Урок истории в 4-м классе "Батыево нашествие"

Разделы: Начальная школа


Цели: учить работать с первоисточниками, ориентироваться в хронологии событий, работе с исторической картой, учить детей сравнивать, сопоставлять, делать выводы; на ярком материале раскрыть героические страницы борьбы русского народа за независимость, воспитывать у детей чувство патриотизма и восхищения мужеством русских людей, поднявшихся на борьбу с могущественным врагом.

Оборудование: карта " Русь 12-13 в.", схема " Битва на Калке", схема " Нашествие монгол", картина " Сбор дани", картина " Монгольский конный всадник", словарные карточки, выставка исторических книг, слайд современной Москвы, рисунок паровоза, кроссворд.

Карточки:

  • 1147г.-г. Москва
  • 1223г.- р. Калка
  • 1240- г. Киев
  • Ярлык - грамота
  • Дань - подарки
  • Иго - зависимость
  • Золотая Орда
  • Схема "Батыево нашествие"
  • 1237 - Рязань - Коломна - Москва - Владимир - Козельск ( "Злой город") - Новгород - 1240 - Киев
  • Схема " Битва на Калке"

Ход урока

1. Организационный момент.

- Сегодня мы с вами продолжаем наше путешествие на паровозе времени. (рисунок паровоза с надписью века)

- Посмотрите, в какой век лежит наш путь? (12-13в.)

2. Объяснение нового материала.

Задание.

- Сравните две карты: " Русь в 9-11веках" и " Русь в 13в.".

- О чем говорит цветовая окраска?

- Какие изменения произошли в жизни Древнерусского государства? (на первой карте мы видим единое государство, а на втором - несколько государств).

- В 1054 году умер князь Ярослав Мудрый. Перед смертью разделил он русскую землю между своими сыновьями и внуками. Одному достались города Киев и Новгород, другому Чернигов и Муром, другим Смоленск, Ростов, Владимир - Волынский. Самым сильным среди княжеств было Владимиро-Суздальское (показ на карте).

Завещал князь Ярослав детям любить друг друга, жить в мире и согласии. И тогда они будут сильны и никто не сумеет их одолеть. Но недолго хранили князья отцовский завет. Разделили Русь на множество княжеств и земель. Князья воевали друг с другом, стремились укрепить и расширить свои территории. Внук Ярослава Мудрого Юрий стремился укрепить свои территорию, за что получил прозвище Долгорукий.

- Вспомните, кокой город был основан Юрием Долгоруким?

- Прочитаем 2 абзац учебника с.28

- В каком году основана Москва? Какой это век?

- Найдите на карте.

- Сейчас это столица нашего государства. Красива, величава, велика (слайд современной Москвы).

- А какой она была в то время? Посмотрите на рисунок. Какой главный строительный материал использовался для возведения домов и укреплений?

Прочитаем 3 абзац текста.

- Что же за грозная сила, от которой содрогнулась земля русская?

"Пришла неслыханная рать. Их же никто хорошо не знает, кто они и откуда пришли, и какой язык их, и какого они племени, и какая их вера" - так записал летописец в 1223 году о появлении у границ Руси опасного врага - монголо-татар.

Татары или монголы жили далеко на востоке от русских границ, внутри Центральной Азии. В начале 13 века, у них возникло государство (показ на карте). Это были кочевые (т.е. переезжающие с места на место) племена.

Занимались они разведением скота: лошадей, коров, овец. Количеством скота определялось богатство монголов. Чем больше стадо, тем богаче и знатнее монгол. Чтобы кормить животных травой, они искали все новые и новые пастбища и преодолевали огромные расстояния.

Лет за 20 до прихода на Русь произошло объединение многочисленных кочевых племен. Во главе их стал предводитель (хан) Чингисхан. Он стремился захватить новые земли для скота, овладеть богатством соседних народов, покорив их самих. Монголы имели хорошо организованное войско. Оно делились на десятки, сотни, тысячи. В войске хана была строжайшая дисциплина.

