Учащиеся: дети среднего школьного возраста (9-11 лет)
В приводимых далее планах-конспектах двух уроков ставятся цели по развитию, обучению и воспитанию детей и решаются задачи по развитию эмоционального восприятия, знакомству с изобразительным искусством русских и зарубежных художников, творческому осмыслению увиденного и созданию своих прекрасных творческих произведений, демонстрации детям неповторимости и уникальности творчества каждого, поэтому урок и получил такое название «Осенний букет. Выставка одного букета».
Цели уроков (урок 1 и урок 2):
- Развивающие:
- развитие гуманистического мировоззрения;
- расширение кругозора учащихся;
- знакомство с искусством натюрморта в произведениях русских и зарубежных художников;
- рисовавших букеты цветов;
- расширение возможностей изобразительной деятельности;
- развитие эмоционального мира;
- активизация творческого восприятия и переосмысление увиденного.
- Обучающие:
- расширение теоретических знаний по изобразительному искусству;
- освоение практических приемов живописи;
- дальнейшее освоение живописных материалов и инструментов (гуашь, акварель).
- Воспитательные:
- развитие личности ребенка через его взаимодействие с окружающими людьми: взрослыми (преподаватель) и сверстниками (ученики);
- воспитание культурных навыков поведения и общения.
Задачи уроков (урок 1 и урок 2):
- Развивающие:
- поддержание неослабевающего интереса к художественной культуре и наследию прошлого показом иллюстративного материала,
- развитие эмоционального мира ребенка средствами изобразительного искусства,
- совершенствование самовыражения ребёнка предложенными заданиями,
- постоянное развитие интереса к творческой деятельности разными видами творческих заданий,
- стимуляция активности детей во время урока (теоретическая часть с опросом и практическая часть с выполнением творческого задания
- развитие потребности самовыражения
- Обучающие (теоретические и
практические):
- расширение теоретических знаний по изобразительному искусству,
- освоение терминологии живописи,
- развитие представлений о выразительных средствах живописи,
- практическое освоение техник и приёмов живописи (гуашь и акварель),
- обучение анализу художественных произведений,
- обучение анализу собственных работ и работ сверстников в процессе обсуждения созданных произведений
- Воспитательные:
- культурное взаимодействие со сверстниками и взрослыми,
- развитие самокритичного отношения к собственному творчеству,
- развитие корректного отношения к творчеству других.
План-конспект проведения урока 1
1. Организация начала занятий
2. Вводная часть урока
Преподаватель называет детям тему урока «Осенний букет. Выставка одного букета» и кратко рассказывает о ходе первого и второго урока: «Мы поговорим о жанре изобразительного искусства натюрморт. Посмотрим репродукции картин русских и зарубежных художников, рисовавших букеты цветов. Я покажу, как художники разных стран изображали цветы в древности и сейчас. Перед вами стоит букет осенних цветов, который мы сначала нарисуем простым карандашом, а потом напишем красками. Можно пользоваться гуашью или акварелью. Мы с вами уже писали акварелью и по сухой и по мокрой бумаге. В какой технике работать вы выберете сами. Вы все будете рисовать один букет, но я уверена, что все ваши букеты получатся разные. В конце второго урока мы устроим выставку, которая будет называться «Выставка одного букета» и вы увидите, как богат, разнообразен и неповторим творческий мир художника и какие разные и неповторимые вы сами».
3. Основная часть урока
Преподаватель говорит: Давайте подробнее
поговорим о натюрморте. Вспомните о каких
натюрмортах мы с вами уже говорили и что
обычно изображается на картине, которая
называется натюрмортом. Дети вспоминают
виденные уже натюрморты с овощами, фруктами и
разной снедью, с посудой, кухонной утварью и
другими разными предметами.
Преподаватель продолжает: «Вы все правильно
вспомнили. И теперь я покажу вам, как разные
художники рисовали и писали красками свои букеты
с цветами». Идет показ репродукций произведений
русских и зарубежных художников, изображавших
букеты цветов, и преподаватель кратко
рассказывает об особенностях композиции,
цветового и светового решения каждой картины.
Дети помогают, называя, в какой гамме теплой или
холодной они написаны. Демонстрируются
следующие работы: С.В. Герасимов «Букет купавок
на окне» <Рисунок 1>; Ф.П. Толстой
«Букет цветов, бабочка и птичка» <Рисунок
2>; В. Ван-Гог «Подсолнухи» <Рисунок
3>; Ю.А. Васнецов «Цветущий лук» <Рисунок
4>; Н.С. Гончарова «Пионы» <Рисунок
5>; К.А. Коровин «Сирень» <Рисунок
6>; П.Н. Крылов «Шиповник» <Рисунок
7>; И. Левитан «Лесные фиалки и незабудки» <Рисунок 8>; К.С. Петров-Водкин
«Утренний натюрморт» <Рисунок 9>;
М.С. Сарьян «Пионы» <Рисунок 10>;
А.В. Фонвизин «Цветы» <Рисунок 11>.
Преподаватель говорит: «Люди изображали цветы с
самых далеких времен. Сохранились изображения
цветов, дошедшие до нас из Древнего Египта, Индии,
Китая, Японии и многих других стран.
(Преподаватель показывает древние изображения
цветов.) Существует много легенд и преданий о
цветах. Все вы, наверно, знаете миф о прекрасном
юноше Нарциссе, который так долго любовался
своим отражением в воде, что превратился в
прекрасный цветок нарцисс. Есть цветы,
символизирующие разные человеческие качества и
свойства. Например, лотос – символ мудрости,
фиалка – символ нежности. В известной книге Н.Ф.
