Деятельностный подход на уроках "открытия новых знаний" по математике в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения.

В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, может большую роль сыграть школьная дисциплина - математика. На уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы. Общепризнанно, что "математика - самый короткий путь к самостоятельному мышлению", "математика ум в порядок приводит" как отмечал М.В. Ломоносов.

В настоящее время существуют проблемы математического образования:

  • преобладание в обучении репродуктивной деятельности учащихся;
  • отсутствие общих приемов математического моделирования в работе над задачами;
  • несформированность текстовых умений;
  • стереотипность мышления учащихся;
  • отсутствие осознанного самоконтроля.

Новые современные ФГОС устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Одно из них - метапредметное, включающее освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться

В решении этих проблем помогает деятельностный подход к обучению математике младших школьников.

Целью учебно-педагогического взаимодействия является формирование и развитие познавательной деятельности ученика, направленной на самостоятельное приобретение знаний, умений и навыков в различных областях. Достижение такой цели в учебно-педагогической деятельности предполагает формирование "знаний-средств", способов действий, которые отвечают на вопрос "как?". По утверждению В.В. Давыдова в процессе учебной деятельности человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться.

Деятельностный подход был разработан в трудах Алексея Николаевича Леонтьева, Даниила Борисовича Эльконина, Петра Яковлевича Гальперина, Александра Владимировича Запорожца в середине 20 века.

Исходным постулатом деятельностного подхода стало положение о культурно-исторической природе человеческой психики.

Любое обучение предполагает активность самого человека. Отсюда второе положение деятельностного подхода - только в активности, деятельности человека впервые возникают его человеческие способности. Деятельность является движущей силой психического развития, определяя все приобретения в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферах. Психологические способности и качества человека есть не что иное, как интериоризованные, то есть "перенесенные внутрь" и преобразованные виды внешней предметной деятельности. Например, внимание - внутренняя сокращенная и автоматизированная форма контроля, образное мышление - внутренняя форма наглядного моделирования.

Возникает вопрос - что же определяет успешность деятельности, а значит и эффективность обучения, и формирование новых способностей личности, ее прогрессивное развитие?

Можно выделить следующие причины: 1. Мотивы и смыслы деятельности. 2. Успешность деятельности зависит от полноты ориентировки ученика на систему условий, которые должны быть учтены для правильного выполнения действия уже с первого раза. Значит, ориентировку надо специально организовывать, обеспечивая разумность и осознанность действия. Овладение учащимися универсальными учебными действиями порождает способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. В более узком значении термин "универсальные учебные действия" можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Научиться учиться - главный тезис деятельностного подхода. Уметь учиться - это значит понимать, чего я не знаю и самостоятельно находить способ справиться с затруднением, получить знание.

Рассмотрим технологию деятельностного метода на уроках "открытия новых знаний" по математике.

В технологии деятельностного подхода дети "открывают" знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается в том, что он должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Поставить учебную задачу - значит помочь учащимся самим сформулировать либо тему урока, либо сходный с темой вопрос, ответ на который выведет на тему урока.

Существует 3 возможности постановки учебной проблемы на уроке.

  1. Создание проблемной ситуации (самый сложный, но и самый эффективный прием).
  2. Подводящий к теме диалог (серединка на половинку, как по сложности, так и по развивающему результату).
  3. Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема (самый простой и менее полезный для развития интеллекта).

Высшая степень проблемности присуща такой учебной задаче, в которой ученик:

  • сам формулирует проблему,
  • сам находит ее решение,
  • решает,
  • самоконтролирует правильность этого решения.

Постоянное решение таких учебных задач выливается в систематическую самостоятельную поисковую деятельность, а само обучение превращается в проблемно-развивающее.

Приемы создания проблемной ситуации:

  1. Классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. В результате возникают разные мнения.
  2. Учитель даёт задание, невыполнимое вообще. Оно не получается, вызывая у школьников затруднение.
  3. Учитель даёт практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т.е. задание, не похожее на предыдущие. Не зная способа выполнения, ученики испытывают затруднение.

Данный этап требует иногда целой системы подводящих творческих заданий, ведущих к самостоятельному открытию.

При постановке учебной задачи через проблемную ситуацию, учитель может столкнуться с двумя препятствиями:

  • когда ученики справляются с заданием. Задача учителя остается прежней: развернуть побуждающий диалог и помочь учащимся сформулировать тему. "Неужели решили? А я и не ожидала! Ведь примеры-то были новыми! Чем эти примеры не похожи на предыдущие?"
  • когда задание давалось фронтально всему классу и несколько человек с ним справились. "Чуть позже мы посмотрим, как вы это сделали. Но почему не решили остальные? Чем этот пример отличается от остальных?"

В громкой речи фиксируется, где и почему возникло затруднение. Завершается этап сообщением детьми темы и целей урока.

На следующем этапе осуществляется открытие детьми нового знания в результате совместных действий учителя и учеников.

Учебная проблема поставлена и начинается поиск решения. Суть: учитель помогает ученикам открыть новое знание. Здесь происходит выдвижение гипотезы и проверка гипотезы.

Выдвигаются гипотезы, которые затем принимаются или отвергаются, выделяются существенные признаки понятия, устанавливаются связи с ранее изученным материалом. Данный этап требует иногда целой системы подводящих творческих заданий, ведущих к самостоятельному открытию.

Есть два варианта выдвижения и проверки гипотезы: последовательное и одновременное. В первом случае гипотезы выстраиваются друг за другом: сначала выдвигается и проверяется одна гипотеза, потом - другая, и так до решающей. "Какие есть идеи?", "Вы согласны?", "Как эту мысль проверить?". В другом случае гипотезы выдвигаются все сразу, и только потом проверяются. "Какие есть догадки?", "Какие ещё будут идеи?", "Кто думает иначе?". Гипотезы лучше фиксировать, чтобы не забылись.

  1. Педагогу следует позаботиться о том, чтобы сначала проверялись ошибочные гипотезы.
  2. Гипотезы проверяют дети.
  3. Может случиться так, что 1-ая выдвинутая гипотеза окажется решающей. Можно в качестве провокации подбросить ученикам ошибочную гипотезу.
  4. Любая гипотеза должна быть проверена.

Мы говорим, что ученик знает, когда он понимает материал и может его воспроизвести. Этап воспроизведения знаний не является обязательным, тем не менее, желателен, т. к.

  • за счет проговаривания углубляется понимание;
  • развивается речь.

Воспроизведение знаний должно носить творческий характер. Это может быть схема, таблица, символ, опорные слова, алгоритм. Оценивание индивидуального творческого продукта проводится через сравнение с результатами класса: "Вы согласны?", "Есть дополнения?", это может быть с опорой на готовый образец: "Сравните с учебником". В результате появляется опорный сигнал, который будет использоваться в дальнейшем.

Таким образом, урок обеспечивает тройной эффект:

  • качественное усвоение знаний;
  • развитие интеллекта и творческих способностей;
  • воспитание активной личности.

На этапе первичного закрепления используются задания репродуктивного характера на разнообразном содержательном материале. Главная цель этого этапа - тренировка в выполнении некоторого алгоритма, правил действия.

Возможности этого предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа. Важно организовать работу так, чтобы каждый ученик в результате такой работы почувствовал собственный рост.

Приложение 1.

Приложение 2.