Особенности психо-речевого развития детей раннего возраста в закрытых учреждениях

Разделы: Логопедия


В настоящее время в условиях социально-экономического кризиса, снижения уровня жизни населения резко увеличилось количество детей, оставшихся без попечения родителей. По данным Госкомстата России, в стране насчитывается более 500 тысяч детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства, при этом 95% из них -дети, осиротевшие при живых родителях.

Анализ депривирующих факторов позволяет выделить комплекс социальных и психологических причин, детерминирующих речевые нарушения у воспитанников детского дома.

По своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их здоровье и развитие имеет ряд качественных негативных особенностей, которые отмечаются на всех ступенях детства – от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности человека.

Так, уже дети первого года жизни, воспитывающиеся в Домах ребенка, отличаются от ровесников, растущих в семьях: они вялы, апатичны, лишены жизнерадостности, у них снижена познавательная активность, эмоциональные проявления и т.п. Таким образом, те предличностные образования или внутренние структуры, которые возникают у детей первого года жизни и ложатся в основу формирования личности ребенка, у воспитанников Домов ребенка деформированы. У них редко возникают привязанности к взрослому. Они недоверчивы, замкнуты, печальны, пассивны.

У детей второго и третьего года жизни к перечисленным особенностям добавляются новые: пониженная любознательность, отставание в развитии речи, задержка в овладении предметными действиями, снижение самостоятельности и т.п.

Для всех детей, воспитывающихся в Домах ребенка, характерны искажения в общении с взрослыми. С одной стороны у детей обострена потребность во внимании и доброжелательности взрослого, в человеческом тепле, ласке, положительных эмоциях и контактах. А с другой – полная неудовлетворенность этой потребности: малое количество обращений взрослого к каждому ребенку (в 4-6 раз реже, чем к их сверстникам, растущим в семье). Низкий уровень в этих контактах личностных, интимных обращений, их эмоциональная бедность и однообразие содержания (в основном направленное на регламентацию поведения), частая сменяемость взрослых, взаимодействующих с детьми, перевод из одной группы в другую, необходимость привыкания к новой программе поведения взрослых и детей новой группы приводят к искажению межличностных отношений между ребенком и взрослым, что порождает дефицит в интимно-личностных связях, препятствует реализации основных потребностей и изменяет структуру самосознания личности ребенка.

Перечисленные особенности общения с взрослыми лишают детей, во-первых, важного для их психологического благополучия переживания своей нужности и ценности для других, спокойной уверенности в себе, лежащих в основе формирования полноценной личности; а во-вторых, переживания ценности другого человека, глубокой привязанности к людям, осуществляющим воспитание.

Если выделить основные причины, определяющие неблагополучие в психическом развитии детей, воспитывающихся в закрытых учреждениях, то к ним относятся:

  1. Неправильное общение взрослых с детьми, несостоятельность тех его форм, которые доминируют в Домах ребенка;
  2. В частой сменяемости взрослых, занимающихся воспитанием детей;
  3. В недостаточной работе по формированию и развитию игровой деятельности, особенно в старших группах Домов ребенка;
  4. В бедности конкретно-чувственного опыта детей, проистекающей из чрезвычайной суженности окружающей их среды; малого числа и однообразия объектов, с которыми они действуют, начиная с бытовых предметов и кончая специальными игрушками “для всех”.
  5. В недостаточной психолого-педагогической подготовленности воспитателей и нянь, зачастую в их безучастном и равнодушном отношении к детям;
  6. В недостатках программ воспитания и обучения, не компенсирующих дефектов развития, вызванных отсутствием семьи;
  7. В недифференцированном подходе к детям в процессе воспитания и обучения в Домах ребенка: помещение детей разного возраста и с разной степенью задержки в психическом развитии в одну группу и т.д.
  8. Несоблюдение требований по наполняемости групп, частая их переполненность, которая отрицательно влияет на психику и эмоциональное состояние ребенка.

Таким образом, в условиях воспитания детей в Домах ребенка и в наше время все еще сохраняются основания для сглаженных, мягких форм “госпитализма”.

Каждый возраст характеризуется особым отношением ребенка к окружающей его действительности, которое реализуется через ведущую деятельность, свойственную тому или иному возрасту. Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является предметная деятельность, т.е. взаимодействие с предметным миром с помощью общественно выработанных способов употребления предметов.

