Понятие целого и его частей. Сборка рисунка из фрагментов в программе Paint

Разделы: Информатика


Триединая дидактическая цель урока:

образовательная - отработать навыки создания рисунков их деталей, повторить и систематизировать знания при работе с графическими примитивами в Paint, совершенствовать навыки работы с инструментами, стимулировать интерес у учащихся к данной теме и учебному процессу в целом;

развивающая – развитие коммуникативно-технический умений, умений оценивать результаты выполненных действий, применять полученные знания и умения при решении задач различной направленности в различных областях, развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер;

воспитательная – воспитание эстетического чувства гармонии, самостоятельности, ответственности, дисциплинированности, уверенности в своих силах, добросовестного отношения к труду.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид урока: урок-практикум, анализ ситуации.

Методы обучения: наглядные, практические.

Форма обучения: коллективная, индивидуальная.

Приёмы обучения: объяснительно-побуждающий, частично-поисковый.

Структура урока: актуализация прежних знаний, формирование новых понятий и способов действия, формирование умений и навыков, закрепление приобретённых навыков.

Ход урока

1. Оргмомент (3 минуты)

Приветствие.

Перекличка.

Объявление темы и целей урока.

2. Актуализация прежних знаний (5 минут)

На предыдущем уроке вы рисовали рисунок и убедились, как трудно точно пририсовать детали рисунка друг к другу. Намного легче было бы нарисовать каждый элемент рисунка отдельно, а затем как в мозаике, собрать их в единую конструкцию.

3. Новый материал (10 минут)

1) Откройте папку с названием “Лицо” (папка находится на рабочем столе компьютера). Что вы здесь видите? Конечно, это части лица человека: нос, рот, глаза в очках, брови, волосы, и т.д. Соедините части в единое целое с помощью перетаскивания выделенных вами частей.

Получилось лицо молодого мужчины. Быстро ли вы сделали это задание?

2) Посмотрите на данные рисунки (детям раздаются готовые рисунки “Шароходика” и “Робиробота”).

Давайте попробуем разбить эти рисунки на отдельные части. Начнём с “Шароходика”. Из каких графических примитивов состоит рисунок, перечислите. Сосчитайте количество кругов и эллипсов.

Посмотрите на рисунок робота. Из каких графических примитивов состоит “Робиробот”. Сосчитайте количество прямоугольников и квадратов.

Все эти отдельные части у Шароходика, у робота и у лица называются фрагментами.

Слово “фрагмент” очень часто можно слышать в нашей жизни. Оно обозначает какую-либо часть. Например, фрагмент музыкальной композиции или фрагмент кинофильма. В рисунке на компьютере фрагментом называется не просто его часть, а специально выделенная вами область.

Для того чтобы создать качественные изображения в графическом редакторе сначала надо сделать заготовки фрагментов рисунка, предварительно устно разобрав его на части, а затем соединить всё вместе в единую композицию. Умение видеть целое и его части вам пригодиться в дальнейшем в других предметных областях. Вы наверняка слышали о таком школьном предмете как геометрия. Это раздел математики, который изучает геометрические фигуры, в том числе и те с которыми вы сталкиваетесь на уроках информатики: прямоугольник, квадрат, круг, эллипс. Очень часто на геометрии вам придётся решать задачи, используя метод разбивки целой фигуры на отдельные части. Ваши умения и навыки, полученные на этом уроке, помогут в дальнейшем успешно справляться с решением геометрических задач.

4. Постановка задачи на уроке (3 минуты)

1. Разбейте данный рисунок “Шароходик” на фрагменты.

2. Постройте на экране фрагменты Шароходика, не занимая центральную часть рабочего поля.

3. С помощью инструмента выделение без фона выделяйте последовательно каждый фрагмент и перетаскивайте их в центральную часть экрана так, чтобы получился рисунок, подобный данному. Напоминаю, что, выделяя часть рисунка, вы даёте указание компьютеру, что будете делать с этим фрагментом некоторые действия.

4. После этого, рядом с построенным Шароходиком попробуйте нарисовать того же зверька, но не с помощью фрагментов, а так как вы рисовали рисунки до этого - единой композицией.

Ответьте на вопросы:

  1. Какой вариант рисования рисунка проще и быстрее?
  2. Как вы думаете почему?

Рисование графической комбинации более простым и быстрым способом называется рациональным способом. С этим словом вы так же будете часто сталкиваться на уроках математики, потому что от вас на этих уроках будут требовать решать задания именно рациональным способом, затрачивая на решение минимально возможное время.

5. Выполнение индивидуальной работы за компьютером. (10 минут)

Сейчас вы выполните индивидуальную работу по рисунку под названием “Робиробот”. Для рисования выберите рациональный способ. Посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы:

  1. Что надо сделать, перед тем как вы приступите к рисованию? (разбить рисунок на фрагменты).
  2. Посчитайте (вспомните) количество фрагментов, которые присутствуют в данном рисунке.

После этого можете приступать к работе.

Раскрасьте получившийся рисунок на ваш вкус.

После выполнения задания, результат покажите учителю.

Первые три ученика, которые справятся с данным заданием, получат оценки в журнал.

6. Подведение итогов (10 минут)

Итак, на конкретном примере вы убедились, что рисовать компьютерный рисунок с помощью фрагментов намного удобнее, проще и быстрее, чем рисовать его обычным способом. Теперь для вас не составит труда быстро нарисовать качественный рисунок на компьютере.

А теперь проверим ваши знания, полученные на этом и предыдущих уроках.

Ответьте на вопросы:

  1. Что такое фрагмент рисунка?
  2. Какими способами можно выделить фрагмент рисунка?
  3. Как снять выделение фрагмента?
  4. Как выполняется сборка рисунка из фрагментов?
  5. Как в графическом редакторе рисуется прямоугольник?
  6. Какие инструменты применяет человек при рисовании прямоугольников и квадратов на бумаге?
  7. Как нарисовать в Paint квадрат?
  8. Как нарисовать в Paint круг?
  9. Какие инструменты и приспособления использует человек для рисования кругов и эллипсов на бумаге?
  10. Что такое рациональный способ рисования компьютерной графики?
  11. На каком уроке от вас так же могут потребовать воспользоваться рациональным способом?
  12. Как выбрать цвет в графическом редакторе?
  13. Влияет ли выбранные вами цвета на ваше настроение и на настроение окружающих?
  14. А теперь ребята, покажите мне на примере рисунка в компьютере ваше настроение после этого урока.

Примеры (рисуются на доске).

7. Домашнее задание (4 минуты)

Альбомный лист разделите вертикально на две половины (показать на доске, как надо сделать). В левой части листа нарисуйте свой рисунок по желанию из 10 фрагментов, раскрасьте его. В правой части листа

нарисуйте все раскрашенные фрагменты вашего рисунка отдельно друг от друга (показать образец). Учитель в начале следующего урока соберёт ваши работы. На следующем уроке учащимся можно дать практическую работу под названием “Что это, кто это?”. Для этого вертикально отделить рисунки от фрагментов ножницами, после того как дети сдадут домашнее задание, и раздать ученикам только одни фрагменты, предварительно перемешав листы (можно использовать параллельные классы). Затем попросить учеников составить рисунок из данных фрагментов и угадать, что или кто это. Для сравнения в конце предоставить им оригиналы рисунков, которые всё это время находились у учителя.

Материал для проведения урока

“Шароходик”

“Робиробот”

“Лицо”