Урок окружающего мира "Горные породы"

Разделы: Начальная школа


Цель: Изучение физических свойств горных пород (камня, песка, глины); развитие умения классифицировать по определенным параметрам горные породы; развитие способностей учащихся к рефлексивному анализу собственной деятельности; воспитание активной личности.

Задачи:

  1. Формировать представление о горных породах.
  2. Организовать практическую работу.
  3. Организовать работу в группах.

Оборудование:

  • Карточки для каждой группы (желательно на листах разного цвета);
  • таблички со словами (горные породы; тендер);
  • коробка с веществами и материалами;
  • физическая карта России;
  • флажки с буквами (к, г, п);
  • лотки с молоточком, с небольшими емкостями, с водой, с песком,
  • с глиной и камнями (соответственно для каждой группы);
  • компьютерная презентация.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами ученые, а наш кабинет – научно-исследовательский институт. Ученые – люди серьезные. Чтобы сосредоточить внимание, проведем небольшую разминку. Перед вами на розовых листочках лежит кроссворд. Ваша задача: разгадать его.

Чья группа быстрее справится? (Карточка 1.)

(Ученики, работая в группах, разгадывают кроссворд.)

У. Давайте проверим, что у вас получилось.

(Дети читают задание и называют ответ поочередно; учитель выводит на экран кроссворд, поочередно открывая ответы.) (Приложение. Слайд 1).

У. Какое ключевое слово у нас получилось?

Дети. Литосфера.

Актуализация знаний и выход на тему урока.

У. Дайте объяснение этому понятию. Для этого возьмите зеленый лист и выберите правильный из трех предложенных вариантов. (Карточка 2.)

(Ученики дают определение понятию.)

У. Докажите, расшифровав это слово.

Д. Лито – камень, сфера – оболочка.

У. Перед вами коробка с предметами. На какие две группы можно разделить все эти предметы?

Д. На вещества и материалы.

У. Дайте объяснение этим терминам.

Д. Вещество – вид материи, то, из чего состоят все физические тела; материал – предметы, вещества, идущие на изготовление чего-либо.

У. Какими общими свойствами обладают все твердые тела?

Д. Твердые тела имеют постоянную форму и объем.

У. Зачем сегодня мы вывели и дали объяснение ключевому слову – литосфера, зачем вспомнили свойства твердых тел? Может, кто-то из вас догадался, о чем мы будем говорить на уроке?

(Ученики дают ответы.)

У. Итак, тема нашего урока – горные породы.

(Табличка со словосочетанием горные породы вывешивается на доске.)

А с какой целью мы изучаем горные породы?

Д. Определить физические свойства пород и их применение.

Физкультминутка.

Основная часть.

У. Эти знания нам сегодня пригодятся. Строительная компания “Уралстрой” проводит тендер среди фирм – изготовителей материалов для качественной застройки домов.

Что из сказанного мной, было не понятным?

Д. Тендер.

(Учитель вывешивает табличку со словом тендер на доску.)

У. Может, кто-то знает, что оно обозначает? Какая книга поможет разобраться со значением этого слова?

Д. Толковый словарь.

(Ученики, работая в группе, находят значение слова.)

Д. (Зачитывают.) Тендер – конкурентные торги, конкурсная форма размещения заказа.

У. Нашему научно-исследовательскому институту поручено выяснить свойства горных пород, из которых сделают качественные строительные материалы.

Каждая группа представляет собой исследовательскую лабораторию, которая будет работать с определенной горной породой.

Перед вами желтые листы, на них заданы параметры для исследования горной породы.

(Карточка 3.)

На отдельных столах размещены лаборатории, где вы будете производить необходимые опыты. Столы, за которыми вы сейчас сидите, это научные аудитории, где вы сможете сделать записи и выводы. Когда будете работать над последней графой таблицы, используйте подготовленные вами дома материалы.

Итак, 1 группа работает с камнем, 2 – с песком, 3 – с глиной. Приступайте к работе.

(Дети исследуют, делают записи.)

У. Заслушаем отчет 1 лаборатории (рассказывают о камне); 2 лаборатории (рассказывают о песке); 3 лаборатории (рассказывают о глине).

(Свои рассказы учащиеся строят по плану, заданному на Карточке 3; во время ответа на о месторождении горной породы дети прикрепляют к физической карте России флажки с соответствующей буквой; учитель сопровождает рассказы учащихся компьютерной презентацией, см. Приложение.)

У. Какие возникли вопросы к отвечающему? Есть ли дополнения?

У. Вспомните, какой конкурс был объявлен строительной компанией?

Д. Тендер.

У. Как считаете, может ли ваша лаборатория рекомендовать исследованную горную породу для использования ее в строительстве?

(Ответы детей.)

Итог урока.

У. Подведем итог. В своей группе проговорите, что нового каждый из вас унес с урока, чем пополнил свои знания. На обсуждение даю 2 минуты.

(Обсуждения в группах.)

У. Кто хочет высказаться? Какие у вас есть предложения?

(Заслушиваются высказывания детей.)

У. Та группа, участники которой считают, что все прошло удачно, урок понравился, возьмитесь за руки и поднимите их вверх.

(Учитель отмечает особенно активных детей, остальным предлагает сдать оформленные дома материалы.)

Домашнее задание.

У. Вы уже говорили, что разновидностей камней, песка и глины много. Поэтому дома я предлагаю вам подготовить сообщение о каких-либо интересных видах горных пород.

Карточка 1.

  1. Самая яркая звезда.
  2. Земля – единственная … планета.
  3. Какая по счету от Солнца планета Земля.
  4. То, чем покрыта большая часть Земли.
  5. Остальная часть планеты.
  6. Воздушная оболочка Земли.
  7. Водная оболочка Земли.
  8. Чертеж поверхности Земли.
  9. Из недр Земли добывают полезные …

Карточка 2.

  1. Литосфера – живая оболочка Земли.
  2. Литосфера – каменная оболочка Земли.
  3. Литосфера – газообразная оболочка Земли.

Карточка 3.

Для 1 группы.

Камень.

Состояние  
Постоянство формы  
Цвет  
Запах  
Растворяемость  
Месторождение  
Использование  

Для 2 группы.

Песок.

Состояние  
Постоянство формы  
Цвет  
Запах  
Растворяемость  
Месторождение  
Использование  

Для 3 группы.

Глина.

Состояние  
Постоянство формы  
Цвет  
Запах  
Растворяемость  
Месторождение  
Использование