Цели:
- Образовательная: закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука [Л] в слогах, словах, предложениях, формирование умения соотносить фонему с соответствующей графемой.
- Коррекционно-развивающая: развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза; формирование правильного речевого дыхания, голоса, развитие моторики пальцев рук; развитие внимания и памяти, обогащение словарного запаса на материале лексической темы.
- Воспитательная: воспитание эмоционального отношения к происходящим событиям.
Грамматическая тема: согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже.
Лексическая тема: сказка "Колобок".
Оборудование: индивидуальные зеркала, артикуляционный профиль, схема артикуляции, схема характеристики звука, тетради, мяч, магнитофон, настенная касса букв, схемы для звуко-слогового анализа слов, набор предметных картинок (лыжи, ведро, яблоко, огурец, свёкла, лук, клубника, стакан, молоко), презентация, картинки, выражающие эмоции радости, грусти, шоколад.
Ход занятия
I. Организационный момент с психотерапией.
Приветствие.
Психологический настрой (на фоне музыки).
– Посмотрите на себя в зеркало, улыбнитесь и скажите сами себе: “У меня всё
получится!”
– Покажите картинку, которая соответствует вашему настроению.
II. Комплекс упражнений.
– В одной деревне жили-были дед и бабка. Однажды замесила бабка тесто. Как она его месила?
Развитие мелкой моторики.
Мы тесто месим, мы тесто мнём,
Мы его катаем, колобок спечём.
– И испекла бабка колобок. А время года было такое же, какое у нас сейчас.
– Какое было время года? (Зима.)
– Назовите признаки зимы.
– А какой праздник мы скоро встречаем? (Новый год.)
– Но дед, бабка и колобок были очень грустные. (Покажите, какие они были.)
– Почему, как вы думаете? Без чего не будет праздника? (Без хорошего
настроения и подарков.)
– Я схожу за хорошим настроением и подарками!
– Сказал колобок.
Испугались дед с бабкой. Ведь путь был не близкий. Но колобок не из пугливых. Сказано – сделано.
Утро вечера мудренее,… а пока все улеглись спать.
Общее расслабление и развитие общей моторики.
“Волшебный сон”.
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Напряженье улетело…
И расслаблено все тело…
Будто мы лежим на травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки теплые у нас…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Нам понятно, что такое
Состояние покоя…
– Во сне колобок улыбался, потому что ему приснилось, что он отыскал подарки (улыбаемся).
Хорошо нам отдыхать,
Но уже пора вставать.
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянись, улыбнись …
Влево наклонись, вправо наклонись
И тихонечко садись.
– Колобок пошёл умываться.
Массаж лица: продольный, точечный по основным массажным линиям.
– Собрал он мешок. А что положил он туда?
Игра “Чудесный мешочек” – (в мешочке пластмассовая буква Л).
– Сегодня мы будем продолжать учиться правильно и красиво произносить звук
[Л] в слогах, в словах, в предложениях.
– Колобок выпил стакан молоко, налил молочка кошке Мурлыке.
– Как кошечка лакала молоко?
Упражнение для язычка.
– Упражнение “Кошечка лакает молоко”.
– Взял он лыжи, вышел из дома, сильный ветер подул ему в лицо. Как подул ветер?
Работа над развитием дыхания.
– Упражнение: вдох через нос, выдох медленно через рот.
– Пошёл снег. Снежинки падали прямо на варежки.
– Упражнение “Снежинки” (материал для поддувания – варежка, снежинка).
Развитие артикуляционной моторики.
– На дереве сидел дятел.
– Упражнение “Дятел”.
Я по дереву стучу – д-д-д.
Червяка добыть хочу – д-д-д.
Хоть и скрылся под корой – д-д-д,
Всё равно он будет мой – д-д-д.
– Увидел он лошадку и удивился, какая она большая и красивая (удивление).
– Упражнение “Лошадка”.
Ну и лошадка!
Шёрстка гладка,
Чисто умыта
С головы до копыта.
Сена поела
И опять за дело. (После каждой строчки цок-цок-цок.)
III. Работа по теме занятия.
Произношение изолированного звука.
Идёт колобок дальше. Вот уже и деревню не видно. Слышит, в небе самолёт гудит. Как гудит самолёт?
– Упражнение “Самолёт гудит”. Гул самолёта был то громче, то тише.
Самолет летит: л-л-л…
– Самолёт приближается л-л-Л-Л…
– Самолёт удаляется: Л-Л-л-л…
(Дети произносят перед зеркалом звук [Л] и при этом наблюдают за положением органов речевого аппарата хором, цепочкой, индивидуально.)
Анализ артикуляции по плану.
– В каком положении находятся губы при произношении звука [Л]? (Губы
растянуты.)
– В каком положении находятся зубы? (Зубы сближены.)
– Где находится кончик язычка? (Кончик языка поднят вверх.)
– Работают ли голосовые связки? (Голосовые связки работают.)
Характеристика звука.
– Звук [Л] гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой?
(Согласный твёрдый, звонкий.)
– Почему? (Язык создаёт преграду воздуху.)
Связь звука с буквой.
– Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.
– Какая буква соответствует звуку Л?
– Найдите её в нашем волшебном домике.
– На что похожа буква Л?
Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.
