Осенний букет. Выставка одного букета

Разделы: МХК и ИЗО


Учащиеся: дети среднего школьного возраста (9-11 лет)

В приводимых далее планах-конспектах двух уроков ставятся цели по развитию, обучению и воспитанию детей и решаются задачи по развитию эмоционального восприятия, знакомству с изобразительным искусством русских и зарубежных художников, творческому осмыслению увиденного и созданию своих прекрасных творческих произведений, демонстрации детям неповторимости и уникальности творчества каждого, поэтому урок и получил такое название «Осенний букет. Выставка одного букета».

Цели уроков (урок 1 и урок 2):

  • Развивающие:
    • развитие гуманистического мировоззрения;
    • расширение кругозора учащихся;
    • знакомство с искусством натюрморта в произведениях русских и зарубежных художников;
    • рисовавших букеты цветов;
    • расширение возможностей изобразительной деятельности;
    • развитие эмоционального мира;
    • активизация творческого восприятия и переосмысление увиденного.
  • Обучающие:
    • расширение теоретических знаний по изобразительному искусству;
    • освоение практических приемов живописи;
    • дальнейшее освоение живописных материалов и инструментов (гуашь, акварель).
  • Воспитательные:
    • развитие личности ребенка через его взаимодействие с окружающими людьми: взрослыми (преподаватель) и сверстниками (ученики);
    • воспитание культурных навыков поведения и общения.

Задачи уроков (урок 1 и урок 2):

  • Развивающие:
    • поддержание неослабевающего интереса к художественной культуре и наследию прошлого показом иллюстративного материала,
    • развитие эмоционального мира ребенка средствами изобразительного искусства,
    • совершенствование самовыражения ребёнка предложенными заданиями,
    • постоянное развитие интереса к творческой деятельности разными видами творческих заданий,
    • стимуляция активности детей во время урока (теоретическая часть с опросом и практическая часть с выполнением творческого задания
    • развитие потребности самовыражения
  • Обучающие  (теоретические и практические):
    • расширение теоретических знаний по изобразительному искусству,
    • освоение терминологии живописи,
    • развитие представлений о выразительных средствах живописи,
    • практическое освоение техник и приёмов живописи (гуашь и акварель),
    • обучение анализу художественных произведений,
    • обучение анализу собственных работ и работ сверстников в процессе обсуждения созданных произведений
  • Воспитательные:
    • культурное взаимодействие со сверстниками и взрослыми,
    • развитие самокритичного отношения к собственному творчеству,
    • развитие корректного отношения к творчеству других.       

План-конспект проведения урока 1

1. Организация начала занятий

2. Вводная часть урока

Преподаватель называет детям тему урока «Осенний букет. Выставка одного букета» и кратко рассказывает о ходе первого и второго урока: «Мы поговорим о жанре изобразительного искусства натюрморт. Посмотрим репродукции картин русских и зарубежных художников, рисовавших букеты цветов. Я покажу, как художники разных стран  изображали цветы в древности и сейчас. Перед вами стоит букет осенних цветов, который мы сначала нарисуем простым карандашом, а потом напишем красками. Можно  пользоваться  гуашью или акварелью. Мы с вами уже писали акварелью и по сухой и по мокрой бумаге. В какой технике работать вы выберете сами. Вы все будете рисовать один букет, но я уверена, что все ваши букеты получатся разные. В конце второго урока мы устроим выставку, которая будет называться «Выставка одного букета» и вы увидите, как  богат, разнообразен и неповторим творческий мир  художника и какие разные и неповторимые вы сами».

