Цель:
- познакомить детей с историей письменности;
- с историей книги;
- формировать бережное отношение к книгам.
Оборудование:
- презентация;
- книжная выставка “Старая, старая книга”;
- кроссворд – плакат.
Ход урока
Здравствуйте, ребята!
Мы приглашаем вас в культурный центр,
Где детям есть что посмотреть,
Где поиграть и отдохнуть
На книги новые взглянуть.
Мы очень рады видеть вас
В библиотеке каждый раз!
Ребята, сегодня вы пришли к нам в гости. Кто может сказать, что такое – библиотека? (Дети отвечают.)
Молодцы, ребята! “библио” по-гречески – книга, “тека” – хранилище. А знаете, сколько лет существуют в мире библиотеки? Почти пять тысяч лет! Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте – написанные на папирусе, в Междуречье – выцарапанные на глиняных табличках, в Индии – составленные из нарезанных пальмовых листьев. Некоторые из этих первых книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках нашей страны.
А сегодня книги окружают нас повсюду: и в школе, и дома, и библиотеке. Ребята, с книгой вы знакомы давно. Когда были маленькими, кто вам читал книги? (Дети отвечают.) В 1 классе учительница вас познакомила с первым учебником. Она научила вас читать и писать.
Никто не знает точно, где и когда возникла письменность. Она развивалась с древнейших времен.
Человек начал рисовать картинки, повествующие об охоте и войне, о жизни племен. Эти рисунки рисовались на скалах, в пещерах. Картинки использовали также для передачи сообщений. Изображение Солнца означало день. Две отметки рядом с Солнцем означало, что прошло два дня.
Если кто-то хотел написать письмо 5 000 лет назад, то он это делал не чернилами на бумаге, а писал на камне клинописью и делал это не современной азбукой, а знаками, где каждая группа знаков имела определенное значение. И эти знаки вырубались на камне, или же на глиняных дощечках, которые потом обжигались. Первые книги были глиняные, они хранились в корзинах, и было очень неудобно.
Древние инки писали письмо разноцветными веревочками. Эти нити с узелками называли “кипу”. Каждый цвет имел свое значение:
- Красный – война, кровь;
- Белый – мир, здоровье;
- Черный – смерть, болезнь;
- Зеленый – урожай, хлеб;
- Желтый – солнце;
- Синий – море, вода.
Люди стали писать на папирусе, который вырабатывался из стеблей растения с таким же названием. Книги того времени представляла собой папирусный свиток. Папирус доставляли из Египта. Текст на свитке писали узкими столбцами, направления строк было параллельно длине свитка. При чтении папирусную ленту постепенно перекатывали с одной стороны на другую так, что в поле зрения находились одновременно два столбца, а остальная часть свитка была скатана. Самому древнему из сохранившихся папирусов более 5000 лет.
– Где же ты вырос, Высокий папирус?
– Я в Эфиопии солнечной вырос!
С ветром попал я в болото Сицилии,
Где загорают и плавают лилии!
– Кто твои сестры, Папирус высокий?
– Я из одной колыбели с осокой!
Листья мои шелковисты и плоски,
В древности резали их на полоски,
Клеили в свитки, сушили от влаги,
Чтобы использовать вместо бумаги!
Поэтам, художникам и звездочетам
Был я тетрадкой, альбомом,
Блокнотом!
(А.Мориц.)
Но когда папируса стало не хватать, пришлось задуматься о его замене. Наступила эра пергамента, который изготавливали из кожи животных: телят, овец, коз. Брали 4 листа, сгибали каждый из них пополам и вкладывали друг в друга. Получалась 16 – страничная книжечка, которая по-гречески называлась “тетрада”, что значит “четверка”. Отсюда и наше слово “тетрадь”. Подбирая тетради одну к другой, составляли книжный блок. Осталось лишь скрепить тетрадь между собой, и книга готова.
Шли годы, и человечество искало более дешевые материалы для письма. Во 2-м веке н.э. в Китае была изобретена бумага. В Европе она появилась в 12-м столетии.
Создание рукописных книг дело сложное. На изготовление каждой из них уходил не один год, а иногда от пяти до семи лет. Создателю книги – писцу нужно было иметь четкий и красивый почерк. Первые, заглавные буквы писец рисовал кисточкой красной краской. Отсюда происходит выражение “писать с красной строки”. Переписанные листы собирали вместе и “одевали” в кожаный переплет, в который были вставлены драгоценные камни. Эти книги были очень дорогими. Их могли купить только богатые люди. В библиотеках их приковывали стальными цепями к полкам, чтобы не украли. На каждую книгу в нижнем углу около корешка надевалось кольцо, а к нему прикреплялась тяжелая железная цепь. Ее последнее звено на другом конце надевалось на толстый железный прут, закрепленный вдоль полки шкафа. Цепи для книг имели достаточную длину, чтобы любую снятую книгу можно было свободно положить на стол.
