Цели урока:
- Образовательные: обобщить знания учащихся, полученные в 3 классе, обогащать словарный запас учащихся, прививать умение делать обобщение, выводы, аргументировать свои ответы.
- Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память, речь, познавательные способности учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость.
- Воспитательные: воспитывать культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Психологический настрой на работу
– Ребята, сегодня у нас гости. Давайте
поприветствуем их.
– Улыбнёмся друг другу!
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ли на месте, всё ли в порядке;
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
– А сейчас откроем тетради.
Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу.
На “отлично” напишу.
– Запишите число и вид работы в свою тетрадь.
II. Минутка чистописания
Повторяем написание буквы «О»
1 строка: написание буквы о
2 строка: ос, он, ол, ом, оя, ов, од
– О чём идёт речь в этой загадке?
Загадка:
Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят… (осень)
3 строка: осень – осенний
– Обозначьте орфограммы, объясните их.
– Что записали? (Слово) Что главное в слове? (Значение)
– Какое значение есть у слов? (Лексическое –
основы и грамматическое – окончания).
– Какое лексическое значение у слова «осень»? (Время
года)
– Словом какой части речи является
слово-отгадка? (Именем существительным)
– Как изменяются все имена? (По падежам)
– Устно просклоняйте это имя существительное.
(Схема-рисунок на 1 форзаце учебника).
– Подберите однокоренное имя прилагательное.
– Какие слова называются однокоренными?
– Запишите, обозначьте орфограммы, объясните их.
– Из предложенных существительных подберите
такое, которое будет подходить к этому имени
прилагательному.
Доска: погода, листья, лес, озеро. Почему?
III. Работа с предложением и текстом
1. Восстановите деформированное предложение.
– Что называется предложением?
– Как правильно построить предложение?
субботу, всем, осенний, в, мы, на, классом, прогулку, лес, ходили, в
В субботу мы всем классом ходили на прогулку в осенний лес.
– Запишите предложение. Какие знания вы
применили при записи этого предложения?
– Дайте характеристику этому предложению.
– Подчеркните грамматическую основу этого
предложения. Чем выражены главные члены
предложения? В какой форме они стоят?
– Сколько слов потребовалось для записи этого
предложения? А сколько в нём членов предложения?
Почему?
– Назовите слова из предложения, в которых есть
такие орфограммы:
- Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением;
- Парная согласная в корне слова:
- Удвоенная согласная, в чём различие?;
- Безударная гласная в приставке:
- Безударная гласная в окончании, в чём отличие?;
- Какие слова связаны с раздельным написанием? Почему?
2. Картина «В осеннем лесу» (мультимедиапроектор)
– Что же в первую очередь увидели ребята в
осеннем лесу? Какие изменения произошли? (Деревья,
сменили окраску листья)
– Отгадайте, какие деревья растут в этом лесу?
Запишите отгадки в тетрадь.
3. Загадки или ребусы (работа в группах – каждой группе по 1 загадке.)
А) Стоит Алёна: платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза) – картинкаБ) Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина) – картинкаВ) Никто её не пугает, а она вся дрожит. (Осина) – картинка
Г) Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок! (Дуб) – картинкаД) Каждый год на нём с охотой
Вырастают вертолёты.
Жаль, что каждый вертолёт
На всего один полёт! (Клён) – картинка
– На какие три группы можно разбить эти слова?
– Что между ними общего?
4. Работа в парах. Проверка. Запись на доске
– Подберите имена прилагательные, которые помогут описать, какие листья у этих деревьев.
Берёза – золотые, лимонные, резные
Рябина – узорчатые
Осина – жёлтые, малиновые, пурпурные
Дуб – коричневые, медные
Клён – жёлтые, оранжевые, красные, разноцветные, резные.
– Как можно назвать осень, которая поселилась в лесу? (золотая)
5. Запись под диктовку с «окошечком»
– Возвращаемся в наш лес. Запишите предложение, задавая орфографические задачи.
В лесу поселилась золотая осень.
В л.(и/е)су п.(а/о)с.(и/е)лил.(а/о)с.(?) з.(а/о)л.(а/о)тая ос.(и/е)н.(?).
– Все ли орфографические задачи заданы? Какие
ещё можно задать?
– Решите орфографические задачи, выберите в
каждом случае правильную букву, подчеркните
орфограммы.
– Какие самостоятельные части речи есть в этом
предложении, а служебные?
6. Выполнение грамматических заданий
– Золотая осень – время грибов. Антоша (герой
учебника М.Соловейчик «К тайнам нашего языка»)
собрал полную корзинку.
Но это не обычные грибы, а грибы-задания. Берём
грибок, читаем задание, выполняем.
Осень – звуко-буквенный разбор (Памятка з-б
– стр 74)
Поселилась – разбор по составу (Памятка с.с.
–с.75)
В лесу – как часть речи (Памятка ч.р. – с. 76)
IV. Физкультпауза
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше…
V. Развитие речи
1. Подготовительная работа
– Продолжите рассказ о прогулке в осенний лес, составив 3 – 5 предложений, пользуясь словосочетаниями из справочного бюро, употребляя приёмы сравнения, олицетворения.
Справочное бюро: ранняя осень, тёплый солнечный день, осенний наряд, масса листьев, праздник у рябины, золотой наряд, могучий великан, коренастые белые грибы, пёстрые осенние листья, красные бусы, королева осеннего леса, золотой ковёр, золотые монетки, чудесное настроение, грустно.
– В своём тексте расскажите об осеннем наряде
деревьев, золотом ковре земли. В конце текста
выразите чувства, которые вызывает у вас осенний
лес.
– Какой вид текста вы будете составлять: деловой
или картинный? Почему?
– Вспомните правила составления хорошего
текста. (Памяткат. – с.78)
– Как уйти от орфографических ошибок при
написании текста?
2. Написание текста. (самостоятельная работа)
3. Перечитайте свой текст. Попробуйте сделать его лучше – поработайте редактором. (Памятка р. – с.73)
4. Поработайте корректором. (Памятка4 – с.79)
5. Чтение текстов и их оценивание. (1-2 человека).
VI. Итог урока
– Что повторили на уроке?
– Чему учились?
– Оценивание работы учащихся на уроке.
VII. Рефлексия
На лист приклеить листья клёна, если урок
понравился.
На другой лист приклеить листья берёзы, если урок
не понравился.
VIII. Домашнее задание
– Написать текст «В осеннем лесу» на чистовик. Оформить свою работу.
– Спасибо за хорошую работу!