Внеклассное мероприятие по физике "Устами младенца"

Разделы: Физика


I. Представление команд

(Две команды по три человека).

Каждая команда рассказывает интересный случай из своей жизни (устами младенца).

II. О чем идет речь?

Каждой команде по очереди дается подсказка одного физического понятия. С какой подсказки угадаете – отвечайте.

1 подсказка – 15 очков, со 2 подсказки – 10, с 3 подсказки – 5 очков. (Презентация)

1) Подсказка 1. Нечто, существующее независимо от нас.

  • Вещество – это одна из форм ее существования.
  • Покупают для пошива платья.

Ответ: материя.

2) Прозрачен, бесцветен, легок.

  • Водород, кислород, неон.
  • Еще одно название машины “Волга”.

Ответ: газ

3) Переносит энергию источника.

  • Создается колеблющимся телом.
  • Слышно, но не видно.

Ответ: звук

4) Обладают хорошей теплопроводностью.

  • Хорошо проводят ток.
  • Железо, алюминий, сталь.

Ответ: металлы

5) Борщ со сметаной.

  • Чай с сахаром.
  • Взаимное проникновение соприкасающихся веществ.

Ответ: диффузия.

6) У ее частиц большая подвижность, несмотря на малое пространство между ними.

  • Легко меняет форму, но плохо сжимается.
  • Воду варить – вода и будет.

Ответ: жидкость.

7) Рождается, сталкивается, рассеивается.

  • Процесс распространения возмущений в упругой среде.
  • Если бросить камень в воду, то она “побежит по поверхности”.

Ответ: волна.

8) Происходит при определенной температуре.

  • И в кастрюле, и в чайнике, и в самоваре.
  • Интенсивное парообразование, происходящее во всем объеме жидкости.

Ответ: кипение.

III. Угадай-ка! (5 баллов)

Угадайте о ком речь? Кто из ученых изучал данные явления? (Читают учащиеся 4 кл.)

Вот плот и корабль,
Поплавок рыбака –
Плывут как по небу,
Плывут облака.
Но камень в воде
Не плывет, как бревно,
И камнем бревно
Не уходит на дно.
В чем сущность явлений?
На этот ответ
Искал сиракузский мудрец… (Архимед)

Движенье повсюду,
Движенье везде.
И в воздухе птица,
И рыба в воде,
И жизни нигде без движения нет.
И солнце летит в хороводе планет!
Вот листья по воздуху
Долго кружат,
А падает камень
Быстрее стократ.
Быстрее ль то падает, что тяжелей?
И это проверить решил… (Галилей)

Он открыл закон, таблицу,
А также правило простое:
“Ученый должен отдыхать,
Но и во сне не знать покоя,
Тогда открытие любое
Вовек не сможет он проспать”. (Менделеев)

Жил-был старик в Калуге,
Ходил он в чудаках,
Космические фуги
Играл на облаках. (К.Э. Циолковский)

VI. Быстрота мышления

Участвуют обе команды одновременно.

Угадайте, о какой физической величине или явлении идет речь? (15, 10, 5 баллов)

1. Причина изменения скорости тела.

  • Основная физическая величина во 2 законе Ньютона.
  • Это есть, ума не надо.

Ответ: сила.

2. Для его измерения используется повторяющийся физический процесс.

  • Основная единица измерения – секунда.
  • Делу это… - потехе час

Ответ: час.

3. Действует на дно и стенки сосуда.

  • Это нужно, чтоб прикрепить что-нибудь кнопкой.
  • Часто “скачет” у пожилых людей.

Ответ: давление.

4. Явление сохранения скорости тела.

  • Учитывается при торможении.
  • Из-за нее я много раз разбивала себе нос.

Ответ: инерция.

5. Мера инертности тела.

  • Основная единица измерения – килограмм.
  • У бегемота больше, чем у ослика.

Ответ: масса.

6.Скорость выполнения работы.

  • Важнейшая характеристика всех двигателей.
  • У КамАЗа больше, чем у ВАЗа.

Ответ: мощность.

7. Совершается при движении тела под действием силы.

  • Она и мучает, и кормит, и учит.
  • Она не волк, в лес не убежит.

Ответ: работа.

V. “Почемучка”.

Каждой команде ответить на выбранный вопрос (на карточках).