Развитие фонематического слуха.
– Игра “Поймай звук”.
– Я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши, когда услышите слог со
звуком [Л].
ма ла ро ло ку лу сы лы ту
Закрепление звука в слогах.
– Идёт колобок дальше, а навстречу ему грустный заяц. Покажите, какой был
заяц. (Эмоция – грусть.)
– Заяц, ты почему грустный?
– Я грустный потому, что не с кем мне играть в хоккей. Я вот и ворота поставил,
и шайба у меня есть.
Стал колобок на ворота, а заяц был нападающим. (Игра “Забей гол”.)
– Поиграли заяц и колобок в хоккей, стало настроение у зайца и у колобка
хорошее, радостное! (Эмоция радости.)
– Зайца звали “белая лапка”. Почему его так прозвали?
– Что ещё белого у зайца? (У зайца белые уши, у зайца белые лапы, у зайца
белое туловище, у зайца белый хвост, у зайца белая голова.)
– Почему заяц белого цвета?
– Куда ты идёшь? – спросил заяц колобка.
– За подарками и хорошим настроением – ответил колобок.
– Удачи тебе, будь осторожен в пути.
Закрепление звука в словах.
– Что взял с собой в дорогу колобок? Назовите предметы и выберите те, в которых есть звук л (лыжи, ведро, яблоко, свёкла, стакан, лук, клубника, огурец, молоко). (Колобок взял лыжи, взял яблоко...)
Игра “Найди лишнее”.
– Определите, что лишнее в этом ряду:
(лыжи, яблоко, свёкла, лук, клубника, молоко)
Идёт колобок дальше, слышит, кто-то шуршит на дереве. Испугался.
Загадка:
Быстрый маленький зверёк,
Он по веткам скок-поскок.
– Вы догадались, кто это? (Белка.)
– Как называется жилище у белки? (Дупло.)
(Дети производят звукослоговой анализ слова белка с графической записью.)
Закрепление звука в предложении.
– Составьте предложение со словом белка.
Белка прыгает по веткам.
(Составление графической схемы предложения, запись предложения в тетради.)
Обрадовалась белка, что вы про неё помните и всё про неё знаете, пожелала колобку удачи и попрыгала дальше по веткам деревьев.
Не успела белка отблагодарить колобка, как из-за кустов появился волк.
– Я съем тебя, колобок. И заберу у тебя лыжи, они мне понравились, – сказал
волк.
– Не ешь меня, волк, мне за подарками и хорошим настроением надо. А новые лыжи я
тебе подарю.
– Если выполнишь моё задание, то я отпущу тебя. Скажи, почему про меня так
говорят и я покажу, куда тебе надо идти.
Волка ноги кормят.
(Ответы детей.)
– Иди вперёд, потом пойдёшь направо, а потом свернёшь налево. Увидишь большую ёлку. Она волшебная! Возле этой ёлки и поищи подарки.
Идёт колобок прямо, затем пошёл направо, потом свернул налево, смотрит – большая ёлка стоит. А возле ёлки лиса крутится. Говорит она колобку:
– Колобок, я тебя съем!
– Не ешь меня, ответил колобок, я за хорошим настроением для бабушки и деда иду
и за подарками им.
– У меня вот тоже настроение не праздничное. Огоньки на ёлочке не горят. Я
забыла волшебные слова, которые надо сказать, чтобы огни на ёлочке зажглась.
– Наверно, это такие слова:
Ёлка, ёлка, ёлочка, зелёная иголочка.
(Дети произносят скороговорку.)
И засверкала Волшебная ёлочка разноцветными огоньками. Под большой ёлкой лежали подарки: голубая тарелка, настольная лампа, новые лыжи, сладкая свёкла, тёплое одеяло. Смотрит колобок и не поймёт, кому что?
Игра “Кому, что?”.
(Бабке – голубую тарелку, деду – настольную лампу, волку – новые лыжи, зайцу – сладкую свёклу, белке – тёплое одеяло.)
– И про вас не забыла Волшебная ёлка, ведь вы очень хорошо научились произносить звук [л].
Игра “Доскажи словечко”.
Работа наша шла на лад
Получите … (шоколад).
(Дети получают по небольшой шоколадке “Алёнка”.)
Д/з. Итоги урока. Оценка работы учащихся.
– Какую сказку мы сегодня вспомнили?
– Назовите сказочных героев.
– Какой звук мы продолжаем учиться правильно и чётко произносить?
– В каком положении находятся губы, зубы, кончик языка при произнесении звука
[л]?
Рефлексия. Было ли интересно?
Поднялось ваше настроение? Покажите картинку, которая сейчас соответствует вашему настроению.
Приложение.
Литература.
- Волина В.В. Азбуковедение. Учебное пособие. – М.: Олма-Пресс, 1999.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Владос, 2004.
- Киселёва Т.В., Останина А.И. Логопедическая зарядка в коррекционно-воспитательной работе с детьми, имеющими тяжёлые дефекты речи. Екатеринбург, 1992.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Владос, 2004.
- Материалы сайта http//urok.1sept.ru
- Обора Н.Ф. "Автоматизация звука [м] в связной речи".
- Пузыр О.В. Занятие п автоматизации звука “Л”.
- Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. – Екатеринбург: ЛитУР, 2005.