Обобщение знаний по русскому языку за 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • Образовательные: обобщить знания учащихся, полученные в 3 классе, обогащать словарный запас учащихся, прививать умение делать обобщение, выводы, аргументировать свои ответы.
  • Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память, речь, познавательные способности учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость.
  • Воспитательные: воспитывать культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!

Психологический настрой на работу

– Ребята, сегодня у нас гости. Давайте поприветствуем их.
– Улыбнёмся друг другу!

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ли на месте, всё ли в порядке;
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

– А сейчас откроем тетради.

Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу.
На “отлично” напишу.

– Запишите число и вид работы в свою тетрадь.

II. Минутка чистописания

Повторяем написание буквы «О»

1 строка: написание буквы о
2 строка: ос, он, ол, ом, оя, ов, од

– О чём идёт речь в этой загадке?

Загадка:

Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят… (осень)

3 строка: осень – осенний

– Обозначьте орфограммы, объясните их.
– Что записали? (Слово) Что главное в слове? (Значение)
– Какое значение есть у слов? (Лексическое – основы и грамматическое – окончания).
– Какое лексическое значение у слова «осень»? (Время года)
– Словом какой части речи является слово-отгадка? (Именем существительным)
– Как изменяются все имена? (По падежам)
– Устно просклоняйте это имя существительное. (Схема-рисунок на 1 форзаце учебника).
– Подберите однокоренное имя прилагательное.
– Какие слова называются однокоренными?
– Запишите, обозначьте орфограммы, объясните их.
– Из предложенных существительных подберите такое, которое будет подходить к этому имени прилагательному.

Доска: погода, листья, лес, озеро. Почему?

III. Работа с предложением и текстом

1. Восстановите деформированное предложение.

– Что называется предложением?

– Как правильно построить предложение?

субботу, всем, осенний, в, мы, на, классом, прогулку, лес, ходили, в

В субботу мы всем классом ходили на прогулку в осенний лес.

– Запишите предложение. Какие знания вы применили при записи этого   предложения?
– Дайте характеристику этому предложению.
– Подчеркните грамматическую основу этого предложения. Чем выражены главные члены предложения? В какой форме они стоят?
– Сколько слов потребовалось для записи этого предложения? А сколько в нём членов предложения? Почему?
– Назовите слова из предложения, в которых есть такие орфограммы:

  • Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением;
  • Парная согласная в корне слова:
  • Удвоенная согласная, в чём различие?;
  • Безударная гласная в приставке:
  • Безударная гласная в окончании, в чём отличие?;
  • Какие слова связаны с раздельным написанием? Почему?

2. Картина «В осеннем лесу» (мультимедиапроектор)

– Что же в первую очередь увидели ребята в осеннем лесу? Какие изменения произошли? (Деревья, сменили окраску листья)
– Отгадайте, какие деревья растут в этом лесу? Запишите отгадки в тетрадь.

3. Загадки или ребусы (работа в группах – каждой группе по 1 загадке.)

А) Стоит Алёна: платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза) – картинка

Б) Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина) – картинка

В) Никто её не пугает, а она вся дрожит. (Осина) – картинка

Г) Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок! (Дуб) – картинка

Д) Каждый год на нём с охотой
Вырастают вертолёты.
Жаль, что каждый вертолёт
На всего один полёт! (Клён) – картинка

– На какие три группы можно разбить эти слова?
– Что между ними общего?

4. Работа в парах. Проверка. Запись на доске

– Подберите имена прилагательные, которые помогут описать, какие листья у этих деревьев.

Берёза – золотые, лимонные, резные
Рябина – узорчатые
Осина – жёлтые, малиновые, пурпурные
Дуб – коричневые, медные
Клён – жёлтые, оранжевые, красные, разноцветные, резные.

– Как можно назвать осень, которая поселилась в лесу? (золотая)

5. Запись под диктовку с «окошечком»

– Возвращаемся в наш лес. Запишите  предложение,  задавая орфографические задачи.

В лесу поселилась золотая осень.
В  л.(и/е)су  п.(а/о)с.(и/е)лил.(а/о)с.(?)  з.(а/о)л.(а/о)тая ос.(и/е)н.(?).

– Все ли орфографические задачи заданы? Какие ещё можно задать?
– Решите орфографические задачи, выберите в каждом случае правильную букву, подчеркните орфограммы.
– Какие самостоятельные части речи есть в этом предложении, а служебные?

6. Выполнение грамматических заданий

– Золотая осень – время грибов. Антоша (герой учебника М.Соловейчик «К тайнам нашего языка») собрал полную корзинку.
Но это не обычные грибы,  а грибы-задания. Берём грибок, читаем задание, выполняем.
Осень – звуко-буквенный разбор (Памятка з-б – стр 74)
Поселилась – разбор по составу (Памятка с.с. –с.75)
В лесу – как часть речи (Памятка ч.р. – с. 76)

IV. Физкультпауза

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше…

V. Развитие речи

1. Подготовительная работа

– Продолжите рассказ о прогулке в осенний лес, составив 3 – 5 предложений, пользуясь словосочетаниями из справочного бюро, употребляя приёмы сравнения, олицетворения.

Справочное бюро: ранняя осень, тёплый солнечный день, осенний наряд, масса листьев, праздник у рябины, золотой наряд, могучий великан, коренастые белые грибы, пёстрые осенние листья, красные бусы, королева осеннего леса, золотой ковёр, золотые монетки, чудесное настроение, грустно.

– В своём тексте расскажите об осеннем наряде деревьев, золотом ковре земли. В конце текста выразите чувства, которые вызывает у вас осенний лес.
– Какой вид текста вы будете составлять: деловой или картинный? Почему?
– Вспомните правила составления хорошего текста. (Памяткат. – с.78)
– Как уйти от орфографических ошибок при написании текста?

2. Написание текста. (самостоятельная работа)

3. Перечитайте свой текст. Попробуйте сделать его лучше – поработайте редактором. (Памятка р. – с.73)

4. Поработайте корректором. (Памятка4 – с.79)

5. Чтение текстов и их оценивание. (1-2 человека).

VI. Итог урока

– Что повторили на уроке?
– Чему учились?
– Оценивание работы учащихся на уроке.

VII. Рефлексия

На лист приклеить листья клёна, если урок понравился.
На другой лист приклеить листья берёзы, если урок не понравился.

VIII. Домашнее задание

– Написать текст «В осеннем лесу» на чистовик. Оформить свою работу.

– Спасибо за хорошую работу!