Цели:
- Закрепить умение детей дифференцировать твердые согласные, мягкие согласные и гласные звуки в словах, выполнять звуковой анализ слов различной структуры; закрепить знание графического образа букв, умение составлять слова из букв; закрепить умение составлять сложноподчиненные предложения с союзом потому что….
- Развивать мелкую и общую моторику, выразительность движений, воображение, словесно-логическое мышление.
- Воспитывать умение работать в коллективе, чувство взаимопомощи, дружбы, повышение мотивации к учебе в школе.
Оборудование: книга с иллюстрациями из сказок “Дюймовочка”, “Приключения Буратино”, “Волшебный клубок”, д\п “Собери цветок”, предметные картинки, пеналы для звукового анализа слов, диванные подушки (по количеству детей), клубки, буквы, корзина для клубков, поля из бархатной бумаги для выкладывания слов из букв, аудиозапись песни из к\ф “Приключения Буратино”.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Л.: Здравствуйте, дети! Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне. А теперь пожелаем друг другу доброго утра!
II. Введение в тему.
Л.: Ребята, вы любите сказки? Сегодня на занятии мы с вами попадем в чудесную страну, где живут персонажи ваших любимых сказок. А поможет нам в этом волшебная книга.
Но мы должны помнить, что даже в сказочной стране любят любознательных и трудолюбивых, поэтому нам предстоит сегодня немного потрудиться, вспомнить то, что мы знаем о звуках и буквах, чтобы помочь жителям сказочной страны.
Итак,
Книга открывается
Сказка начинается!
(Открывается первая страница книги с изображением Дюймовочки.)
(Дети присаживаются на ковер.)
III. Основной этап.
1. Л.: В одной далекой сказочной стране жила – была очень маленькая девочка. Она была настолько мала, что даже родилась в красивом цветке. Я думаю, вы все узнали героиню этой замечательной сказки. Кто это?
(Дюймовочка) А вот и цветок, на котором сидела Дюймовочка (показывает воображаемый цветок в ладонях). Изобразите этот цветок с помощью своих пальчиков. Сомкните ладони, а теперь разводите в стороны, получился как бы бутон. Пошевелите пальчиками. Вот какие красивые цветы получились!
Понюхайте цветы, покажите, какой душистый аромат!
Дюймовочка очень любила цветы и сейчас мы попробуем вырастить для нее цветочную полянку.
(Дети садятся за столы.)
Д\И “Собери цветок”.
Цель: дифференциация твердых согласных, мягких согласных и гласных звуков.
(Дети собирают цветы из лепестков, на которых изображены картинки, название которых начинается на твердые согласные, мягкие согласные и гласные звуки. Лепестки крепятся к серединке цветка при помощи кнопок для одежды. Затем дети выходят на ковер и по очереди называют картинки на лепестках своих цветов. Кладут цветы на ковер.)
Л.: Молодцы! У вас получилась замечательная цветочная полянка. Такие чудесные цветы обязательно привлекут к себе бабочек, пчел и других насекомых. Попробуем их изобразить при помощи наших пальчиков.
(Играет музыка. Дети изображают насекомых при помощи пальцев.)
Я – веселый майский жук.
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жужжу.
(Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны – это "усы" – и пошевелить ими.)
Не кусай, комарик, злой!
Я уже бегу домой!
(Сжать кулачок, указательный палец вперед – это "хоботок". Мизинец и большой палец расслабить, опустить вниз – это "лапки".)
Л.: Давайте попрощаемся с Дюймовочкой и отправимся дальше.
2. Л.: Прежде чем я переверну следующую страницу волшебной книги, послушайте песню и попробуйте догадаться, из какой она сказки. (Звучит песня из к\ф “Приключения Буратино”.) Кто догадался, какая эта сказка? Правильно, “Приключения Буратино”. Буратино – веселый озорник и плутишка. Его подруга Мальвина, которая очень хотела научить его читать и писать, приготовила ему такое сложное задание, с которым ему никак не справиться. Давайте ему поможем. Но сначала давайте вспомним,
– какими бывают звуки?
– каким цветом мы обозначаем гласные, твердые \ мягкие согласные звуки?
Д\И “Собери слово из звуков”.
(Дети выполняют звуковой анализ слов по индивидуальным картинкам, затем меняются выполненными заданиями и проверяют друг друга. Используются пеналы для звукового анализа слов с карточками красного, синего и зеленого цвета.)
4. Л.: Дети, вы помните, что вначале сказки Буратино не очень– то стремился в школу, не хотелось ему учиться ни читать, ни писать. Давайте попробуем ему объяснить насколько это нужно и важно.
Послушайте:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку просить,
Прочти, пожалуйста, прочти!
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
Дети, вы согласны с автором этого стихотворения?
Как вы думаете, почему еще нужно учиться читать?
(Дети отвечают на вопрос, составляя сложноподчиненное предложение:
Нужно учиться читать, потому что это….. .)
Но что бы научиться читать, сначала нужно выучить алфавит. Сейчас я взмахну волшебной палочкой, и мы с вами сами превратимся в самые настоящие живые буквы.
Д\И “Живая азбука”.
(Дети выходят на ковер и изображают буквы.)
Это наша буква А – алфавита голова. (Ноги на ширине плеч, руки сзади на пояснице.)
Буква Б проснется рано.
буква Б бочонок с краном. (Одной рукой к животу приложить подушку, другую вытянуть вперед.)
Г– крючок обыкновенный,
но в труде помощник верный. (Руки вытянуть вперед, пальцы в замок.)
Д – словно домик аккуратный
c высокой крышею двускатной (сесть спиной друг к другу, ноги согнуть в коленях).
Буква Н – на ней я как на лесенке,
сижу и распеваю песенки. (Стать друг напротив друга, один кладет вытянутые руки на руки другого.)
Л.: Молодцы, ребята. Надеюсь, теперь Буратино с удовольствием отправится в школу. А нам пора перевернуть следующую страницу волшебной книги.
5. Л.: Следующий герой нашей книги очень необычный персонаж. Послушайте, что он о себе рассказывает:
Я пушистый, мягкий, круглый,
Есть и хвост, ноя не кот.
Покажу тому дорогу,
Кто с собой меня возьмет!
Догадались? Правильно, это волшебный клубок, который приходил на помощь многим героям волшебных сказок, указывая им правильный путь. Сегодня его друзья, маленькие клубочки помогут нам правильно написать слова, изображения которых они принесли с собой. Для этого нужно смотать клубочки и выбрать те буквы, которые нам понадобятся.
(У каждого ребенка картинка и клубок, к которому привязан набор букв в конверте. Дети сматывают клубки, достают конверт с буквами и составляют нужное слово.)
IV. Подведение итога занятия.
Л.: Ну что же, ребята, вот мы и перевернули последнюю страницу нашей волшебной книги. Но чудеса на этом не заканчиваются, они будут ждать нас на следующих занятиях. А сейчас давайте вспомним, с какими сказочными персонажами мы сегодня встретились? Что вам понравилось на занятии? Что не понравилось? (Ответы детей.)