Анализаторы

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели урока: раскрыть содержание понятия анализатор; сформировать знание о функциях и строении анализаторов и их видов, о специфичности анализаторов, значении их частей в восприятии и анализе раздражений, действующих на человека; видах ощущений; раскрыть взаимодействие анализаторов, роль ощущений и восприятия в жизни человека, в познании окружающего мира.

Межпредметные связи: Информатика – икт, музыка – Бетховен, литература – произведения, в которых описываются органы чувств

Оборудование: таблицы с разными видами анализаторов, презентация, компьютер, на столах наборы – лимон, оливки, конфета, яблоко, киви, соль сахар. духи; шарфы, буклеты. Диск с музыкой Бетховена “Лунная соната”, видеомагнитофон.

Ход урока

1. Орг. момент слайд 1

2. Опрос фронтальный – даны дифференцированные задания, каждый выбирает себе задание. Слайд 2

1. Объясните высказывание И.М.Павлова: “Мозг – самое совершенное и сложное из созданий земной природы”.

2.Объясните, почему в процессе эволюции произошло разделение функций НС на соматическую и автономную?

3. Проанализируйте данные о нервной системе.

  • Количество крови, протекающей через 10 г массы головного мозга человека, составляет 136 см в 1 мм, желудка – 21 см в 1мм, скелетных мышц 12-17 см в 1 мм
  • Вода составляет 84% массы головного мозга человека и 65% массы всего тела

Мозг потребляет кислорода в 15-20 раз больше, чем мышц.

3. Изложение нового материала.

Класс делится на группы. Из каждой группы выбирают по 3 добровольца, им завязывают глаза. Играет спокойная музыка (“Лунная соната” Бетховена).

Учитель: Вы должны определить, что вам предложили, используя ваши органы. Каким путем вы получили эту информацию о предмете? При определении называйте, какой орган сыграл ведущую роль. Ассистенты подают предмет и записывают, а испытуемый называет орган, который помог ему определить данный предмет.

Учащиеся называют, что им было предложено, и какой орган им помог, это определить.

Учитель, какой орган вам еще помогал в данной работе? (Cлух)

Как эти органы называются? (Органы чувств или анализаторы)

Учитель: Так какая тема нашего урока? Анализаторы. Слайд 3

Тема урока записывается на доске. Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Учащиеся: называют цели урока. Учитель дополняет и помогает им правильно их сформулировать. Слайд 4

Эпиграф: “В них энергия внешнего мира перерабатывается в нервный процесс” И.П.Павлов.

Уч-ся предлагается начать заполнять таблицу:

Знал Что узнал Хочу узнать еще больше
     

Просмотр отрывка видеофильма.

Долгое время считалось, что окружающий мир мы познаем только с помощью органов чувств: глазами видим, ушами слышим, языком ощущаем вкус, носом чувствуем запахи, кожей – шероховатость, давление, температуру. На самом деле органы чувств являются лишь начальным звеном восприятия.

Слайд 5

Происхождение слова анализатор, когда и кем было предложено. Анализатор - от латинского “sensus” – чувство, ощущение. Учение об анализаторах, или сенсорных системах создал Иван Петрович Павлов в 1909 году.

Слайд 6. Схема к раскрытию понятия “Анализатор”.

Учитель: перед вами схема объясните, что этой схемой я хотела вам показать?

Уч-ся: раздражители имеют различные физические и химические процессы, которые воспринимает рецептор и уже возбуждение по проводящим путям передается в центры коры больших полушарий.

Слайд 7. “Органы чувств”. Работа с тетрадью, зачертить в тетрадь эту схему.

Вывод: Каждый анализатор обладает своей модальностью, то есть способностью получения своей информации. Возбуждение имеет одну и ту же природу – электрохимические сигналы в форме потока нервных импульсов.

Чувство Орган Что воспринимает
Зрение Глаз Световые волны
Слух Уши Колебания воздуха и жидкости внутреннего уха
Вкус Язык Молекулы пищи
Обоняние Нос Запах (летучие молекулы)
Осязание

Кожа

Шероховатость поверхности, давление, температуру

Учитель: Почему нервные импульсы не перепутываются?

Уч-ся: т.к. они поступают в соответствующую ему зону коры больших полушарий.

Учитель: звуковые волны, в какую часть коры больших полушарий поступают? (Височная доля коры больших полушарий)

Куда поступает информация от зрительного рецептора? (Затылочная доля коры больших полушарий)

Куда поступает информация от зрительного рецептора? (Затылочная доля коры больших полушарий)

Учитель: какое значение имеют органы чувств для человека?

Учитель: назовите литературные произведения, в которых говорится об органах чувств?

Уч-ся выдвигают различные версии значения органов чувств.

Уч-ся делает сообщение о галлюцинации.

Учитель: с помощью органов чувств мы можем получать не только достоверную информацию, но и ошибочную – иллюзия. (Слайд 10)

Учитель: иллюзия имеет самые различные причины: практический опыт человека, особенности анализаторов, изменение условий восприятия, дефекты органов чувств и т.д.

Практическая работа. Учитель предлагает картинки со зрительной иллюзией. Для каждой группы свой вид картинок. Каждая группа поясняет, что она увидела.

Слайд 11

Вывод: Все анализаторы работают согласованно и проверяют друг другу на практике.

4. Закрепление: вопросы для закрепления в буклете. Дается время группам для обсуждения. Представители от каждой группы отвечают и их дополняют из других групп.

Заполняют таблицу. Слайд 12

Знал Что узнал Хочу еще узнать больше
     

5. Рефлексия – выставление оценок.

Уч-ся выставляют себе оценки, аргументируя их.

Слайд 13

Учитель завершает урок: “В них энергия внешнего мира перерабатывается в нервный процесс” И.П.Павлов.

Вывод делают уч-ся почему.

6. Д/з параграф 48.

Приложение 1