Известно, что дети, воспитывающиеся в закрытых учреждениях, отстают в формировании и развитии речи. Активная речь у них возникает позже; в общении с взрослыми дети чаще используют жесты, мимику, чем речь, она беднее по содержанию, примитивнее по характеру грамматических конструкций и лексике, изобилует нарушениями в звукопроизношении. Существует много гипотез о причинах подобного отставания воспитанников закрытых учреждений, но все сходятся на том, что в основе задержек вербального развития этих детей лежит дефицит общения с взрослым, и, в первую очередь, недостаток эмоциональных контактов с ним.

В исследованиях М.И.Лисиной [1] выделено три аспекта общения ребенка конца первого и начала второго года жизни с окружающими людьми. Имеется в виду значение для своевременного возникновения и развития речи ребенка:

  • слышимых им звуков человеческой речи;
  • непосредственно- эмоционального общения и эмоциональных контактов ребенка с взрослым;
  • делового сотрудничества с взрослым в условиях предметного взаимодействия.

В исследованиях М.И.Лисиной [1] было установлено, что непосредственно-эмоциональное общение ребенка с взрослым в первом полугодии жизни, эмоциональные контакты между ними во втором полугодии первого года жизни и на следующем году жизни оказывают существенное влияние на сроки возникновения и темпы развития речи у детей. В ходе непосредственно-эмоциональных контактов у детей формируются:

  • потребность в общении;
  • речевые звуки выделяются в особо значимую среду;
  • развивается фонематический слух.

Довербальные вокализации детей включаются в общение и приобретают функцию средства общения.

В первом полугодии жизни при непосредственно-эмоциональном общении ребенка с взрослым наблюдается, подстрой вокализации младенца к мелодико-интонационным особенностям речи взрослого. В конце второго полугодия возрастает интерес ребенка к предметному миру, возникает понимание речи] Эмоциональное общение с взрослым помогает ребенку принять его требования к овладению речью и создает условия для успешного решения задач усвоения и использования слова.

Одно из важнейших условий, благоприятствующих переходу к активной речи, – возникновение в конце первого года жизни ребенка делового сотрудничества со взрослым. Процесс сотрудничества заключается в том, что взрослый ставит перед ребенком задачи, а последний их принимает и стремится решить. Таким образом, речь возникает в условиях ситуативно-делового общения ребенка с взрослым.

Особенности развития речи детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях, обусловлены задержками перехода от ситуативно-личностной (непосредственно-эмоциональной) формы общения к ситуативно-деловой, а также упрощенностью их реализации.

Дети, растущие в закрытом детском учреждении, общаются с большим количеством взрослых часто сменяющих друг друга, отличающихся разными программами поведения. Общение с ними обычно менее эмоционально насыщено. Доверительность и интимность ребенка.

Речь воспитанников домов ребенка очень часто изобилует нарушениями звукопроизношения, она менее красочна, бедна прилагательными, недостаточна развита и точна. В ней мало глаголов, обозначающих предметно-практические действия, наречии. Их речь ситуативная, она изобилует указательными местоимениями.

На начальных этапах овладения речью воспитанники длительное время задерживаются на стадии понимания речи взрослого, не переходя к активному пользованию ею. Первые слова у них появляются при сравнительно высоком уровне ее понимания. Дальнейшее развитие активной речи и понимания ее идет медленно, растянуто во времени и не достигает высоких результатов. Таким образом, общая картина коммуникативного взаимодействия с взрослым, воспитывающимся в домах ребенка, снижена.

Для состояния речи воспитанников домов ребенка в целом характерны следующие черты:

  • сравнительно низкая активность (малая степень обращений, невысокая их интенсивность);
  • преобладание до 2,5 лет устремленности к личностным контактам примитивного содержания;
  • слабо представленный интерес к деловому сотрудничеству, ограниченный рампами бытовой сферы самообслуживания;
  • невключенность старшего партнера в познавательную деятельность ребенка.