Рассказ ученика о вооружении татар.

Татарские всадники были вооружены луком, копьями с крючьями, чтобы защитить себя и скинуть противника с коня. Каждый татарский воин имел при себе веревку для перетаскивания осадных орудий и кожаный мех для переправы через реки, три колчана запасных стрел.

Имелись тараны - окованные железом бревна, подвешенные горизонтально к перекладине, на колесах или полозьях. Были и камнеметы, которые, кроме каменных ядер, метали и горшки с нефтью. Тяжелые стрелы - баллиты татары посылали на 400 метров.

- В 1223 году монгольское войско появилось в степях близ границы Руси, где жили половцы. Половцы попросили помощи у русских князей. Несколько русских князей со своими дружинами сошлись вместе и 31 мая 1223 г. Встретили татар на реке Калке у Азовского моря. (карта, схема).

- Напав на сторожевой отряд, княжеские дружины стали преследовать его и растянулись, потеряли связь между собой. Когда на 9 день за речкой Калкой князей встретил сомкнутый строй монгольской конницы, то боевой порядок навести было трудно. Русские дружины были разбиты поодиночке.

- Почему же были разбиты русские князья?

- Прошли годы после битвы на Калке. Стали о монголах забывать. Но неожиданно огромное войско, поздней осенью 1237 г. подступило к русским землям. Вел его внук Чингисхана - хан Батый.(схема)

Первому удару подвергся город Рязань.

- Послушайте, как описывает это событие Н. Кончаловская в книге "Наша древняя столица".

1 ученик

Был страшный год, когда все страны
Боялись больше, чем огня,
Батыя - внука Чингис-хана,
Свое соседство с ним кляня.

2 ученик

Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день, по степи голой,
Топча сухие ковыли,
Жестоких воинов раскосых
Батый собрал со всей земли.
Быки их юрты на колесах
С детьми и женами везли
И по Батыеву веленью
За войском следом шли стада,
Как будто бы в переселенье
На запад двинулась орда.
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.

3 ученик

В тот день морозный, день короткий,
Под снегом спали зеленя,
В тот день у проруби молодки
Смеялись ведрами звеня;
У ребятишек шло катанье
На разметенном окском льду,
Когда на поле под Рязанью
Батый привел свою орду.

4 ученик

Ой, лихо, лихо! Ой, беда!
Стоит орда, грозит орда!
Дымит кострами в чистом поле
И требует десятой доли
Всего от каждого двора -
Мехов, казны и серебра.

5 ученик

В морозной снежной мгле кострами
Чадит Батыева орда.
К Батыю с пышными дарами
Рязанский князь пришел тогда.
Он сам собрал Батыю дань:
"Возьми дары! Не тронь Рязань!"
Любуясь княжьими дарами,
Батый кумыс из чаши пил
И, сидя в юрте меж коврами,
С усмешкой князю говорил:
"Коль хочешь мира, русский бай,
Княгиню в жены мне отдай!"
Взбешенный, не взглянув на хана,
Князь Федор молча вышел вон,
Но тут ударом ятагана
У входа в юрту был сражен:

6 ученик

Из Пронска, Мурома, Коломны
Три князя шли спасать Рязань.
Они свои дружины гнали
На помощь брату своему,
Они тогда еще не знали,
Какой конец пришел ему.
И вдруг раскинулась пред ними
Сама беда, гроза сама,
Не видно солнца в сизом дыме -
На девять верст ордынцев тьма.
В неравный бой они вступили,
Своим сородичам верны,
И в сече головы сложили,
Со всех сторон окружены.

7 ученик

Рязань, Рязань! Теперь тебе,
Твоим несчастным горожанам
Уже не выстоять в борьбе,
Враги в ворота ворвались,
Таких не знала ты доныне!
С высокой колокольни вниз
С младенцем бросилась княгиня.
И чашу смертную до дна
Испив до горького начала,
В огне на площади она
Батыя мертвая встречала:
Горят хоромы, терема -
Все, чем Рязань была богата.
Декабрьская ночная тьма
Багровым пламенем объята.

