Правило проверки слов с непроизносимыми согласными. Русский язык. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока: познакомить с правилом проверки написания слов с непроизносимыми согласными.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • учить сравнивать в словах произношение и написание корня;
    • учить составлять словосочетания и предложения;
    • учить распознавать орфограмму и проверять её.
  • Развивающие:
    • развивать умение выделять главное;
    • сопоставлять факты, анализировать, высказывать свою точку зрения  и отстаивать её по проблеме урока.
  • Воспитательные задачи:
    • развивать культуру речи, взаимоотношения, речевой этикет;
    • воспитывать уважение, понимание друг к другу и нравственное отношение к явлениям природы.

Тип урока: объяснение материала.

Форма урока: компьютерный.

Методы: информационные, наглядные, практические.

Оборудование: компьютеры для индивидуального пользования, игровой материал (матрёшки), тесты.

ХОД УРОКА

1. Активизация знаний учащихся

Приложение 1. Слайд 1.

Звучит музыка  Вивальди. На экране зимний пейзаж и строки А.С. Пушкина.

Учитель:

Мороз и солнце. День чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный.
Пора, красавица, проснись,
Открой сомкнуты негой взоры…

Учитель. Ребята, с этих бессмертных строк А.С. Пушкина мы начнём сегодня наш урок.
Учитель. О каком времени года говорит поэт? (О зиме.)
Учитель. Какие приятные события связаны с этим временем года? (Новый год, новогодний праздник, зимние каникулы, катание на санках)
Учитель. Что нужно знать, чтобы писать без ошибок? (Нужно знать правила, орфограммы)
Учитель. А что называется орфограммой? (Правильное написание буквы в слове)
Учитель. Какие орфограммы корня мы уже изучили? (Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением, например,  земля – земли, поля – поле. Безударная гласная в корне слова, непроверяемая ударением, например, собака, язык, жёлтый.
Учитель. Как мы называем слова, с непроверяемой безударной гласной в корне?  (Словарные слова)

2 . Словарная работа

Учитель. Словарную работу мы проведём сегодня за компьютерами. Ваша задача  правильно вставить пропущенные гласные в словарные слова т.е. выполнить тест, который предлагает компьютер.

Учащиеся садятся за компьютеры и выполняют тест.

Тест 1.

В_рона, б_рёза, г_рох, земл_ника, к_ртофель, с_рока, с_бака, _рех, пш_ница, в_робей, _гурец.

Учитель.  Поднимите руки те, кто получил отметку «5». Молодцы! Я очень рада за вас! Все остальные посмотрите на экран, давайте ещё раз прочитаем все слова, чётко  проговаривая орфограммы.

Слайд 2.

(Дети цепочкой читают по одному слову чётко проговаривая.)

Учитель.  На какие две группы можно разделить эти слова? (Одни слова отвечают на вопрос кто?, а другие на вопрос что? Одни слова называют животных, а другие растения)
Учитель.  Что объединяет все эти слова? (Все слова – имена существительные.)
– Какие ещё части речи, кроме имён существительных вам знакомы? (Имена прилагательные, глаголы, предлоги).
Учитель. Что обозначают прилагательные? Подберите к каждому существительному прилагательное, подходящее по смыслу. (Чёрная ворона, белоствольная берёза, сочный горох, злая собака, спелая пшеница и т.д.)
Учитель. Что мы с вами составляли? (Словосочетания)
Учитель. Запишите три наиболее понравившихся словосочетания с вопросом и выделением главного слова. (Чёрная ворона, белоствольная берёза, сочный горох, вкусная земляника)
Учитель.Молодцы! Надеюсь, что теперь вы запомнили правильное написание этих слов и не сделаете больше ошибок.

3. Работа над новым материалом

Учитель. Теперь садитесь за парты, продолжаем урок. Сегодня мы знакомимся с новой орфограммой. Посмотрите на экран. Прочитайте слова. Вы, ребята, заметили, что в словах пропущены буквы, но при чтении мы их не услышали. Значит это «опасное место». Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы правильно написать эти слова? (Подобрать проверочные слова)

Слайд 3.

Учитель. Как вы думаете, какой звук в этих словах не произносится, но пишется. Подберите проверочные слова. (В слове грустный не произносится звук  т, но пишется буква т, проверочное слово грусть)

(По щелчку непроизносимый согласный прилетает на своё место).

