ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.
Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты.
Информационный компонент (технико-технологическая компетентность) отражает технологические знания и умения.
Деятельностный компонент – это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности, направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем.
В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.
В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Вначале рекомендуется проработать простые модели из бумаги и картона, изготавливая игрушки-сувениры. Далее плоские игрушки из плотных тканей сукна, драпа, украшенные аппликацией, тесьмой. При выполнении этих моделей дети осваивают швы (шов “вперед иголку”, петельный шов, “через край”), с помощью которых соединяют детали игрушек, приучаются к аккуратности выполнения лицевых швов, получают навыки в декоративном оформлении игрушек. Работа над игрушками из меха дает навыки в изготовлении объемных и плоских моделей.
Курс кружка “Умелые ручки” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.
Цель кружка: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
В связи с этим задачами кружка являются:
- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
- овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно – экономическими знаниями;
- расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю
34 учебные недели х 2 часа в неделю = 68 часов в год
На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке “Умелые ручки”
Иметь представление:
- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;
- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;
Знать:
- правила ТБ;
- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;
- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- правила общения;
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- что такое деталь (составная часть изделия);
- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);
- виды материалов;
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибание и по шаблону;
- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;
- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.
Уметь:
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы по их назначению;
- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
- читать простейший чертёж (эскиз);
- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).
Общетрудовые умения:
Самостоятельно:
- анализировать предложенное учебное задание;
- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;
- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.
С помощью учителя:
- выбирать темы для практических работ;
- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
- выдвигать возможные способы их решения;
- доказывать своё мнение.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1.
Игрушки - сувениры из бумаги и картона (22 часа)
Вводное занятие. План работы кружка. Знакомство с инструментами для обработки бумаги. Инструктаж по технике безопасности. Подарки, игрушки-сувениры.
Тема 2.
Изготовление игрушек-сувениров из ниток (12 часов)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для шитья. Болгарский сувенир “Куколки-мартинички”. Пушистые игрушки из ниток. Колобок. Мохнатый домовенок. Утенок.
Тема 3.
Сувениры из ткани (32 часа)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Техника выполнения ручных швов: “вперед иголку”, “петельный”, шов “через край”. Раскрой материала. Соединение деталей. Матрешка. Лошадка. Козлик. Лягушка.
Итоговые занятия (2 часа)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапова И., Давыдова М. “Школа рукоделия: мягкая игрушка” - М., 2007 г.
2. Бегун Т.А. “Увлекательное рукоделие” М., 2005 г.
3. Геронимус Т.М. “Я все умею делать сам” - М., 1998 г.
4. Гукасова А.М. “Рукоделие в начальных классах” - М., 1984 г.
5. Еременко Т. И. “Иголка – волшебница” - М., 1987 г.
6. Лутцева Е.А. “Технология 1–4 классы. Программа” - М., 2008 г.
7. Молотобарова О.С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров” - М., 1990 г.
8. Носова Т. “Подарки и игрушки своими руками” - М., 2008 г.
9. Перевертень Г.И. “Самоделки из текстильных материалов” - М., 1990 г.
10. Симоненко В.Д. “Технология” - М., 2001 г.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятий | Кол-во часов теор. практ. |
|
Тема 1. Игрушки – сувениры из бумаги и картона | |||
1 | Вводное занятие Знакомство. План работы кружка |
1 | |
2 - 3 | Знакомство с
инструментами для обработки бумаги. Инструктаж
по ТБ. Сувенир “Юла” |
1 | 1 |
4 - 5 | Игрушка “Белка” | 1 | 1 |
6 - 7 | Игрушка – сувенир “Мишутка” | 1 | 1 |
8 - 9 | “Зайка” | 2 | |
10 - 11 | Подарок “Попугай” | 1 | 1 |
12- 13 | “Яблоко” | 2 | |
14 - 15 | Подарок “Петушок” | 2 | |
16 - 17 | “Бабочка на цветке” | 1 | 1 |
18 - 19 | Игрушка – сувенир “Фонарик” | 2 | |
20 - 21 | “Мышка” | 1 | 1 |
22 | Подведение итогов. Выставка работ | 1 | |
Тема 2. Изготовление игрушек – сувениров из ниток | |||
23 | Вводное занятие по теме.
Инструктаж по ТБ. Знакомство с инструментами и приспособлениями для шитья. |
1 | |
24 - 25 | Болгарский сувенир “Куколки-мартинички” | 2 | |
26 - 28 | Пушистая игрушка из ниток “Колобок” | 1 | 2 |
29 - 31 | “Мохнатый домовенок” | 1 | 2 |
32 - 34 | “Утенок”. Выставка работ учащихся. | 1 | 2 |
Тема 3. Сувениры из ткани. | |||
35 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | 1 | |
36 - 38 | Техника выполнения ручных швов | 1 | 2 |
39 | Раскрой материала. Соединение деталей | 1 | |
40 - 46 | “Матрешка” | 2 | 5 |
47 - 53 | “Лошадка” | 1 | 6 |
54 - 60 | “Козлик” | 1 | 6 |
61 - 67 | “Лягушка” | 2 | 6 |
68 | Выставка творческих работ учащихся | 1 |