Тип урока: Комбинированный.
Цели урока:
1. Сформировать представление о реке, ее частях, частях речной системы и долины.
2. Научить измерять длину реки по географической карте
3. Определять правый и левый берега, притоки правые и левые.
Задачи урока:
Познавательный аспект:
- Формирование общих представлений о реках и ее основных элементах.
- Установление соответствия между рельефом и характером течения рек.
- Установление соответствия особенностей климата и источниками питания и режимом рек.
Развивающий аспект:
- Способствовать развитию основных умений организации самостоятельной и практической деятельности
- Развитие коммуникативных умений в процессе совместной деятельности, творческих способностей
Воспитательный аспект:
- Воспитание чувства товарищества, уважительного отношения друг к другу.
- Воспитание чувства красоты.
Необходимое оборудование и материалы:
- Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс: Учебник. - М.: Дрофа, 2009.
- Атлас по географии. 6 класс.
- Карты: Карта полушарий, Физическая карта России.
- Презентация Power Point (Презентация 1).
- Дополнительная литература: стихи и описания рек.
- Фотографии, рисунки, пейзажные картины с изображением рек.
Подробный конспект урока
Мотивация учащихся: Данный материал позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению данной темы за счет включения в процесс обучения элементов игры (загадки, викторина), благодаря интерактивным мультимедийным ресурсам.
Ход и содержание урока
Слайд 1–9. Начнем с повторения…
На данных слайдах приведены вопросы для повторения пройденного материала
Слайд 10. Загадки
1. Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.2. Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.3. Между гор, между дол
Бежит белый конь.
Отгадав указанные загадки, учащиеся формулируют тему урока.
Слайд 11. Тема урока
Слайд 12. Цель урока
Слайд 13. План урока
- Что такое река?
- Бассейн реки и водораздел.
- Реки горные и равнинные.
- Пороги и водопады.
- Викторина (закрепление).
Слайд 14 .Определение и схема реки.
Река – поток реки, текущий в углублении, называемом руслом.
Слайд 15–20. Знакомство с понятием исток реки (формулируем определение, называем, что же может быть истоком реки, составляем схему)
Слайд 21. Знакомство с понятием устье реки (формулируем определение)
Слайд 22–23. Знакомство с понятием длина реки (даем определение и учимся измерять длину реки с помощью карты)
Слайд 24–26. Знакомство с понятием приток реки (формулируем определение, составляем схему, учимся определять притоки рек с использованием карт атласа)
Слайд 27–29. Знакомство с понятием речная система, бассейн реки и водораздел (формулируем данные определения, определяем с помощью карт водоразделы и бассейн крупнейших рек России)
Слайд 30–40. Устанавливаем связь между особенностями рельефа и характером течения рек (формулируем определения пороги и водопад, называем высочайшие водопады мира, смотрим их фотографии)
Слайд 41. План описание речной системы (по указанному плану описываем речную систему Оби)
Слайд 42–46. Закрепление пройденного материала. Закрепление проводится в виде викторины.
Слайд 47. Домашнее задание. § 30, обозначить в конкурной карте крупнейшие реки мира.
Подведение итогов урока.
Вернемся к плану урока и вспомним, что мы должны были узнать на уроке, и что удалось узнать.
Использование компьютерных технологий открывает широкие возможности для оптимизации процесса обучения, Оно позволяет сделать обучение эффективным. Использование помогает наглядно познакомиться с основными элементами и характеристиками рек. Иллюстративный материал усиливает мотивацию у учащихся.