Оборудование к уроку: звуковая м/м презентация; мультимедийная установка; экран; выставка книг А. И. Куприна; Учебник “Родная речь” 3 класс 2 часть. Составители: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Просвещение, – М., 2010.
Ход урока
Организационный момент
Стадия вызова
(Слайд 2). “Верите ли Вы”
Учитель: Верите ли вы, что каждый из вас талантлив и уникален?
Учитель: Верите ли вы, что лошадь может ночевать в одной комнате с человеком?
Учитель: Верите ли вы, что животное может стать членом семьи?
Учитель: Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки?
Учитель: Верите ли вы, что мы сегодня откроем для себя “простую истину”?
(Слайд 3).
Учитель: Ребята, посмотрите на экран, кто-нибудь узнал этого человека? Что вы можете о нём сказать? Опишите его, пожалуйста.
Учитель: Что вы можете сказать о характере этого человека? Добрый это человек или злой? Любит он природу, животных? Почему так решили?
Учитель: Кто он может быть по профессии? (писатель, с его произведением мы познакомились на прошлом уроке).
Учитель: О чём писал Александр Иванович Куприн? Ответы детей
Учитель: Ребята, что по вашему мнению может подтолкнуть человека, чтобы он начал писать о животных?
Учитель: Каким должен быть человек, который умеет точно передать повадки животного, его характер? (наблюдательным).
Учитель: Рассказ о А.Куприне. (Слайд 4). Александр Иванович любил жизнь, любил цирк, животных, много о них писал, а для этого изучал их повадки, характер. Особенно любил лошадей. Друг Александра Ивановича вспоминал как однажды в деревне возвращались они на лошадях из какой-то поездки к соседям. Подъезжая к усадьбе, заметили, что чья-то лошадь забралась в овёс. Друг хотел прогнать эту лошадь, но Александр Иванович подхватил ее за чёлку и привел в дом. Сел на неё верхом, заставил подняться по ступеням балкона и, как капризный ребёнок, настоял, чтобы её оставили ночевать в доме, и привязал около своей кровати. “Я хочу знать, когда и как лошадь спит, – говорил он, – хочу с ней побыть”. На другой день повторилась такая же история, но приведена была другая лошадь. Александр Иванович за ней ухаживал, кормил, поил и решился прекратить свои опыты лишь тогда, когда его спальня пропиталась запахом конюшни.
Учитель: О каких чертах характера Куприна говорит такое поведение Александра Ивановича? Кем для него были животные? Ответы детей
(Слайд 5).
Учитель: Когда Куприны жили в Гатчине в собственном зелёном домике с садом, у них водились собаки, кошки, лошади, бойцовые петухи, медвежонок, обезьянка.
(Слайд 6).
Учитель: Многие любимые животные войдут в рассказы Куприна, такие как, например, “Сапсан”, “Мария Ивановна”, “Козлиная жизнь”, “Барбос и Жулька” и др. Вы видите эти книги на экране. Если захотите их прочитать, то где это можно взять книги? Ответы детей
Учитель: Я принесла для вас несколько книг, на переменах можно с ними познакомиться. Выставка книг
(Слайд 7).
Учитель: Куприны были гостеприимными, и в их доме всегда было много народу: писатели, поэты, знаменитые актеры, художники, акробаты, композиторы и музыканты. Но не все друзья Александра Ивановича знали, каким было его детство и юность.
(Слайд 8). Портрет А.И. Куприна
Учитель: Александр Иванович Куприн родился в 1870 году, т.е. 140 лет назад, отец умер через год после его рождения. С 6 лет он воспитывался в сиротском училище. В этом училище он жил круглые сутки, подолгу не видел свою маму, поэтому испытывал огромную потребность в родительской ласке и любви.
Учитель: Ребята, почему я вам предложила послушать именно эти сведения об авторе? В чём их важность?
Учитель: Как вы думаете, когда Александр Иванович стал писателем, о чём он начал писать? (О животных, как членах семьи; о семье, о родительской любви. В его рассказах животные объединяют семью.)
Учитель: С каким произведением А. Куприна мы начали работать на прошлом уроке? Ответы детей.
Учитель: Что вы знаете о слонах? Где живут слоны? Ответы детей.
Работа над темой.
Учитель: Вы сказали, что слон не обитает в нашей стране, а где в России можно встретить слона? (В зоопарке или в цирке).
Учитель: А вы любите цирк? Когда в последний раз ходили в цирк? Кто видел слона? Где его видел? Ответы детей
Учитель: А где девочка Надя из рассказа впервые увидела Слона? (Во сне.) Давайте вспомним, с чего началась история про Надю. Ваш пересказ я буду сопровождать иллюстрациями Германа Мазурина к этому произведению. По щелчку на Слайде 8, появляется иллюстрация Г. Мазурина
Учитель: Кто сможет кратко пересказать начало рассказа? Дети пересказывают рассказ до места, в котором отец Нади отправился в зверинец, рассказ сопровождается Слайдами 9, 10.
Учитель: Что вы испытывали при чтении текста? Ответы детей.
(Слайд 11). Физкультминутка.
Учитель: Нам предстоит сложная работа, давайте немного отдохнём под хорошую песню “Розовый слон”. (слайды со слоном под песню)
(Слайд 12). Проблемный анализ. Работа в группах.
Выбор капитана, стенографиста и оратора группы.