Все это не требует от ребенка точных, емких и сложных коммуникативных средств, таких как вербальные. Все вербальные задачи воспитанники домов ребенка решают посредством улыбки, жеста, преобразованного предметного действия, вокализацией или отдельными словами. В конкретной ситуации они достаточно выразительны, понятны парт ерам и вполне точно и полно передают необходимую информацию. В этих условиях у ребенка нет острой необходимости в активной речи, и он ею овладевает медленно, с задержками, по мере усложнения жизнедеятельности и общения с взрослыми. Возникает она при этом лишь с функцией обозначения. Но жизнь детей в закрытом детском учреждении, подчиненная вербальным распоряжениям взрослого, его “командам”, требует от них понимания речи. Это приводит к значительному временному разрыву между моментами понимания речи и активного овладения ею.

Выводы:

  1. В учреждениях закрытого типа искажаются межличностные отношения между ребенком и взрослым, что порождает дефицит в интимно-личностных связях, препятствует реализации основных потребностей и изменяет структуру самосознания личности ребенка.
  2. У детей, воспитывающихся в условиях материнской, сенсорной, социальной депривации наблюдается отставание развития речи, потому что у них не происходит своевременного изменения форм общения с взрослым, т.е. замены эмоционального общения, характерного для первого года жизни, на предметно-действенное в возрасте 2–3 лет, что является мощным стимулом развития речи ребенка.

Коррекционная работа

  1. Практическое сотрудничество ребенка с взрослым должно стать основной формой общения, а предметная деятельность – ведущей деятельностью детей от одного года до трех лет. Если потребность в сотрудничестве у ребенка отсутствует, и он стремится к эмоциональному взаимодействию с взрослым, воспитатель должен больше внимания уделить организации эмоционально-деловых контактов с ребенком. Это важно не только для познавательного развития малыша, но и для налаживания взаимодействий с окружающими людьми.
  2. В качестве главной задачи на втором году жизни детей выступает создание условий, благоприятствующих выдвижению на первый план предметной деятельности. Для этого воспитатель в ходе непосредственно-эмоционального контакта должен переключать внимание с себя на предмет: показывать его малышу. Поворачивать разными сторонами, производить с ним несколько простейших действий (встряхивать, вызывать звучание, движение). Взрослому необходимо все действия сопровождать разными речевыми комментариями и улыбкой, адресованной ребенку, взглядами в его глаза. Заинтересовав ребенка игрушкой, взрослому следует дать малышу возможность поиграть с нею, оставаясь при этом рядом, иначе интерес к игрушке может угаснуть.
  3. На следующем этапе общения ребенка со взрослым, последний должен знакомить малыша в основном внешними, физическими свойствами предметов, вырабатывать у него специфические действия для обнажения таких свойств (игра в мяч, катание коляски, исследование звучащих предметов и т.д.) Главная задача воспитателя – привить ребенку отношение к действиям взрослых, как к образу поведения.
  4. Особая форма предметной деятельности – предметная или процессуальная игра. Воспитанники домов ребенка проявляют слабую склонность к игровой деятельности, больше времени проводят за простым манипулированием. С этой целью первоначально сам воспитатель предлагает детям несложные сюжеты (кукла и кроватка, песок и формочки, машинка и кубики), разыгрывает их перед малышами, вовлекая детей в совместную игру. Постепенно он уступает инициативу детям, позволяет им воспроизвести увиденное. Игра увлекает детей, если их отношение к обыгрываемым предметам эмоционально окрашено. Поэтому необходимо способствовать эмоциональной насыщенности игры, стимулировать интерес к действиям в воображаемой ситуации.

Чтобы ребенок своевременно переходил к активной речи, необходимо обеспечить у него потребность в общении еще при непосредственно-эмоциональной форме. Все контакты взрослого с ребенком должны добавляться включением речи. Взрослому при сотрудничестве с ребенком обязательно следует ставить перед ним специальную речевую задачу как ключ к решению общей задачи: назвать привлекательный предмет, чтобы получить его и действовать им.

Литература

  1. Лисина М.И. Особенности практически действенного общения с взрослыми у детей с задержкой психического развития // Дефектология 1975, №6.
  2. Лалаева Р.И. Особенности логопедической работы с детьми, страдающими задержкой психического развития. //Дефектология, 1979, №5.
  3. Галигузова Л.Н. Программа “Первые шаги”. М. “Просвещение”, 2005.
  4. Лялина Г.М. “Воспитание и развитие детей раннего возраста” М.: Просвещение, 2002.
  5. Журнал “Развитие и коррекция”. М; Изд-во АММЦ “Развитие и коррекция” 2001–2006 гг.