3. Основная часть урока

Преподаватель  говорит: Давайте подробнее поговорим о натюрморте. Вспомните о каких  натюрмортах мы с вами уже говорили и что  обычно изображается  на  картине, которая называется натюрмортом. Дети  вспоминают  виденные уже натюрморты с овощами, фруктами и разной снедью, с посудой, кухонной утварью и другими разными предметами.
Преподаватель продолжает: «Вы все правильно вспомнили. И теперь я покажу вам, как разные художники рисовали и писали красками свои букеты с цветами». Идет показ репродукций произведений русских и зарубежных художников, изображавших букеты цветов, и преподаватель кратко рассказывает об особенностях композиции, цветового и светового решения каждой картины. Дети помогают, называя, в какой гамме теплой или холодной они написаны. Демонстрируются следующие работы: С.В. Герасимов «Букет купавок на окне» <Рисунок 1>; Ф.П. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка» <Рисунок 2>; В. Ван-Гог «Подсолнухи» <Рисунок 3>; Ю.А. Васнецов «Цветущий лук» <Рисунок 4>; Н.С. Гончарова «Пионы» <Рисунок 5>; К.А. Коровин «Сирень»  <Рисунок 6>; П.Н. Крылов «Шиповник» <Рисунок 7>; И. Левитан «Лесные фиалки и незабудки» <Рисунок 8>; К.С. Петров-Водкин «Утренний натюрморт» <Рисунок 9>; М.С. Сарьян «Пионы» <Рисунок 10>; А.В. Фонвизин «Цветы» <Рисунок 11>.
Преподаватель говорит: «Люди изображали цветы с самых далеких времен. Сохранились изображения цветов, дошедшие до нас из Древнего Египта, Индии, Китая, Японии и многих других стран. (Преподаватель показывает древние изображения цветов.) Существует много легенд и преданий о цветах. Все вы, наверно, знаете миф о прекрасном юноше Нарциссе, который так долго любовался своим отражением в воде, что превратился в прекрасный цветок нарцисс. Есть цветы, символизирующие разные человеческие качества и свойства. Например, лотос – символ мудрости, фиалка – символ нежности. В известной книге Н.Ф. Золотницкого «Цветы в легендах и преданиях» рассказывается много интересных мифов разных народов о цветах. В русском народном искусстве часто используется мотив цветов. Они изображались в резьбе деревянной архитектуры, украшавшей избы, встречаются в вышивке. Часто цветами расписывались деревянные прялки. Наши предки любили украшать цветами одежду и домашнюю утварь. Вспомните, в каких предметах декоративно-прикладного искусства вы уже видели мотивы цветов. Какие произведения этих видов народного творчества украшают наш класс».
Предполагаемые ответы: Подносы Жостова, хохломские деревянные ложки и утварь, гжельский фарфор с цветочной росписью, матрешки, павловские платки, кружева.
Педагог продолжает: «К изображениям цветов обращались не только художники, но и поэты, и писатели. Вспомните, какие вы знаете сказки о цветах». 
Предполагаемые ответы: «Аленький цветочек» Аксакова, «Цветик-Семицветик» Катаева, «Каменный цветок» Бажова.
Педагог продолжает: «Во многих сказках встречаются изображения цветов и других растений. Вспомните, как в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева» у Кая и Герды росли розы».
Педагог переходит к практической части занятия: «Мы с вами много говорили о цветах, а теперь давайте попробуем нарисовать осенний букет, который стоит перед вами. Подумайте, как лучше расположить его на листе бумаги, чтобы он был не слишком маленький, и не слишком большой, чтобы вокруг него оставалось свободное воздушное пространство. Давайте сделаем эскиз вашей картины на маленьком листе, а потом уже нарисуем его на большом листе».
Преподаватель раздает листы для эскизов, и дети начинают работать простым карандашом. Преподаватель помогает школьникам, которым трудно дается композиционное расположение букета на плоскости листа. Ребята, удачно окончившие эскизы, начинают рисовать за мольбертами на больших листах. Преподаватель напоминает о построении вазы с использованием оси симметрии. Ребята, справившиеся с общей композицией своего натюрморта, проводят ось симметрии вазы для дальнейшего ее построения. Затем переходят к более подробному рисованию цветов.
Окончание урока 1.
Перемена.

План-конспект проведения урока 2

3. Основная часть урока (продолжение)

Дети заканчивают карандашный рисунок натюрморта и приступают к выполнению работы красками. Преподаватель помогает детям, напоминает о цветовом и световом решении картины. Школьники выбирают для выполнения своих работ гуашь или акварель. Учащиеся работают и заканчивают свои картины.

4. Заключительная часть урока

Преподаватель ставит в ряд мольберты с натюрмортами, делает экспозицию выставки (<Рисунок 12>; <Рисунок 13>; <Рисунок 14>; <Рисунок 15>; <Рисунок 16>; <Рисунок 17>; <Рисунок 18>; <Рисунок 19>; <Рисунок 20>; <Рисунок 21>). Преподаватель говорит: «В начале первого урока я сказала, что наша сегодняшняя выставка будет называться «Выставка одного букета». Посмотрите сами: вы рисовали один и тот же букет, а все картины получились разные, потому что каждый художник видит мир по-своему. А теперь давайте посмотрим, какой букет самый солнечный, какой самый грустный, какой получился декоративным, а какой – лирическим»
Дети обсуждают выставку и выбирают картины с разной эмоциональной окраской, определяют, какие картины получились в теплой гамме, а какие – в холодной. Учащиеся дружественно оценивают работы своих товарищей и говорят о своих собственных.
Преподаватель заканчивает урок: «У нас с вами получилась прекрасная выставка. Вы все очень хорошо поработали. И я думаю, что кроме того, что вы позволили себе творчески выразиться, вы наглядно смогли убедиться в том, как по-разному разные люди могут воспринимать мир. И, значит, общение с другими может обогатить ваше собственное представление о разных предметах и явлениях. Есть такой художник Б.М. Неменский, по программе которого многие из вас занимаются изобразительным искусством в школе. В своей книге «Познание искусством» он написал: «Самый главный художественный навык – это навык поэтического видения мира… И путь к этому доступен каждому – и художнику, и зрителю. Как и любой трудный путь, начинается он всего с одного, первого робкого шага… И лучше всего – в детстве». Его слова можно отнести и к нашей сегодняшней выставке и ко всем вам, которые создали такие интересные и творческие работы.

Уборка своего рабочего места.

Окончание урока 2

Наглядное обеспечение урока 1 и урока 2:

Иллюстративный материал:

1. Бродский В.Е. Японское классическое искусство – Москва: Искусство, 1969.
2. Виноградова Н.А. Китайская пейзажная живопись – Москва: Изобразительное искусство, 1972.
3. Дмитриев Н.А. Краткая история искусств. Очерки – Москва: Искусство, 1969.
4. Званцев М.П. Нижегородская резьба – Москва: Искусство, 1969.
5. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях – Москва: Дрофа, 2002.
6. Пружан И.Н., Пушкарев В.А. Натюрморт в русской и Советской живописи – Ленинград: Аврора, 1970.
7. Государственный Русский Музей. Санкт-Петербург/ под ред. В.А Пушкарева – М.: Изобразительное искусство, 1982.
8. Сокровища русского народного искусства. Резьба и роспись по дереву – Москва: Искусство, 1967.

Предметный ряд:подносы Жостова, хохломские деревянные ложки и утварь, гжельский фарфор с цветочной росписью, матрешки, павловские платки, кружева.