Классный час "Край суровой красоты"

Разделы: Классное руководство


Цели: привить любовь к своей малой родине, воспитывать чувства гордости за свой край, воспитывать чувство красоты, учить уважать и беречь богатство своего края.

Оборудование: карта Ямала, фото, портреты писателей и поэтов, Презентация “Край суровой красоты” , мультимедиа оборудование.

Ход мероприятия

п.ч. Ход занятий (формы и методы). Содержание Время Организационно-методические указания
1   Тема нашего классного часа “Край суровой красоты”. 3 мин Звучит песня “На полярном Урале”.

(Презентация. Слайд 1)

Я предлагаю Вам попутешествовать по Ямалу, вспомнить то, что вы знаете о своем родном крае, узнать то, что не знаете, полюбоваться красотами и богатствами этого сурового края. (Слайд 2)

Тундра, тундра, край родной
Эта песня, о тебе
О большой твоей судьбе
Эта песня – наша дума
Будет как ученые сказали
Наша тундра солнцем залита.
Будут кипарисы на Ямале.
Северная ель в Алма-Ате.

3 мин Звучит песня.
2. Фронтальный опрос. Сначала я предлагаю попутешествовать по картам.
  1. Как расшифровать ЯНАО? (Ямало-Ненецкий автономный округ.)
  2. Какой город является “столицей” нашего округа? Покажите его на карте. (Город Салехард.)
  3. Покажите Ямальский полуостров, Ямальский район, центр Ямальского района. (Село Яр-Сале).
  4. Сколько районов входит в наш округа? (Семь.)
  5. Покажите на карте Панаевск. Меняется ли поселок к лучшему?
  6. Какие вы знаете большие города? (Ноябрьск, Новый Уренгой, Надым и т.д.)
  7. Назовите крупные реки. (Обь, Таз, Пур, Надым.)
  8. Какое море омывает полуостров? (Карское.)
10 мин Работа на карте.
3. Фронтальный опрос. Теперь попутешествуем по истории.
  1. Когда образовался ЯНАО? (10 декабря 1930.)
  2. Как раньше назывался Салехард? (Обдорск.)
  3. Кто считается другими жителями Ямала? (Сихиртя.)
  4. Что означает “Ямал”? (“я” – земля, “мал” – конец, т.е. конец земли.)
  5. Что означает слово Обь? (2 версии: вода, сугроб.)
  6. Откуда произошло название нашего поселка? (фамилия купца Панаев.)
  7. Что означает “ненец”? (человек.)
  8. Как переводится “Салехард”? (“Сале” – мыс, “гард” – место мыса, т.е. “город на мысу”.)
  9. Что означает слово “тундра”? (Финское слово “тундри” – плоская безлесная возвышенность.)
  10. Назовите известных, выдающихся людей Ямала, которые прославились в той или иной области? (Роман Ругин, Анна Неркаги, Иван Истомин, Игорь Худи (художник), Геннадий Хартаганов (художник), Семен Няруй (композитор) и др.)
10 мин  
4. Метод соревнований. А теперь отдохнем и по отгадываем ненецкие загадки:
  1. Олень от них убегает, а они не отстают. (Нарты.)
  2. Лежит у порога меховое кольцо – чужого в дом не пустит. (Собака.)
  3. Она, как снег, от солнца прячется, а мышка – от нее. (Сова.)
  4. Десять черных бусинок на одной веточке висят. (Черника.)
  5. Сам деревянный, голова железная. Что это? (Топор.)
  6. Летом меховые, зимой берестяные. (Рога оленя.)
  7. На конце холма чернеет уголек. (Песец.)
  8. Летом – серая, зимой – белая. (Куропатка.)
  9. Живой – глаза смотрят, умрет – глаза смотрят. (Рыба.)
  10. В чум входящего бьет, на улицу уходящего бьет. (Дверь чума.)
5 мин  
5. Беседа. А теперь, давайте, обратим внимание на наши фото и насладимся красотой и богатством нашей природы, сурового края Ямала, жизнью его тружеников. Вообще народ ненцы глубоко связан с природой, они ее чтят и берегут для будущего поколения. Общаясь с природой, он отбирает у нее по крупицам все самое ценное 3 мин (Просмотр фото – Слайды 3–16.)
Беседа. Вся тундра для ненца – огромный чум. А кто может нам рассказать, что из себя представляет чум, как он строится, из чего, почему имеет такую форму и удобно ли в нем жить? (36 шестов, роль громоотвода, форточка, вентилятор, светильник, дверка вверху) 3 мин (Фото чума – Слайд 17.)
Беседа, опрос. Священным для ненцев является огонь. Так? Для него он – образ жизни, Родины.
Особое отношение у них к собакам. Они живут в чуме, их ласкают, поют песни им.
А почему их так ценят?
Ну и конечно не возможно представить ненцев без оленей.
Какую ценность имеет олень для ненцев? Что он ему дает, чем полезен?
А кто такие “авки”?
5 мин (Фото оленя – Слайд 18.)
6. Блиц-викторина. А теперь блиц-викторина для мальчиков и девочек.

