Внеклассное мероприятие во 2-м классе "Осень в лесу"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • расширить знания учащихся об осенних изменениях в природе;
  • развивать творческую активность детей, их индивидуальность;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: магнитная доска, картины осенней природы, осенние листья, магнитофон, запись пьесы П. И. Чайковского «Октябрь», сочинённые детьми сказки о берёзе, кроссворд, плакат с изображением ёлки.

ХОД ПРАЗДНИКА

Учитель: Осень, ребята – это прекрасное время года. Сколько впечатлений дарит она человеку. Её красота вдохновляла поэтов и композиторов на самые чарующие слова и звуки.

1 ученик.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса… (А. С. Пушкин)

Учитель: А сколько тайн несут в себе звуки осеннего леса…

2 ученик.

Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Ты о чём шумишь листвою? (С. Погореловский)

Учитель: А теперь представим, что мы переносимся в осенний сказочный лес.

(Звучит музыка П. И. Чайковского «Октябрь». На фоне музыки слова учителя).

– Что-то грустное и прощальное слышится в осеннем лесу. Чист и прозрачен воздух, прозрачна река. Тихо в лесу, шелестит под ногами опавшая листва.

3 ученик.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То тут, то здесь в листве сквозной
Просветы в небе, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной. (И. Бунин)

Учитель: Деревья осеннего леса придут к вам в гости. Но какие это деревья, вы узнаете, отгадав загадки.

1. В белом сарафане встала на поляне,
Летели синицы, сели на косицы. (Берёза)

2. Весной зеленела, летом загорала,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

3. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

4. Что же это за девица: не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт, а в иголках целый год. (Ель)

– А вот и наши гости! (Появляются «деревья»)
– Расскажи нам, берёзка, как осень встречаешь, какую пользу людям приносишь.

Берёза. Я символ нашей Родины. Нет для русского человека роднее дерева, чем я. Обо мне и песни поют, и стихи пишут.

4 ученик.

Наряд её лёгкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И сколько задумчивых песен
Поётся в народе о ней!
Он делит с ней радость и слёзы,
И так уж она хороша,
Что кажется – в шуме берёзы
Есть русская наша душа. (Р. Рождественский)

(Группа девочек исполняет танец « Во поле берёза стояла»)

Берёза. Осенью я надеваю золотое платье. Золотым дождём сыплются на землю мои листья. В застывшей тишине плывут по воздуху мои листья – кораблики и рассказывают свои, только им известные, сказки.

Учитель: Послушай, берёзка, какие сказки придумали про тебя наши ребята.

(Чтение 2-3 сказок, придуманных детьми)

5 ученик.

Осень! Осыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтевшие по ветру летят.
Лишь вдали красуются – там, на дне долин,
Кисти ярко – красные вянущих рябин. (А. Толстой)

Рябина. Есть что – то весёлое, радостное, русское в моём деревце. В народных песнях меня часто называют рябинушкой. Осенью мои листья желтеют, становятся пурпурными и опадают, а оранжево–красные гроздья плодов остаются на деревьях на всю зиму. Мои плоды собирают после первых заморозков. Из них варят варенье, начинки для конфет…

Учитель: А вы знаете, ребята, что:

1) ягодой рябину называют лишь в народе, а строго говоря, её плоды – это маленькие яблочки: мясистые, с семечками внутри;
2) плоды её богаты витаминами;
3) рябина может сохранить урожай картофеля от порчи: листья мелко нарубают и пересыпают ими картофель. Для сохранения 100 кг картофеля достаточно всего 300 г рябиновых листьев;
4) в лесу много рябины – осень будет дождливая, если же мало – сухая.

Учитель: А ты, осинка, что нам принесла?

Осина. Я приготовила вам кроссворд «Угадайте листок».

(На доске листья с данных деревьев)

Ответы: 1. Дуб, 2. Берёза, 3. Еель, 4. Клён.

Учитель: А вы знаете, что:

1) корой молодых осинок кормятся зайцы – беляки поздней осенью и зимой;
2) горькую кору гложут лоси;
3) в дуплах старых толстых осин гнездятся птицы, белки складывают свои запасы;
4) осина и без ветра шумит;
5) у дуба и осины самый поздний листопад.

Учитель: А как встречает осень ёлочка?

Ёлочка. Каждую осень, в день моего рождения, деревья дарят мне подарки. Осина дарит красные фонарики, клён роняет оранжевые звёзды, ива засыпает золотыми рыбками, берёза – золотыми корабликами. И стою я нарядная, разноцветная.

(Деревья украшают рисунок ёлочки. Дети исполняют песню «Падают, падают листья», муз. М. Красева, сл. А. Березняк)

Учитель: А теперь поиграем в игру «Да или нет» (Дайте правильный ответ):

– Осенью цветут цветы?
– Осенью растут грибы?
– Тучки солнце закрывают?
– Колючий ветер прилетает?
– Туманы осенью плывут?
– Ну, а птицы гнёзда вьют?
– А букашки прилетают?
– Звери норки закрывают?
– Урожай все собирают?
– Птичьи стаи улетают?
– Часто-часто льют дожди?
– Достаём ли сапоги?
– Солнце светит очень жарко?
– Можно детям загорать?
– Ну, а что же надо делать?
– Куртки, шапки надевать?

Учитель: А теперь послушайте стихи о том, как меняется жизнь животных.

6 ученик.

Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще.
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел!
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде, по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи. (Е. Благинина)

7 ученик.

Почему грибы на ёлке
На сучках сидят верхом?
Не в корзинке, не на полке,
Не во мху, не под листом –
У ствола и среди веток
На сучки они надеты.
Кто устроил их так ловко?
Кто с грибов очистил сор?
Это белкина кладовка,
Это белкин летний сбор.
Вот она по веткам скачет,
Промелькнула над кустом,
Точно бойкий рыжий мячик
С пышной шерсткой и хвостом. (Е. Трутнева)

8 ученик.

Собрались и полетели утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели мастерит медведь берлогу.
Заяц в мех оделся белый, стало зайчику тепло.
Носит белка месяц целый про запас грибы в дупло.

9 ученик.

Рыщут волки ночью тёмной за добычей по лесам.
Меж кустов к тетёрке сонной пробирается лиса.
Прячет на зиму кедровка в старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели северяне – снегири. (Е. Головин)

Учитель: Вот мы с вами и побывали в осеннем лесу. Красив и богат наш лес. Но мы должны постараться, чтобы таким он был всегда. И наше путешествие в осенний лес хочется закончить словами поэта Р. Рождественского:

Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство…страны.
Все деревья в нём, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать – не сочтёшь!
Сердцу любо, коль знаешь, что за год
В сосняке разрослась молодёжь.