/Вопросы заранее известны, участники должны ответить так, как ответил бы любой ребенок. Затем вариант ответа можно прослушать/

  1. Почему стекло назвали “стеклом”?
  2. Почему вода такая разная?

Примерный ответ: ответы детей нашей школы.

1. Оно ведь вначале вообще было песком. Потом попало на завод. Там его сделали жидким и прозрачным. Оно долго текло, текло, текло… и когда все стекло – получилось СТЕКЛО.

2. Она просто хочет быть похожей на Человека, доказать, что и у нее есть характер.

  • Когда ей надо проявить твердость, она превращается в ЛЕД.
  • Когда с ней можно поспорить, и она может поддаться в споре, она превращается в СНЕГ.
  • Когда она не хочет говорить правду, превращается в ТУМАН.
  • Когда от нее хочешь добиться ответа, она превращается в ДОЖДЬ и льет, льет, льет, а потом незаметно уходит, так и не дав ответа.
  • Когда она злится, то превращается в пар.
  • Когда хочет поговорить искренне и доверчиво, оборачивается ручейком и говорит, говорит, говорит…

VI. “Загадки – догадки”.

Учащиеся 4 класса характеризуют прибор.

Догадайся о чем речь?

1. Он похож на горку, на которой катаются дети.

  • Если повернуть поодному, то он похож на торпеду, а если по-другому на ракету.
  • Это полуовальчик. Одна его часть красненькая, другая синенькая. Сделан он из железа. Может притягивать и отталкивать.

Учитель: Этот прибор похож на железную горку, на которой дети катаются, а также на торпеду, ракету – это с какой стороны смотреть.

Ответ: дугообразный магнит.

2. Он похож на памятник без головы, без рук, без ног.

  • Сзади у этой вещи два колесика, как у часов.
  • Похож-на человека. У него есть глазки, ротик, носик. Носик и глазки крутятся, а ротик улыбается.
  • Здесь есть лифт, который движется вверх-вниз. И две квартиры – синяя и красная.

Учитель: Похож на человека, у которого есть глазки, носик и ротик. Главная принадлежность его – лифт, который двигается вверх-вниз, при этом носик и глазки крутятся, а ротик улыбается, наверное, потому, что есть квартиры – синяя и красная.

Ответ: ДВС (двигатель внутреннего сгорания).

Домашнее задание: от каждой команды по художественному номеру.

VII. “Случай из школьной жизни”.

Решение нешкольных задач по физике.

(Пока одна команда исполняет художественный номер, другая решает задачу, а затем наоборот).

1. Коля ловил девчонок, окунал их в лужу и старательно изучал глубину их погружения, а Толя только стоял рядышком и смотрел, как девчонки барахтаются. Чем отличаются Колины действия от Толиных, и как такие действия называют физики?

Ответ: и физики, и лирики назовут Колины и Толины действия хулиганством и надают по шее обоим. Но надо сказать, что с точки зрения бесстрастной науки Толя производил наблюдения, а Коля ставил опыты.

2. Однажды семиклассник Вася, только что изучивший на уроке физики взаимодействие тел, был сбит с ног нечаянно выскочившим из школы третьеклассником Димочкой. С какой целью Вася после этого случая гнался за Димочкой полтора часа?

Ответ: чтобы привести в исполнение закон природы, по которому действие тела на другое не может быть односторонним. Всякое действие рождает противодействие.

3. Бабушка решила прополоскать белье в реке и встала на мостик, построенный Петей. Узнайте, будет ли Петьке больно перед обедом, если масса бабушки равна 72 кг, а мостик выдерживает нагрузку 640 Н?

Ответ: да.

4. Паша залез на дерево. Он решил показать, как хорошо он умеет лазить по деревьям, и взобрался на самую высокую ветку. Масса Паши 60 кг. Максимальный вес, который может выдержать ветка, равен 550 Н. Сможет ли, Паша еще раз залезть на эту ветку?

Ответ: нет.

VIII. Подведение итогов.

Пока жюри подводит итоги, выявляет победителя, исполняется песня “Нагружать все больше нас…”.

IX. Награждение.

Литература.

  1. Подборка журналов “Физика в школе”.
  2. Г.Остер “Нешкольные задачи по физике”.