми эмоциями.
Шаг 1. Первичное знакомство с чувствами.
Шаг 2. Обучение распознаванию и произвольному проявлению чувств.
2-й этап. Обучение пониманию относительности в оценке чувства.
3-й этап. Обучение конструктивному разрешению конфликтов.
Шаг 1. Обучение детей умению владеть своими чувствами.
Шаг 2. Обучение умению принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации.
Шаг 3. Обучение детей принятию ответственности за свои чувства на самих себя.
4-й этап. Итоговый.
А также четыре направления, которые рассмотрены ниже. [9,21]
За основу для написаний авторской программы “Радуга эмоций” была взята программа Крюковой С.В. “Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь” и рекомендации О.В. Хухлаевой.
К основным эмоциям относятся те, которые являются врожденными. Следуя классификации предложенной К. Изардом, были взяты темы и разработаны занятия для программы “Радуга эмоций”, к ним относятся все базовые эмоции, такие как: радость, горе, страх, гнев, интерес, отвращение, стыд, презрение, удивление.
Занятия по программе “Радуга эмоций” строится по такому принципу: знакомство с чувствами, пропуская их через все каналы восприятия информации, то есть, аудиальную, визуальную, кинестетическую.
Например, аудиальный канал – детям показываются пиктограммы и картинки с изображением чувств, они наблюдают за мимикой сверстников и педагога. Визуальный канал – слушают музыку, проговаривают воспоминания вслух из своего прошлого опыта, слушают остальных детей. Кинестетический канал – рисуют, показывают чувства руками, ногами, телодвижением.
Таким образом, знакомство с чувствами происходит по возможности со всех сторон.
Ценность занятий по программе “Радуга эмоций” состоит в том, что благодаря развитию эмоциональной сферы, дети расширяют круг осознаваемых чувств, они начинают глубже понимать себя и окружающих людей, им становится легче наладить дружеские отношения внутри коллектива сверстников.
Основываясь на выше сказанное, я считаю, чтобы помочь ребенку понять свое эмоциональное состояние и научиться управлять собой, необходимо развивать у детей эмоциональную сферу, через программу “Радуга эмоций”.
Цель программы: развивать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста.
Задачи:
- научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей;
- дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова);
- совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
Принципы:
Работая с детьми по данной программе, я руководствуюсь следующими принципами:
- Не навязывайте себя никому, в том числе и детям, с которыми вы хотите заниматься. Если по каким-то причинам детям не понравилось занятие, значит, отложите его до лучших времен, и попробуйте понять, что вы сделали не так.
- Остановитесь – если не знаете, как воздействовать. В процессе занятий с детьми могут возникнуть трудности, устранить которые сразу не получается. Проигнорируйте это событие, продолжайте вести занятие так, как будто ничего не произошло.
- Исключите неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции на момент ваших занятий с ними.
- Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми. Помните, что вы взрослый, потому что ведете занятие, во всем остальном вы такой же участник, как дети. Вы так же ползаете с ними по полу, показываете различные эмоции, рисуете. Вы – образец того свободного творческого поведения, которому невольно подражают и к которому тянутся дети.
- Не фиксируйте внимание на неудачах, не делайте замечаний, даже если вы искренне желаете в этот момент что-то исправить, кому-то помочь, кого-то больше подбодрить. Избыток вашего внимания или отрицательная оценка способны нарушить эмоциональное благополучие ребенка, а значит – навредить ему.
- Давайте качественные оценки, если не можете удержаться от них. На занятиях не бывает правильных и неправильных действий, здесь у всех все получается, все проявляют себя, как могут и как хотят, не боясь заслужить порицание, осуждение.
- Не сравнивайте детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставьте никого в пример. Помните, что здесь главное - не результативные достижения, а внутренняя свобода, эмоциональное благополучие.
- Используйте разные формы несловесной поддержки ребенку – улыбку, поглаживание по голове, обнимание за плечи и т д. [1,17]
Приемы и средства:
В процессе групповой и индивидуальной работы с детьми используются приемы, содержание которых отвечает задачам программы.
На занятиях работа идет параллельно по четырем основным направлениям, которые предложены О.В. Хухлаевой.
Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавать свои и чужие достоинства и недостатки.
Инструментальное направление требует формирования у ребенка умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, т.е. формирования личностной рефлексии.
Потребностно-мотивационное направление заключается в формировании умения находить в трудных ситуациях силы внутри себя, принимать ответственность за собственную жизнь, умения делать выбор, в формировании потребности в самоизменении и личностном росте.
Развивающее направление предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.
Данные направления помогают заложить основу рефлексии и самоизменения, и личностного роста. [9,35]
В занятиях используются следующие методические средства:
- Ролевые игры, которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе
- Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально- психологического тренинга.