Золотницкого «Цветы в легендах и преданиях»
рассказывается много интересных мифов разных
народов о цветах. В русском народном искусстве
часто используется мотив цветов. Они
изображались в резьбе деревянной архитектуры,
украшавшей избы, встречаются в вышивке. Часто
цветами расписывались деревянные прялки. Наши
предки любили украшать цветами одежду и домашнюю
утварь. Вспомните, в каких предметах
декоративно-прикладного искусства вы уже видели
мотивы цветов. Какие произведения этих видов
народного творчества украшают наш класс».
Предполагаемые ответы: Подносы Жостова,
хохломские деревянные ложки и утварь, гжельский
фарфор с цветочной росписью, матрешки,
павловские платки, кружева.
Педагог продолжает: «К изображениям цветов
обращались не только художники, но и поэты, и
писатели. Вспомните, какие вы знаете сказки о
цветах».
Предполагаемые ответы: «Аленький цветочек»
Аксакова, «Цветик-Семицветик» Катаева, «Каменный
цветок» Бажова.
Педагог продолжает: «Во многих сказках
встречаются изображения цветов и других
растений. Вспомните, как в сказке Г.Х. Андерсена
«Снежная королева» у Кая и Герды росли розы».
Педагог переходит к практической части занятия:
«Мы с вами много говорили о цветах, а теперь
давайте попробуем нарисовать осенний букет,
который стоит перед вами. Подумайте, как лучше
расположить его на листе бумаги, чтобы он был не
слишком маленький, и не слишком большой, чтобы
вокруг него оставалось свободное воздушное
пространство. Давайте сделаем эскиз вашей
картины на маленьком листе, а потом уже нарисуем
его на большом листе».
Преподаватель раздает листы для эскизов, и дети
начинают работать простым карандашом.
Преподаватель помогает школьникам, которым
трудно дается композиционное расположение
букета на плоскости листа. Ребята, удачно
окончившие эскизы, начинают рисовать за
мольбертами на больших листах. Преподаватель
напоминает о построении вазы с использованием
оси симметрии. Ребята, справившиеся с общей
композицией своего натюрморта, проводят ось
симметрии вазы для дальнейшего ее построения.
Затем переходят к более подробному рисованию
цветов.
Окончание урока 1.
Перемена.
План-конспект проведения урока 2
3. Основная часть урока (продолжение)
Дети заканчивают карандашный рисунок натюрморта и приступают к выполнению работы красками. Преподаватель помогает детям, напоминает о цветовом и световом решении картины. Школьники выбирают для выполнения своих работ гуашь или акварель. Учащиеся работают и заканчивают свои картины.
4. Заключительная часть урока
Преподаватель ставит в ряд мольберты с
натюрмортами, делает экспозицию выставки (<Рисунок 12>; <Рисунок 13>;
<Рисунок 14>; <Рисунок
15>; <Рисунок 16>; <Рисунок
17>; <Рисунок 18>; <Рисунок
19>; <Рисунок 20>; <Рисунок
21>). Преподаватель говорит: «В начале первого
урока я сказала, что наша сегодняшняя выставка
будет называться «Выставка одного букета».
Посмотрите сами: вы рисовали один и тот же букет,
а все картины получились разные, потому что
каждый художник видит мир по-своему. А теперь
давайте посмотрим, какой букет самый солнечный,
какой самый грустный, какой получился
декоративным, а какой – лирическим»
Дети обсуждают выставку и выбирают картины с
разной эмоциональной окраской, определяют, какие
картины получились в теплой гамме, а какие – в
холодной. Учащиеся дружественно оценивают
работы своих товарищей и говорят о своих
собственных.
Преподаватель заканчивает урок: «У нас с вами
получилась прекрасная выставка. Вы все очень
хорошо поработали. И я думаю, что кроме того, что
вы позволили себе творчески выразиться, вы
наглядно смогли убедиться в том, как по-разному
разные люди могут воспринимать мир. И, значит,
общение с другими может обогатить ваше
собственное представление о разных предметах и
явлениях. Есть такой художник Б.М. Неменский, по
программе которого многие из вас занимаются
изобразительным искусством в школе. В своей
книге «Познание искусством» он написал: «Самый
главный художественный навык – это навык
поэтического видения мира… И путь к этому
доступен каждому – и художнику, и зрителю. Как и
любой трудный путь, начинается он всего с одного,
первого робкого шага… И лучше всего – в
детстве». Его слова можно отнести и к нашей
сегодняшней выставке и ко всем вам, которые
создали такие интересные и творческие работы.
Уборка своего рабочего места.
Окончание урока 2
Наглядное обеспечение урока 1 и урока 2:
Иллюстративный материал:
1. Бродский В.Е. Японское классическое
искусство – Москва: Искусство, 1969.
2. Виноградова Н.А. Китайская пейзажная
живопись – Москва: Изобразительное искусство,
1972.
3. Дмитриев Н.А. Краткая история искусств.
Очерки – Москва: Искусство, 1969.
4. Званцев М.П. Нижегородская резьба –
Москва: Искусство, 1969.
5. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и
преданиях – Москва: Дрофа, 2002.
6. Пружан И.Н., Пушкарев В.А. Натюрморт в
русской и Советской живописи – Ленинград:
Аврора, 1970.
7. Государственный Русский Музей.
Санкт-Петербург/ под ред. В.А Пушкарева – М.:
Изобразительное искусство, 1982.
8. Сокровища русского народного искусства. Резьба
и роспись по дереву – Москва: Искусство, 1967.
Предметный ряд:подносы Жостова, хохломские деревянные ложки и утварь, гжельский фарфор с цветочной росписью, матрешки, павловские платки, кружева.