Цели: привить любовь к своей малой родине, воспитывать чувства гордости за свой край, воспитывать чувство красоты, учить уважать и беречь богатство своего края.
Оборудование: карта Ямала, фото, портреты писателей и поэтов, Презентация “Край суровой красоты” , мультимедиа оборудование.
Ход мероприятия
п.ч. | Ход занятий (формы и методы). | Содержание | Время | Организационно-методические указания |
1 | Тема нашего классного часа “Край суровой красоты”. | 3 мин | Звучит песня “На полярном Урале”. (Презентация. Слайд 1) |
|
Я предлагаю Вам попутешествовать по Ямалу, вспомнить то, что вы знаете о своем родном крае, узнать то, что не знаете, полюбоваться красотами и богатствами этого сурового края. | (Слайд 2) | |||
|
3 мин | Звучит песня. | ||
2. | Фронтальный опрос. | Сначала я предлагаю попутешествовать по
картам.
|
10 мин | Работа на карте. |
3. | Фронтальный опрос. | Теперь попутешествуем по истории.
|
10 мин | |
4. | Метод соревнований. | А теперь отдохнем и по отгадываем ненецкие
загадки:
|
5 мин | |
5. | Беседа. | А теперь, давайте, обратим внимание на наши фото и насладимся красотой и богатством нашей природы, сурового края Ямала, жизнью его тружеников. Вообще народ ненцы глубоко связан с природой, они ее чтят и берегут для будущего поколения. Общаясь с природой, он отбирает у нее по крупицам все самое ценное | 3 мин | (Просмотр фото – Слайды 3–16.) |
Беседа. | Вся тундра для ненца – огромный чум. А кто может нам рассказать, что из себя представляет чум, как он строится, из чего, почему имеет такую форму и удобно ли в нем жить? (36 шестов, роль громоотвода, форточка, вентилятор, светильник, дверка вверху) | 3 мин | (Фото чума – Слайд 17.) | |
Беседа, опрос. | Священным для ненцев является
огонь. Так? Для него он – образ жизни, Родины. Особое отношение у них к собакам. Они живут в чуме, их ласкают, поют песни им. А почему их так ценят? Ну и конечно не возможно представить ненцев без оленей. Какую ценность имеет олень для ненцев? Что он ему дает, чем полезен? А кто такие “авки”? |
5 мин | (Фото оленя – Слайд 18.) | |
6. | Блиц-викторина. | А теперь блиц-викторина для
мальчиков и девочек. Мальчики:
Девочки:
|
10 мин | (10 вопросов – отвечать быстро.) |
7. | Эвристическая беседа. | А сейчас поговорим об одежде. Национальной
одежде ненцев.
Национальная одежда ненцев и хантов отличается яркими орнаментами, разнообразием отделки. Северные женщины знают секреты мастерского соединения небольших кусочков меха в сложный узор. |
15 мин | (Слайд 19.) |
На любом празднике женщины, девочки, девушки надевают свои лучшие наряды, от которых невозможно отвести восхищенного взгляда. Разнообразие платков, платьев, узоров на ягушках просто поражает. | ||||
Давайте, вспомним из чего состоит национальная одежда. Зимой женщины носят меховую ягушку, украшенную меховым узором, шапку-капор с множеством подвесок, ярких вставок и украшений. Летом женщины переодеваются в суконную ягушку с меховым воротником, узорами из ткани, яркими вставками и полосками. В самое жаркое время женщины надевают яркие, пестрые платья с различными воротниками, украшенные лентами и тесьмой. | ||||
Скажите, пожалуйста, а что используют для
украшения национальной одежды народы Севера? Правильно, орнаменты. И сейчас мы с Вами попробуем нарисовать орнамент, который Вы знаете в графическом редакторе Paint. |
15 мин | (Выполнение практической работы в Paint.) | ||
Узоры северных народов передаются из
поколения в поколение, собираются мастерицами в специальные тетради. А
чтобы лучше запомнить узоры, женщины дают им запоминающиеся названия.
Какие вы знаете названия орнаментов? Молодцы! Узор “рога молодого оленя”” так популярен, что стал символом Ямало-Ненецкого округа. |
5 мин | Показ творческих работ на экране. | ||
Закончить наш классный час мне бы хотелось небольшими четверостишиями о Ямале, которые подготовили ребята | 5 мин | (Слайд 20.) | ||
Спасибо за внимание! |
(Тихо звучит музыка.) |