- Релаксационные методы - использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации.
- Использование эмоционально-символических методов - групповое обсуждение различных чувств: радости, гнева,..; направленное рисование, т.е. рисование на определенные темы.
- Коммуникативные упражнении, при которых происходит тренировка способностей невербального воздействия детей друг на друга.
- Игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры, “мысленные картинки”.
Методы:
Выделенные параметры эмоциональной сферы прослеживаются не только при наблюдении за ребенком, но и при анализе выполнения ими заданий графических методик: рисования семьи, “Кактус”…
Методы, используемые для выявления эмоциональных особенностей детей старшего дошкольного возраста следующие:
- Методика – Г.А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина.
- Тест Тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, А. Амен)
- Методика “ Лесенка” (В.Г. Шур, С.Г. Якобсон)
- Графическая методика “Кактус” (модификация М.А. Панфиловой)
- Тест “Страхи в домиках” (модификация М.А. Панфиловой)
- Проективный тест “Дом – Дерево – Человек” (разработан Дж. Буком)
- Анкета для педагогов и родителей. (Приложение 6)
Длительность занятий. Формы организации занятий:
Программа “Радуга эмоций” рассчитана на один год, содержит 25 занятий, из них первые 5 занятий вводные, направленные на сплочение детей, сотрудничество, взаимопонимание, остальные 20 занятий тематические, на них дети знакомятся с эмоциями (Приложение 1)
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение всего года.
Продолжительность – 30 минут, для детей старшего дошкольного возраста.
Для эффективной поддержки детей используется групповая и индивидуальная форма работы.
Занятия проводятся в кабинете психологической разгрузки, где созданы все условия. На пол постелен ковер, кругом лежат подушки, на которых сидят дети. Подобраны дидактические пособия. Обстановка в кабинете располагает к общению, дети чувствуют себя комфортно и раскованно.
На занятия дети сидят полукругом - куполом, педагог при этом находится на некотором расстоянии от купола. Это дает возможность педагогу держать в поле своего внимания всю группу, и детям – хорошо его видно или дети вместе с педагогом сидят в кругу на ковре на маленьких подушечках.
Структура занятия:
Каждое занятие состоит из трех частей: разминка, основная часть и заключительная часть.
В разминку входит приветствие и ставит своей целью, включить детей в работу.
Основная часть определяется содержанием темы, рассматриваются определенные эмоции.
Заключительная часть – снятие у детей эмоционального возбуждения, подведение итогов занятия. (Приложение 2)
Ожидаемый результат
Дети научились понимать свое и окружающих людей эмоциональное состояние;
Имеют представление о способах выражения собственных эмоций;
Умеют управлять своими эмоциями и чувствами.
Мониторинг
Оценки результативности программы, в экспериментальных группах.
Авторская программа “Радуга эмоций” была апробирована на 125 дошкольниках старшего возраста в течение 3 лет.
Для того, что бы дать оценку результативности данной программы была проведена диагностика детей старшего дошкольного возраста до проведения занятий и после них.
Диагностика состояла из 8 тестовых методик (Приложение 4)
Данные результаты представлены в виде гистограмм (Приложение 3).
По результатам диагностики видно, что данная программа помогает решить многие проблемы детей, она благоприятно влияет на психическое состояние детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются “индикатором” состояния ребенка, с другой стороны сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Все без исключения эмоции полезны, если мы осознаем их и “ладим” с ними, то тогда мы сможем ими управлять. Но если мы прячем их за “ширму”, они, во-первых, будут недоступны, когда понадобятся, ведь мы их не одолеем, если подведет “ширма”, прорвись они – нам, же и повредят.
Поэтому, в первую очередь необходимо развивать эмоциональную сферу, а потом благодаря развитому направлять свою деятельность в другие сферы. [2,19]
Литература
- Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. “Я хочу”. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Изд. “ВИРТ” Кишинев. “Дорваль” СПб.,1993.
- Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5–7лет). – М.: Книголюб, 2004.
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М.: Айрис-пресс, 2004.
- Крюкова С.В. , Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие. – М.: Генезис, 2000.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург: У – Фактория, 2004.
- Пусть меня похвалят! / под ред. Е.Горбаченок, С.Слепица, Т.Казаченок. Белфакс, 2007.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Практическое пособие: 4 том. М.: Генезис, 2000.
- Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет. М.: Генезис, 2003.
- Хухлаева О.В., Хухлаева О. Е., Первушина И.М. Тропинка к своему я. М.: Генезис, 2004.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. /под ред.М.М. Буянова. – М.: Просвещение, 1990.
- Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. СПб.: “Валерии СПД”, 2001.