Мальчики:

  1. Сильный ветер со снегом (буран).
  2. Порода северных собак (лайка).
  3. Корм для оленей (ягель).
  4. Палка которой погоняют оленей (хорей).
  5. “Здравствуй” по ненецки.
  6. Северная курица (куропатка).
  7. Рожки молодые у оленей.
  8. Веревка, которой ловят оленей.
  9. Переход оленеводов с одного места на другое.
  10. Полярная лисица (песец).

Девочки:

  1. Верхняя одежда женщины-ненки.
  2. Ягода, растущая на болоте.
  3. Он – олень, она – ?
  4. Шкура с ног оленя.
  5. Обувь, которая шьется из лап оленя.
  6. Еда из свеже-мороженной рыбы или мяса.
  7. Суп из свежей рыбы.
  8. Меховая оборочка по краям одежды (опушка).
  9. Ненецкая сумочка для рукоделия.
  10. Северная ягода, похожая на малину.
10 мин (10 вопросов – отвечать быстро.)
7. Эвристическая беседа. А сейчас поговорим об одежде. Национальной одежде ненцев.

Национальная одежда ненцев и хантов отличается яркими орнаментами, разнообразием отделки. Северные женщины знают секреты мастерского соединения небольших кусочков меха в сложный узор.

15 мин (Слайд 19.)
На любом празднике женщины, девочки, девушки надевают свои лучшие наряды, от которых невозможно отвести восхищенного взгляда. Разнообразие платков, платьев, узоров на ягушках просто поражает.
Давайте, вспомним из чего состоит национальная одежда. Зимой женщины носят меховую ягушку, украшенную меховым узором, шапку-капор с множеством подвесок, ярких вставок и украшений. Летом женщины переодеваются в суконную ягушку с меховым воротником, узорами из ткани, яркими вставками и полосками. В самое жаркое время женщины надевают яркие, пестрые платья с различными воротниками, украшенные лентами и тесьмой.
Скажите, пожалуйста, а что используют для украшения национальной одежды народы Севера?

Правильно, орнаменты. И сейчас мы с Вами попробуем нарисовать орнамент, который Вы знаете в графическом редакторе Paint.

15 мин (Выполнение практической работы в Paint.)
Узоры северных народов передаются из поколения в поколение, собираются мастерицами в специальные тетради. А чтобы лучше запомнить узоры, женщины дают им запоминающиеся названия. Какие вы знаете названия орнаментов?

Молодцы!

Узор “рога молодого оленя”” так популярен, что стал символом Ямало-Ненецкого округа.

5 мин Показ творческих работ на экране.
Закончить наш классный час мне бы хотелось небольшими четверостишиями о Ямале, которые подготовили ребята 5 мин (Слайд 20.)

Ханты, ненцы, и коми, и русский их брат
Старший брат, как у нас говорят.
Здесь живут и грядущее вместе творят
И сквозь время дорогу торят.

Здесь, конечно, не теплый и благостный юг
Здесь мороз беспощадно суров
И Полярный, порой прогибается круг
От жестокой атаки ветров.

Всем холодам парю,
Всем ледяным ветрам
Шлет по трубе тепло
Край мой
Иным краям.

Спасибо за внимание!

(Тихо звучит музыка.)