Учитель. Ребята, если звуки не произносятся, но пишутся, как вы думаете может называться эта орфограмма? (Непроизносимый согласный в корне слова).
Учитель. Да, действительно, согласные звуки, которые не произносятся. но пишутся в словах, называются непроизносимыми.

4. Работа с учебником

Учитель. Откроем учебники. Прочитаем правило на странице 111. (Ученик читает правило)
Учитель. Что же  нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании этой орфограммы. (Для этого нужно подобрать проверочное слово, чтобы этот согласный слышался отчётливо).

5. Релаксация

Прежде чем мы продолжим работу с учебником, выполним гимнастику для глаз.

Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать зрачками слева-направо. Затем справа-налево (повторить 3 раза)
Медленно проводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот (повторить 3 раза)
Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на  нём определённую точку следить за вращением этой точки.

6. Первичное закрепление

Учитель.Продолжаем работу с учебником. Давайте выполним 295 упражнение  .

(Дети работают в тетрадях и два ученика у доски) 

7. Работа над новым словарным словом 

Учитель. Послушайте такие строки, угадайте о ком они?

Мы весёлые подружки,                                  В сарафанах наших пёстрых,
Ладушки, ладушки.                                          Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,                                Мы похожи, словно сёстры,
Ладушки, ладушки.                                        Ладушки, ладушки.

(Матрёшки)

Учитель. Матрёшки у нас сегодня в гостях. Каждая принесла с собой букву. Если вы поставите матрёшек по росту на магнитной доске, то узнаете слово над которым мы сейчас будем работать.

(Ученик у доски выполняет задание. Это слово – «праздник» )  

Учитель.Подходит ли это слово под нашу орфограмму? (Да).
Учитель. Какой звук не произносится, но пишется? (Звук Д)
Учитель. Да, есть такие непроизносимые согласные, правописание которых нельзя проверить.
Учитель.А что такое праздник? (Это когда все радуются, когда дарят друг другу подарки)
Учитель.Послушайте, как объясняется это слово в толковом словаре С.И Ожегова.

(Сообщение ученика)

Праздник день торжества, установленный в честь или память кого-либо или чего-либо. Изначально «праздник» – день свободный от работы.

Учитель. Дайте звуко-буквенную характеристику слова. (2 слога, ударение падает на гласную – а. 2 гласных. 6 согласных, 8 букв, 7 звуков)
Учитель. Запишите слово в словарики. (Ученики записывают)
Учитель. Работаем в группах.

  • 1 группа – придумывает словосочетания со словом праздник
  • 2 группа – придумывают предложения со словом праздник.

Самое интересное предложение запишем в тетради. («Девятое мая – праздник Победы»)
Учитель. Какую знаменательную дату отмечали мы  9 мая? (63-летие Победы)
Учитель. Да, ребята, уже 60 лет мы живём под мирным небом. Но никогда не  забывайте, что этим мы обязаны защитникам, погибшим в той страшной и кровопролитной войне. (Проверка. Запись предложения.)
Учитель.Какой можем сделать вывод? (Правописание непроизносимых согласных следует проверять по орфографическому словарю)

8. Рефлексия урока

Мороз и солнце. День чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный.
Пора, красавица, проснись,
Открой сомкнуты негой взоры… (А.С.Пушкин)

Учитель. А теперь вернёмся к стихотворным строкам А.С. Пушкина. Найдите слова с непроизносимыми согласными и подберите проверочные слова. (Чудесный – чудеса, прелестный – прелесть)
Учитель. Подведём итог. Ответим на вопросы таблицы.

Что я знал? Что я узнал? Что я хочу узнать?

Учитель. Ваши знания по нашей сегодняшней теме проверим тестом. Пройдите за компьютеры.

Тест 2.

Ярос_ный, хрус_нуть, поз_ний, капус_ница, жалос_ный, скорос_ной, завис_ливый.

9. Домашнее задание (по выбору)

– Составить 5 предложений со словами с непроизносимыми согласными.
– Выполнить упражнение 297 стр.112.

Учитель. Внимательно работали на уроке. Отметки за тест по словарной работе поставим в дневники. Спасибо, за работу.