I. Представление команд
(Две команды по три человека).
Каждая команда рассказывает интересный случай из своей жизни (устами младенца).
II. О чем идет речь?
Каждой команде по очереди дается подсказка одного физического понятия. С какой подсказки угадаете – отвечайте.
1 подсказка – 15 очков, со 2 подсказки – 10, с 3 подсказки – 5 очков. (Презентация)
1) Подсказка 1. Нечто, существующее независимо от нас.
- Вещество – это одна из форм ее существования.
- Покупают для пошива платья.
Ответ: материя.
2) Прозрачен, бесцветен, легок.
- Водород, кислород, неон.
- Еще одно название машины “Волга”.
Ответ: газ
3) Переносит энергию источника.
- Создается колеблющимся телом.
- Слышно, но не видно.
Ответ: звук
4) Обладают хорошей теплопроводностью.
- Хорошо проводят ток.
- Железо, алюминий, сталь.
Ответ: металлы
5) Борщ со сметаной.
- Чай с сахаром.
- Взаимное проникновение соприкасающихся веществ.
Ответ: диффузия.
6) У ее частиц большая подвижность, несмотря на малое пространство между ними.
- Легко меняет форму, но плохо сжимается.
- Воду варить – вода и будет.
Ответ: жидкость.
7) Рождается, сталкивается, рассеивается.
- Процесс распространения возмущений в упругой среде.
- Если бросить камень в воду, то она “побежит по поверхности”.
Ответ: волна.
8) Происходит при определенной температуре.
- И в кастрюле, и в чайнике, и в самоваре.
- Интенсивное парообразование, происходящее во всем объеме жидкости.
Ответ: кипение.
III. Угадай-ка! (5 баллов)
Угадайте о ком речь? Кто из ученых изучал данные явления? (Читают учащиеся 4 кл.)
Вот плот и корабль,
Поплавок рыбака –
Плывут как по небу,
Плывут облака.
Но камень в воде
Не плывет, как бревно,
И камнем бревно
Не уходит на дно.
В чем сущность явлений?
На этот ответ
Искал сиракузский мудрец… (Архимед)
Движенье повсюду,
Движенье везде.
И в воздухе птица,
И рыба в воде,
И жизни нигде без движения нет.
И солнце летит в хороводе планет!
Вот листья по воздуху
Долго кружат,
А падает камень
Быстрее стократ.
Быстрее ль то падает, что тяжелей?
И это проверить решил… (Галилей)
Он открыл закон, таблицу,
А также правило простое:
“Ученый должен отдыхать,
Но и во сне не знать покоя,
Тогда открытие любое
Вовек не сможет он проспать”. (Менделеев)
Жил-был старик в Калуге,
Ходил он в чудаках,
Космические фуги
Играл на облаках. (К.Э. Циолковский)
VI. Быстрота мышления
Участвуют обе команды одновременно.
Угадайте, о какой физической величине или явлении идет речь? (15, 10, 5 баллов)
1. Причина изменения скорости тела.
- Основная физическая величина во 2 законе Ньютона.
- Это есть, ума не надо.
Ответ: сила.
2. Для его измерения используется повторяющийся физический процесс.
- Основная единица измерения – секунда.
- Делу это… - потехе час
Ответ: час.
3. Действует на дно и стенки сосуда.
- Это нужно, чтоб прикрепить что-нибудь кнопкой.
- Часто “скачет” у пожилых людей.
Ответ: давление.
4. Явление сохранения скорости тела.
- Учитывается при торможении.
- Из-за нее я много раз разбивала себе нос.
Ответ: инерция.
5. Мера инертности тела.
- Основная единица измерения – килограмм.
- У бегемота больше, чем у ослика.
Ответ: масса.
6.Скорость выполнения работы.
- Важнейшая характеристика всех двигателей.
- У КамАЗа больше, чем у ВАЗа.
Ответ: мощность.
7. Совершается при движении тела под действием силы.
- Она и мучает, и кормит, и учит.
- Она не волк, в лес не убежит.
Ответ: работа.
V. “Почемучка”.
Каждой команде ответить на выбранный вопрос (на карточках).
