Как помочь ребенку стать грамотным

Разделы: Начальная школа


Этот вопрос задаёт каждый день учитель. Ошибки в чтении и письме могут быть единственной проблемой ребёнка, а могут сопровождаться плохо развитой устной речью, бедным словарём, нарушением грамматического строя, несформированностью логико-грамматических отношений. Что же может и должен сделать учитель?

Во-первых, суметь отличить ребёнка, имеющего объективные трудности в овладении письменной речью, от детей, плохо успевающих по другим причинам. Во-вторых, учитель должен понимать, что обычные способы и методы обучения, пусть и повторенные многократно, не приносят заметных результатов у детей с проблемами речевого развития. Многоразовые переписывания, ежедневные тренировочные диктанты на дополнительных занятиях лишь умножают неудачи ребёнка, вызывая в нём неуверенность в себе и неприязнь к обучению в целом. Наиболее часто встречающиеся ошибки в письменной речи у логопедических детей:

  • ошибки, связанные с нарушением фонематического восприятия:
  • ручей – рочей, тёплый – тюплый
  • ошибки, связанные с нарушением звукового анализа и синтеза:
  • санки – снки, слёзы – слзы
  • ошибки, связанные с нарушением индивидуализации слов:

Подошёлклесу. (Подошёл к лесу.)

ошибки, вызванные нарушением связи слов:

жёлтая солнце

Эти группы ошибок связаны с недостаточным развитием устной речи. Нарушение письменной речи – это одно из проявлений системного нарушения, затрагивающего, кроме речевого развития, и ряд важных неречевых функций, особенно двигательные функции руки и слухомоторную координацию. Задержка или искажённое развитие этих функций также приводят к возникновению специфических ошибок в письменной речи. Одним словом, перечисленные выше ошибки, возникают не от лени, невнимательности или недоучивании орфографических правил, а вследствие недостаточного развития зон головного мозга, контролирующих речевые и неречевые процессы в ходе чтения и письма. С такими детьми обязательно должен работать логопед. У большинства детей всё-таки орфографическую зоркость, грамотность можно формировать. Сильная и слабая позиции – те понятия, которые способны сыграть объединяющую роль в изучении орфографических правил в начальной школе. Слабые позиции фонем являются источником орфографических ошибок. Поэтому ребёнок должен видеть слабую позицию – ведь именно здесь требуется проверка. Помогает в этом работа, проводимая по системе СУО (слог, ударение, орфограмма)

ко-тё-нок: делим на слоги; ставим ударение; выделяем слабую позицию; работаем с орфограммой; подбираем проверочные слова.

Очень хорошо зарекомендовал себя приём следующей тренировки орфографической зоркости. Из сборников диктантов для начальной школы выписываются слова с различными видами орфограмм, в которых ученики чаще всего допускают ошибки. Слова делятся на 10 групп и делаются карточки на каждого ученика. Комплекты регулярно меняются. Работа проводится так: на каком-то этапе урока раздаются карточки из набора (например, из набора № 2), слова сначала проговариваются орфографически, потом орфоэпически. После этого ученики выполняют задания:

  1. назовите слова с проверяемой безударной гласной в корне слова, как можно проверить?
  2. есть ли в карточке слова с парными согласными в середине слова , на конце слова? С непроизносимыми согласными? Объясните их правописание
  3. встретились ли вам слова с непроверяемым написанием? Назовите.
  4. на какие правила мы ещё не назвали слова?
  5. написание каких слов расходится с их произношением?

Затем учащиеся читают ещё раз слова на карточках про себя, переворачивают и пишут слова по памяти, подчёркивая изученные орфограммы. Затем проводится взаимопроверка. Эти комплекты карточек помогают решать не только орфографические задачи. С их помощью дети упражняются в правильном произношении слов, постановке ударения, фонетическом и морфологическом разборе, составлении словосочетаний и предложений, подборе однокоренных слов, синонимов и антонимов. На одном уроке используются 3-4 задания, а не все сразу.

В целях развития связной речи учащихся можно коллективно составить небольшой рассказ, используя слова из карточки. Можно использовать и такие упражнения:

  • первый день: ученики пишут диктант из 5-7 слов на выбранную орфограмму. Проверка осуществляется сразу. Учитель записывает слова на доске, поясняет их правописание. Дети исправляют ошибки и получают домашнее задание составить рассказ, используя эти слова.
  • второй день: обмен тетрадями, читают составленные рассказы, домашнее задание – подготовиться к контрольному диктанту – подобрать ещё 5-7 слов на данную орфограмму
  • третий день: пишут контрольный диктант, в который включены старые слова и 5-7 новых. И так далее.

На своих уроках я использую рабочие тетради “ Учимся писать изложения и сочинения”. Эти тетради последовательно готовят ребёнка к овладению одной из самых сложных форм заданий, связанных с речевой деятельностью, - изложением и сочинением. Поскольку навык письменной речи в начальных классах только формируется, различные виды работы по развитию связной речи имеют больше обучающий характер. Тексты, используемые в этих тетрадях, взяты из художественной литературы. Работы разнообразны по характеру, сюжету и могут быть использованы в сочетании со всеми курсами русского языка в начальных классах. Практически все задания направлены на развитие самоконтроля: перечитывание по слогам, подчёркивание орфограмм, умение пользоваться словами для справок, составление текстов. При отборе и составлении текстов автор учитывал орфографические темы, изучаемые в данном классе, при этом особое внимание обращается на развитие орфографической зоркости учащихся.

Примеры упражнений, необходимых для формирования орфографической зоркости:

Ежедневно заниматься звуковым анализом, независимо от количества читающих детей в классе, постоянно показывать образец анализа звучащего слова (аксиома – что в опыте ребёнка нет, надо дать этому образец), использовать способ протяжного интонирования звука в целом слове: с-с-с-с-ыр; сы-ы-ы-ы-р, на первом этапе предъявлять готовую модель для самоконтроля, приём трансформации (если закрою первую букву, какое слово получиться?), при звуковом анализе ребёнка не торопить, не делать за него. Класс в это время может работать в паре со своими модельками (кинестетически прочувствовать), подбор слов к звуковым моделям, использовать задания ловушки (сколько звуков в слове “ два”?; какое слово длиннее: час или минута?; мне кажется, что все звуки в слове “вата” мягкие?

Игровые приёмы: “Найди одинаковый звук”, “Определи место звука в слове”, “ Найди предметы с заданным звуком”, “ Шифровальщики” с пропусками "опасных" мест сразу по слуху.

“Найди опасное место”. Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладошки, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Но прежде они вспоминают, как его найти. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и ''опасное место''.

  • “Светофор”. Ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонёк, как только найдут ''опасное место''.
  • “Зажги маячок” Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются “опасные места”.