Урок по теме "Воды суши. Реки"

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Тип урока: Комбинированный.

Цели урока:

1. Сформировать представление о реке, ее частях, частях речной системы и долины.

2. Научить измерять длину реки по географической карте

3. Определять правый и левый берега, притоки правые и левые.

Задачи урока:

Познавательный аспект:

  • Формирование общих представлений о реках и ее основных элементах.
  • Установление соответствия между рельефом и характером течения рек.
  • Установление соответствия особенностей климата и источниками питания и режимом рек.

Развивающий аспект:

  • Способствовать развитию основных умений организации самостоятельной и практической деятельности
  • Развитие коммуникативных умений в процессе совместной деятельности, творческих способностей

Воспитательный аспект:

  • Воспитание чувства товарищества, уважительного отношения друг к другу.
  • Воспитание чувства красоты.

Необходимое оборудование и материалы:

  1. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс: Учебник. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Атлас по географии. 6 класс.
  3. Карты: Карта полушарий, Физическая карта России.
  4. Презентация Power Point (Презентация 1).
  5. Дополнительная литература: стихи и описания рек.
  6. Фотографии, рисунки, пейзажные картины с изображением рек.

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся: Данный материал позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению данной темы за счет включения в процесс обучения элементов игры (загадки, викторина), благодаря интерактивным мультимедийным ресурсам.

Ход и содержание урока

Слайд 1–9. Начнем с повторения…

На данных слайдах приведены вопросы для повторения пройденного материала

Слайд 10. Загадки

1. Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.

2. Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.

3. Между гор, между дол
Бежит белый конь.

Отгадав указанные загадки, учащиеся формулируют тему урока.

Слайд 11. Тема урока

Слайд 12. Цель урока

Слайд 13. План урока

  • Что такое река?
  • Бассейн реки и водораздел.
  • Реки горные и равнинные.
  • Пороги и водопады.
  • Викторина (закрепление).

Слайд 14 .Определение и схема реки.

Река – поток реки, текущий в углублении, называемом руслом.

Слайд 15–20. Знакомство с понятием исток реки (формулируем определение, называем, что же может быть истоком реки, составляем схему)

Слайд 21. Знакомство с понятием устье реки (формулируем определение)

Слайд 22–23. Знакомство с понятием длина реки (даем определение и учимся измерять длину реки с помощью карты)

Слайд 24–26. Знакомство с понятием приток реки (формулируем определение, составляем схему, учимся определять притоки рек с использованием карт атласа)

Слайд 27–29. Знакомство с понятием речная система, бассейн реки и водораздел (формулируем данные определения, определяем с помощью карт водоразделы и бассейн крупнейших рек России)

Слайд 30–40. Устанавливаем связь между особенностями рельефа и характером течения рек (формулируем определения пороги и водопад, называем высочайшие водопады мира, смотрим их фотографии)

Слайд 41. План описание речной системы (по указанному плану описываем речную систему Оби)

Слайд 42–46. Закрепление пройденного материала. Закрепление проводится в виде викторины.

Слайд 47. Домашнее задание. § 30, обозначить в конкурной карте крупнейшие реки мира.

Подведение итогов урока.

Вернемся к плану урока и вспомним, что мы должны были узнать на уроке, и что удалось узнать.

Использование компьютерных технологий открывает широкие возможности для оптимизации процесса обучения, Оно позволяет сделать обучение эффективным. Использование помогает наглядно познакомиться с основными элементами и характеристиками рек. Иллюстративный материал усиливает мотивацию у учащихся.