/Вопросы заранее известны, участники должны ответить так, как ответил бы любой ребенок. Затем вариант ответа можно прослушать/
- Почему стекло назвали “стеклом”?
- Почему вода такая разная?
Примерный ответ: ответы детей нашей школы.
1. Оно ведь вначале вообще было песком. Потом попало на завод. Там его сделали жидким и прозрачным. Оно долго текло, текло, текло… и когда все стекло – получилось СТЕКЛО.
2. Она просто хочет быть похожей на Человека, доказать, что и у нее есть характер.
- Когда ей надо проявить твердость, она превращается в ЛЕД.
- Когда с ней можно поспорить, и она может поддаться в споре, она превращается в СНЕГ.
- Когда она не хочет говорить правду, превращается в ТУМАН.
- Когда от нее хочешь добиться ответа, она превращается в ДОЖДЬ и льет, льет, льет, а потом незаметно уходит, так и не дав ответа.
- Когда она злится, то превращается в пар.
- Когда хочет поговорить искренне и доверчиво, оборачивается ручейком и говорит, говорит, говорит…
VI. “Загадки – догадки”.
Учащиеся 4 класса характеризуют прибор.
Догадайся о чем речь?
1. Он похож на горку, на которой катаются дети.
- Если повернуть поодному, то он похож на торпеду, а если по-другому на ракету.
- Это полуовальчик. Одна его часть красненькая, другая синенькая. Сделан он из железа. Может притягивать и отталкивать.
Учитель: Этот прибор похож на железную горку, на которой дети катаются, а также на торпеду, ракету – это с какой стороны смотреть.
Ответ: дугообразный магнит.
2. Он похож на памятник без головы, без рук, без ног.
- Сзади у этой вещи два колесика, как у часов.
- Похож-на человека. У него есть глазки, ротик, носик. Носик и глазки крутятся, а ротик улыбается.
- Здесь есть лифт, который движется вверх-вниз. И две квартиры – синяя и красная.
Учитель: Похож на человека, у которого есть глазки, носик и ротик. Главная принадлежность его – лифт, который двигается вверх-вниз, при этом носик и глазки крутятся, а ротик улыбается, наверное, потому, что есть квартиры – синяя и красная.
Ответ: ДВС (двигатель внутреннего сгорания).
Домашнее задание: от каждой команды по художественному номеру.
VII. “Случай из школьной жизни”.
Решение нешкольных задач по физике.
(Пока одна команда исполняет художественный номер, другая решает задачу, а затем наоборот).
1. Коля ловил девчонок, окунал их в лужу и старательно изучал глубину их погружения, а Толя только стоял рядышком и смотрел, как девчонки барахтаются. Чем отличаются Колины действия от Толиных, и как такие действия называют физики?
Ответ: и физики, и лирики назовут Колины и Толины действия хулиганством и надают по шее обоим. Но надо сказать, что с точки зрения бесстрастной науки Толя производил наблюдения, а Коля ставил опыты.
2. Однажды семиклассник Вася, только что изучивший на уроке физики взаимодействие тел, был сбит с ног нечаянно выскочившим из школы третьеклассником Димочкой. С какой целью Вася после этого случая гнался за Димочкой полтора часа?
Ответ: чтобы привести в исполнение закон природы, по которому действие тела на другое не может быть односторонним. Всякое действие рождает противодействие.
3. Бабушка решила прополоскать белье в реке и встала на мостик, построенный Петей. Узнайте, будет ли Петьке больно перед обедом, если масса бабушки равна 72 кг, а мостик выдерживает нагрузку 640 Н?
Ответ: да.
4. Паша залез на дерево. Он решил показать, как хорошо он умеет лазить по деревьям, и взобрался на самую высокую ветку. Масса Паши 60 кг. Максимальный вес, который может выдержать ветка, равен 550 Н. Сможет ли, Паша еще раз залезть на эту ветку?
Ответ: нет.
VIII. Подведение итогов.
Пока жюри подводит итоги, выявляет победителя, исполняется песня “Нагружать все больше нас…”.
IX. Награждение.
Литература.
- Подборка журналов “Физика в школе”.
- Г.Остер “Нешкольные задачи по физике”.