Цели:
- учить уважению, принятию и правильному пониманию богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности;
- формировать такие качества, как терпимость, взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность.
1. «Сказка о любви» (см. Приложение)
2. Беседа о толерантности
а) Знакомство с символом «монада» (см. Приложение)
На флаге и гербе Южной Кореи есть символический
знак «монада», в котором сочетаются добро и зло,
темная и светлая силы, земля и небо и т.д. Корейцы
считают, что не может быть мира без темных и
светлых сторон, что они сочетаются. В мире нет
силы без слабости, юга без севера, верха без низа,
тепла без холода, дня без ночи, жизни без смерти,
мужчины без женщины.
В человеке, как в частичке мира, также уживаются
добро и зло, активность и пассивность, правда и
ложь, мудрость и глупость и т.д.
б) Упражнение «Таблица антиподов».
Разделите страницу пополам, напишите отрицательные и положительные черты своей личности. (Обсуждение)
Вывод: Темное пятно – на светлом фоне и светлое пятно – на темном. Как не бывает в жизни идеального человека, так и в самом отъявленном преступнике имеется что-то хорошее.
Важно стараться принимать себя и других такими, какие они есть; опираться на то хорошее и доброе, что в человеке имеется. «Я принимаю тебя и пытаюсь понять причину твоих поступков».
в) Упражнение «Камушек в ботинке».
У каждого человека есть своя проблема. Найдите в себе темное пятно, которое мешает жить в мире с другими.
г) Упражнение «Жемчужина в раковине».
Каждый человек носитель своих хороших качеств и достоинств. Найдите свое светлое пятно, которое является вашим высшим достоинством.
Вывод: Все люди разные по своим качествам, цвету кожи, национальности. Мы должны уважать человека таким, какой он есть, терпеть человеческие недостатки.
– Это и есть ТОЛЕРАНТНОСТЬ. 16 ноября – Международный день толерантности. На первый взгляд это слово звучит совершенно непонятно; но смысл, который оно несет, очень важен для существования человека. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, который обладает чувством самоуважения и уважает окружающих.
– Что же такое толерантность? (Ответы детей)
Учитель обобщает все сказанное, изображает в виде солнца:
Терпимость к чужому |
прощение |
уважение прав других |
сострадание |
ТОЛЕРАНТНОСТЬ |
сотрудничество |
принятие другого таким, |
милосердие |
уважение человеческого |
– Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает наоборот…
3. Сценка «Перед вами две дороги. Выбирайте…» (см. Приложение)
Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее.
4. «Сказочка о счастье» (см. Приложение)
Вывод: Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.
5. Итог
– Наш класс – это большая семья. И хотелось, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. Что для этого нужно? (Ответы детей)