Учитель: Ребята, я предлагаю вам проанализировать текст ответив на 5 вопросов. Вопросы на экране, распечатка вопроса у каждой команды с указанием страниц в учебнике.
Учитель: Совещаясь в группе вы находите ответ на мой вопрос и составляете рассказ-ответ.
1-я группа. Чем больна девочка? Опишите её состояние.
2-я группа. Что испытывают близкие Нади? О чём говорит их поведение?
3-я группа. Каким видит живого слона Надя? Опишите его.
4-я группа. Какие чувства испытывает Надя к слону?
5-я группа. Какой самый главный вопрос по содержанию произведения можно задать? Как вы ответите на этот вопрос?
Дети работают под музыку Слайда 12. Перед ответами учащихся, музыка по щелчку выключается.
Учитель: Давайте выслушаем первую группу. Чем же больна девочка? Выслушиваем ответы.
Учитель: Девочка болеет. Какое же состояние у её родителей? Ответ второй группы.
Учитель: Привели девочке слона?
Учитель: Девочка добилась своего – у неё есть слон. Почему ей выбирают самого большого слона: ведь есть еще два маленьких?
(Слайд 13). (Звуки слона по щелчку.)
Учитель: Послушайте, вот какие звуки издаёт живой слон. Посмотрите на фотографии, правда, слон похож на слона из рассказа?
(Слайд 14).
Учитель: Каким видит слона Надя, нам напомнит 3 группа. Слайд сопровождает ответ группы.
Учитель: Какие чувства Надя испытывает к слону, может это был всего лишь каприз? Как считает следующая группа? Выслушиваем ответ 4 группы.
Учитель: Очень интересно узнать, какой вопрос подготовила для нас 5 группа. Почему считаете его важным? Как вы сами сможете на него ответить? Выслушиваем ответ группы.
Учитель: Какие последствия могла иметь болезнь Нади, если бы родители не выполнили её просьбу?
(Слайд 15). Домашнее задание (по выбору).
Учитель: Придумать, как можно вывести слона из дома.
Учитель: Придумать продолжение рассказа.
Учитель: Посмотреть мультфильм “Девочка и слон”.Чем отличается рассказ от мультфильма?
(Слайд 16). Физкультминутка для глаз.
– (Слайд 17). Фото писателя.
Учитель: Осталось ответить на главный вопрос урока: Зачем писатель Куприн придумал такую историю “Слон”? Ответы детей.
Учитель: Что хотел сказать автор этим произведением? (Дарите друг другу радость и меньше огорчайте близких.)
Анимация по щелчку.
Учитель: Александр Иванович Куприн именно тот автор, который, по словам К.Г. Паустовского, “...каждым своим рассказом призывает к человечности. Он повсюду искал ту силу, что могла бы поднять человека до состояния внутреннего совершенства и дать ему счастье”
Учитель: В рассказе Александра Ивановича Куприна Надя почувствовала себя счастливой? Благодаря кому? (Благодаря родителям, семье.)
Учитель: Семья – самое ценное. Ради счастья, здоровья детей родители не боятся никаких трудностей. Я предлагаю посмотреть ваши семейные фотографии. Один ученик рассказывает о своей семье.
– (Слайд 18). На слайд учитель размещает фотографии семей учащихся и сопровождает им свой рассказ о силе родительской любви. Затем следуют вопросы:
Учитель: А как вы относитесь к своим родителям? Как вы должны отвечать на их чувства, на их любовь к вам? (тоже любить, беречь, заботиться)
Учитель: Урок подходит к концу. Какую “простую истину” мы сегодня с вами открыли? (надо любить и беречь своих родных, свою семью)
(Слайд 19). Рефлексия.
Учитель: Я предлагаю составить синквейн. Какую тему синквейна мы возьмём, чтобы она отражала самую главную мысль нашего урока. Вспомните о чём мы сегодня говорили. (Тема: Семья) Учащиеся составляют синквейн (в качестве примера – синквейн в презентации).
Учитель: Понравился вам наш синквейн? Какую отметку поставим себе за его составление?
(Слайд 20). Самооценка участия в групповой работе.
Учитель: Сейчас каждый из вас оценит свою работу.
Учитель: Прочитайте, что вам следует оценить в работе и обведите в кружочек тот балл, который вы считаете, что заслужили на уроке. Каждая характеристика работы оценивается по пятибалльной шкале.
Я предлагал идеи по составлению текста – 1 2 3 4 5.
Я задавал уточняющие вопросы – 1 2 3 4 5.
Я внимательно выслушивал всех членов группы – 1 2 3 4 5.
Лучше всех в группе работал...
Моя группа работала – 1 2 3 4 5
Капитаны собирают листочки и вкладывают в конверт.
– (Слайд 21).
Учитель: Я тоже хочу дать оценку вашей работе. Вы сегодня были настоящими умницами, очень хорошо и активно работали на уроке. Я хочу сказать вам “Спасибо за урок” и подарить на память вот таких симпатичных слоников. <Рисунок1>
Приложение. Музыкальные фрагменты.
Список литературы
- Интернет.
- Информация с сайта: http://history-gatchina.ru/town/kuprin/kuprin3.htm
- Куприна К.А. Куприн – мой отец. Художественная литература, – М., 1979 г.
- Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий "Уроки литературного чтения. Родная речь. 3 класс." Книга для учителя.– М., Просвещение, 2009.
- Учебник “Родная речь” 3 класс 2 часть. Составители: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Просвещение, – М., 2010.