Цель урока: расширить знания учащихся о диаграммах, дать понятие о столбчатых диаграммах, учить применять изученный материал к решению задач, применению в повседневной жизни.
Задачи:
Образовательные:
- Научить читать диаграммы;
- научить строить диаграммы на бумаге при помощи карандаша и линейки и на компьютере.
Воспитательные:
- Воспитывать у учащихся навыки учебного труда;
- формировать ответственность;
- воспитывать познавательную активность.
Развивающие:
- Совершенствование умственной деятельности: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать и делать выводы, выделять существенные признаки;
- способствовать творческой деятельности учащихся;
- продолжать развитие навыков работы с информационными технологиями.
Методы обучения: словесно-наглядный.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная работа, работа на ПК, групповая работа (домашнее задание).
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, печатные средства.
План урока:
- Организационный момент – 1мин.
- Устная работа. Актуализация знаний – 5мин.
- Изучение нового материала – 7мин.
- Закрепление – 18 мин.
- Контроль и проверка знаний – 5 мин.
- Информация о домашнем задании - 2 мин.
- Итог урока – 2 мин.
Распределение времени условное.
Ход урока
I. Организационный момент.
Тема сегодняшнего урока “Диаграммы”. Эта тема актуальна для современных людей, живущих в информационном, быстро меняющемся мире.
Мы с вами в 5 классе уже познакомились с круговыми диаграммами, научились их строить.
На этом уроке вы узнаете о новых типах диаграмм, научитесь читать их и строить при помощи линейки и карандаша, а также овладеете современным способом построения диаграмм – на компьютере.
II. Устная работа.
- Под каким углом пересекаются координатные прямые х и у, образующие систему координат на плоскости?
- Как называют каждую из этих прямых?
- Как называют точку пересечения этих прямых?
- Как называют пару чисел, определяющих положение точки на плоскости?
- Как называют первое число, второе число?
- Как найти абсциссу и ординату точки координатной прямой?
- Как построить точку по ее координатам?
- Назовите координаты точек. (Слайд 3)
III. Изучение нового материала.
Учитель: Что такое диаграмма?
Ученики: Диаграмма – один из способов наглядного представления разных числовых данных.
Учитель: Какие виды диаграмм вы знаете?
Ученики: Круговая.
Учитель: Для чего используется круговая диаграмма?
Ученики: Круговая диаграмма отображает отношения целого и его частей. (Слайд 4)
Учитель: Оказывается. Ребята для наглядного изображения числовых данных можно использовать столбики, высота которых пропорциональна этим числам. И поэтому такая диаграмма будет называться – столбчатой. (Слайд 5.) Столбики могут быть как вертикальные, так и горизонтальные. (Слайд 6.) Столбчатые диаграммы, как и большинство диаграмм с которыми мы еще познакомимся, строятся в прямоугольной системе координат. Применяются для сравнения данных в пределах одного временного периода. А теперь скажите, какую информацию мы получили из рассмотренных диаграмм?
IV. Первичное закрепление знаний.
Учитель: Выполним в тетрадях № 1425, № 0. (Слайд 7).
После выполнения работы – фронтальная проверка.
Учитель: Ребята, оцените затраты времени на построение диаграммы вручную? Оказывается, существуют компьютерные программы, позволяющие строить различные диаграммы, в том числе круговые и столбчатые, автоматически. Наиболее распространенная из них Microsoft Excel. Алгоритм построения диаграмм показывается на слайдах 8 и 9. А вот как выглядит ваше задание – № 0, выполненное с помощью компьютера. (Слайд 10).
Учащиеся получают алгоритм построения диаграмм на отдельных листках, садятся за компьютеры и под руководством учителя начинают заполнять таблицу № 1 и строить диаграмму, потом таблицу № 2. (Таблицы № 1и № 2 учащиеся также получают на листочках).
V. Контроль и проверка знаний.
Учитель: Ребята, а теперь ответьте на вопросы по построенным диаграммам и как вы строили эти диаграммы. (Слайд 11)
VI. Домашнее задание (дифференцированное). (Слайд 12)
VII. Итог урока.
Учитель: Ребята, чем мы занимались на уроке? Что такое диаграмма?
– В чем заключается смысл диаграммы?
– Какие два способа построения диаграмм вам известны?
– Какой из них более рациональный? Почему?
– Какие есть другие формы представления информации? (Графики, рисунки, тексты, схемы, карта.)
Литература:
- Н.Я.Виленкин. “Математика 6”.
- Математика. Справочник школьника.
- Различные интернет-источники.