8 ученик

5 дней оборонял народ
Свой край, как говорит сказанье
И 5 ночей небесный свод
Пылал над стонущей Рязанью.
А на заре шестого дня
В леса, в приют шатров елей,
Врага жестокого кляня,
Бежали те, кто уцелели.

- Узнав о набеге Батыя на русскую рязанскую землю, один из русских вельмож Евпатий Коловрат собрал 1700 человек храбрых воинов и погнался за Батыевым войском.

- Давайте прочитаем отрывок из " Повести о разорении Рязани" с.30.

- Оцените поступок Евпатия Коловрата и его дружины.

- Почему Батый отдал тело Евпатия и отпустил его людей?

- В январе на реке Оке (карта) двинулось монгольское войско на Владимир. Сражение произошло у Коломны, город был разрушен и сожжен, та же участь постигла Москву, пал Владимир.

Сто километров не дошли монголы до Новгорода. Весенняя распутица сделала непроходимыми дороги для монгольской конницы. Хан Батый повернул назад свое войско. На пути лежал город Козельск. Козельцы на вече решили: татарам не сдаваться и положить свою жизнь за князя, чтобы получить на этом свете славу, а на том - венец от Бога. Семь недель держался Козельск, горожане бились с татарами в поле, резались с ними на стенах городских и полегли честно все до единого. Не пощадила орда ни старцев, ни младенцев, стал Козельск одной общей могилой. С той поры татары не называли города Козельском, а звали его злой город.

В следующем 1239 году татары направились на столицу Киев.

В декабре 1240 года Киев пал.

В 1243 году в Поволжье возникло государство Золотая орда со столицей Сарай.

Русские князья теперь получали от ярлык - ханскую грамоту на правление, везли ханам дань - богатые подарки продуктами питания, серебром.

- Посмотрите на картину "Сбор дани".

- Что изображено на картине?

- Какие думы одолевали русских людей?

- Так, установилась на Руси монголо-татарское иго - зависимость от завоевателей, состоящая в уплате дани.

3. Закрепление изученного материала.

- Много нового мы узнали из прошлого нашей Родины.

Закрепить эти знания нам поможет кроссворд.

Если вы правильно отгадаете слова по горизонтали, то по вертикали прочитаете имя героя, сражавшегося с Батыем за родной город.

(у каждого ученика лист с кроссвордом)

      1)к а л к а      
  2)и г о              
  3)я р л ы к          
    4)к о з е л ь с к  
5)к и е в              
      6)р я з а н ь    
    7)д а н ь          
  8)б а т ы й          
  1. Река, где впервые встретились русские воины с монголо-татарскими.
  2. Зависимость от завоевателей, состоящая в уплате дани.
  3. Ханская грамота с правом на правление.
  4. Город, который 7 недель оборонялся от монголо-татар и был прозван "злым городом".
  5. Столица Древнерусского государства, павший 6 декабря 1240г. под натиском татар.
  6. Город Руси, первый подвергшийся нападению со стороны монголо-татар.
  7. Подарки ханам от русских князей.
  8. Монголо-татарский хан, возглавивший поход на Русь.

4. Взаимопроверка кроссворда.

5. Подведение итогов урока.

- Почему же монголо-татарам удалось завоевать Русь?

6. Домашнее задание.

Рассмотреть книги по истории на выставке, выбрать те, которые относятся к нашей теме.

Список литературы.

  1. Обухова Л.А. Рассказы и чтения по русской истории. М.1995.
  2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2009.
  3. Северина О.А. Введение в историю. В. 2002.
  4. Саплина Е.В. Саплин А.И. Введение в историю. М.2001.
  5. Брокгауз Ф.А. Ефрон И.А.Энциклопедический словарь. 2007.
  6. Кончаловская Н.Н. Наша древняя столица.
  7. Познавательный портал CLOVV.ru.