Урок литературного чтения во 2-м классе. И.А. Крылов. "Стрекоза и муравей"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить учащихся с басней И.А.Крылова “Стрекоза и Муравей”;
  • развивать правильную выразительную речь, развить навыки выразительного чтения, инсценировки, творческое воображение, сценическое искусство; развивать умение работать в парах, группах сменного состава;
  • воспитывать отзывчивость, способность сопереживать, сострадать.

Оборудование:

  • компьютер;
  • интерактивная доска;
  • проектор;
  • слайды;
  • учебник “Родная речь” 2 класс 1 часть, авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Москва 2008 г.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

II. Речевая разминка.

Без работы хоть убей,
Жить не может муравей.

- Прочитайте это стихотворение хором, с веселой интонацией, с сердитой интонацией, с замедлением, скороговоркой.

III. Актуализация знаний.

- На прошлом уроке мы познакомились с творчеством И.А.Крылова. (Сопровождается показом слайдов)

- Давайте вспомним, что такое басня? (Басня - это короткий рассказ или стихотворение с нравоучительным содержанием, в котором под видом животных высмеиваются люди с их недостатками.)

- Кто главные герои басен? (Главные герои басен – животные, в которых мы легко узнаем людей.)

- Что такое мораль? (Мораль – вывод, поучение, где объясняется смысл басни.)

- Что вы узнали о Крылове на прошлом уроке?

Рисунок 1

(Иван Андреевич Крылов - русский баснописец, автор более 200 басен. В баснях Крылов высмеивал общественные и человеческие пороки: лень, неряшливость, эгоизм. В Санкт-Петербурге, в Летнем саду установлен памятник Крылову, изображенного среди героев своих басен - разных зверей и птиц. Памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России.)

(Сопровождается показом слайдов)

- На уроках внеклассного чтения мы с вами знакомились с баснями Крылова. Угадайте, как называются эти басни?

Сопровождается показом слайдов - Ворона и лисица, Мартышка и Очки, Слон и Моська.

 

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

IV. Проверка домашнего задания.

- Что было задано на дом?

Выразительное чтение учащимися басни “Лебедь, Щука и Рак”.

V. Постановка учебной задачи.

- Отгадай загадку:

Самолётик лёгкий, быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза.
Это чудо …

(Показ слайдов) Стрекоза.

Рисунок 5

Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель? ...

(Показ слайдов) Муравей.

Рисунок 6

- Назовите насекомых, о которых вы отгадали загадки. (Стрекоза и муравей)

- Это название басни, с которой мы сегодня познакомимся. Её написал Иван Андреевич Крылов.

VI. Изучение нового материала.

- Откройте учебники на странице 106.

1) Первичное чтение басни. Басню читает Игорь Ильинский. Мультимедиазвук.

2) Проверка восприятия.

- Понравилась вам басня?

- О ком и о чем говорится в басне?

3) Словарная работа.

- Какие незнакомые слова встретились в басне?

Зима катит в глаза - неожиданно наступает зима.

Помертвело чисто поле – собран урожай, цветы и травы увяли, засохли, животные и насекомые попрятались, птицы улетели, в поле стоит мёртвая тишина.

Нужда – недостаток чего-либо.

Удручена – огорчена.

Вешних – весенних.

Мурава – молодая трава.

4) Анализ иллюстрации в учебнике.

- Какой мы видим Стрекозу на рисунке?

- Каким мы видим Муравья?

5) Первичное чтение басни учениками.

- Прочитайте басню самостоятельно.

- Обратите внимание, как Стрекоза жила летом, и как с наступлением холодов.

6) Процесс осмысления текста.

- Кто из героев вам понравился больше и почему?

- Как в басне Крылов называет Стрекозу? Почему?

VII. Анализ литературного произведения.

Выборочное чтение.

- Как жила Стрекоза летом? Какой она была? Прочитайте. (Показ слайдов)

Рисунок 7

- Что произошло со Стрекозой с наступлением холодов? Прочитайте.

(Показ слайдов)

Рисунок 8

- Почему она пошла просить о помощи Муравья?

- Как Муравей встретил Стрекозу? Прочитайте.

- Почему он отказал Стрекозе в помощи?

- Справедливо или нет, поступил Муравей?

- Ребята, а вам жаль Стрекозу?

VIII. Физминутка-чистоговорка.

Нёс однажды муравей две травинки для дверей (8 хлопков)
Рей-рей-рей-рей. (ходьба на месте)
На полянке под кустом муравьишка строит дом (8 хлопков)
Ом-ом-ом-ом. (наклоны влево – вправо)
Лишь снежок запорошит, стрекоза к нему спешит (8 хлопков)
Шит-шит-шит-шит. (повороты влево – вправо)
Ты, Кума, не торопись, а за дело-ка, возьмись (8 хлопков)
Мись-мись-мись-мись. (приседания)

IХ. Закрепление изученного материала.

1) Подготовка к чтению по ролям. Самостоятельное чтение.

- Прочитайте текст самостоятельно, подумайте, сколько действующих лиц в басне?

- Как надо читать этот текст по ролям? Обратите внимание, на письме речь берется в кавычки. Кавычки открываются – начинается речь. Кавычки закрываются – речь заканчивается.

2) Чтение по ролям. Инсценирование басни.

- Сколько действующих лиц в басне?

- Как надо читать слова Стрекозы и Муравья, чтобы зрители поняли, что хотел сказать автор? Попробуем прочитать по ролям. (Читает 1 пара учеников)

- А теперь прочитаем по ролям отрывок очень выразительно, пропуская слова автора. Читаем слова только в кавычках. Кому они принадлежат?

- Как будем их читать? (Читает 2 пара учеников)

3) Работа с пословицами. Работа в группах сменного состава.

- Соберите пословицы.

- Какие пословицы выражают главную мысль басни? (Сопровождается показом слайдов)

Пословицы.

1) Поспешишь … …один отрежь.

2) Семь раз примерь… …потехе час.

4) Делу время… …. людей насмешишь.

- Какие еще пословицы о труде вы знаете?

(Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Ленивый и грибу не поклонится. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь. Кто веселится летом, тот плачет зимой)

4) Просмотр фрагмента мультфильма “Стрекоза и Муравей”.

- Сейчас вы посмотрите отрывок из мультфильма “Стрекоза и Муравей”. Посмотрите внимательно, какая пословица встречается в этом мультфильме.

5) Анализ просмотра.

- Каким показан в мультфильме Муравей? (Трудолюбивым, серьезным, думает о дальнейшей судьбе)

- Какой показана Стрекоза? (Ленивая, беззаботная, легкомысленная)

- Какая пословица встречается в мультфильме?

Рисунок 9

X. Работа в парах. Выразительное чтение учащимися.

XI. Рефлексия.

- С какой басней Крылова мы сегодня познакомились?

- Кого подразумевает под животными Крылов?

- Что осуждается в этой басне? (Беспечность, леность, черствость, эгоизм)

- Какова мораль басни? (Нужно все делать вовремя)

- Какая пословица перекликается с сюжетом этой басни? (Делу время, потехе час). Иван Андреевич Крылов в своих баснях даёт нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше.

XII. Выставление оценок. Спасибо всем за работу.

XIII. Домашнее задание.

Выучить басню наизусть.