Изобретение книгопечатания связано с именем Иоганна Гуттенберга. В ХV веке немец Иоганн Гуттенберг придумал металлические литеры (буквы). Из них мастер набирал строки, покрывал их краской и с помощью пресса получал оттиск букв на бумаге. Книгопечатание быстро распространилось в Европе.
Первая Российская типография была основана по повелению Ивана IV Грозного на средства казны. Новому делу требовались новые люди – дерзкие в помыслах, упорные в труде. И такие люди нашлись. Туда были приглашены печатники: дьякон церкви Николы Иван Фёдоров и его друг Петр Мстиславец. 1564 году в Москве напечатан “Апостол” – первая книга. За две недели они напечатали 200 экземпляров книги. Она была украшена рисунками, буквицами. Стоила она много дешевле, чем рукописная. Вскоре переписчики книг подожгли типографию, её не смогли спасти, а печатников пригрозили убить. Фёдоров и Мстиславец бежали из Москвы в Литву. Там у богатого гетмана Ходкевича, Фёдоров напечатал несколько книг. Затем он уехал к литовскому князю Константину Острожскому, где тоже печатал книги. В последние годы жизни Иван Фёдоров переехал в г. Львов, где создал собственную типографию и печатал первую в России Азбуку, по которой потом учили читать и писать русских ребятишек. Кроме знакомства с буквами и текстами для чтения “Азбука” Ивана Фёдорова давала и сведения по грамматике – знакомила с составом слов, давала понятия об Ударных и безударных слогах, склонениях, существительных, спряжении глаголов. Все это свидетельствует о том, что Иван Фёдоров был человеком талантливым и образованным, к тому же знал несколько языков. Всего Иваном Фёдоровым в 16-м веке были напечатаны: “Апостол”, “Учительные Евагелие”, “Новый Завет”, “Азбука”. Каждая книга печаталась в количестве 200 экземпляров. За заслуги перед Россией, первопечатнику И.Фёдорову в 1909 году в Москве поставлен памятник работы скульптора С. М. Волнухина.
И письмо, и счет, и книги потребовались людям, чтобы сохранить для потомков достигнутое, сберечь опыт прошлого, расширить возможности человеческой памяти. Не будь книги, наверное, каждое поколение вновь и вновь изобретало бы то, до чего уже додумались предшественники. Книга – уникальное явление культуры: она помогла сохранить знания, которые накапливало человечество в течение тысячелетий.
Книга… Ей предстоял еще долгий путь развития.
Ребята, а сейчас мы с вами немножко поиграем. Перед вами кроссворд, если вы разгадаете слова по горизонтали, то узнаете слово по вертикали.
- Разноцветные нити с узелками. (Кипу.)
- Наскальные сообщения. (Рисунок.)
- Знаки, вырубленные на камне или на глиняных дощечках. (Клинопись.)
- Специально обработанные шкуры животных. (Пергамент.)
- Из какого растения делали писчий материал. (Папирус.)
Молодцы!
Ребята, какое слово у нас получилось в темных квадратиках? (Книга.)
Ребята, вы любите загадки? (Дети отвечают.) Хорошо, слушайте:
Крошки птички сели в ряд
И словечки говорят.
(Буквы.)Тридцать три сестрички сели на странички.
Сели рядком – не молчат, нам загадки говорят.
Если знаешь их секрет, то на все найдешь ответ.
(Буквы.)Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней.
(Книга.)Первую книжку,
Где буквы ты изучаешь.
Как ты её называешь?
(Букварь.)У стены большой и важный,
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже.
(Книжный шкаф.)Говорит не говорит,
Слышать не слышит,
А все знает
И нам объяснит.
(Книга.)У сосны и елки листочки – иголки,
А на каких листочках растут слова да строчки?
(На книжных.)С подругами и сестрами
Она приходит к нам.
Рассказы, вести новые
Приносит по утрам.
(Газета.)Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга.)
Молодцы!
В заключении, ребята, я напомню вам правила обращения с книгами:
- Не читайте книгу во время еды – ее можно испачкать.
- Не кладите в книгу карандашей, ручек и других толстых предметов – от этого рвется переплет.
- Не загибайте углов на страницах книги – углы отрываются, и портится книга; сделайте себе для книги закладки.
- Не рвите страницы, не рисуйте и не пишите в книге.
- Не перегибай книгу – от этого вырываются страницы.
Книжек в мире много разных
Интересных и смешных
Приглашаем вас, ребята,
Прочитать побольше их.
Ребята, на этом наш урок подошел к концу, мы очень рады будем видеть вас в библиотеке. А сейчас можете самостоятельно выбрать книги на дом.
Литература
- Библиотечно-библиографические знания – школьникам [текст]: практическое пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Кн. палата, 1989. – 216 с.
- Запаско А.П. Художественное наследие Ивана Федорова [текст] / А.П.Запаско. – Львов: Высшая школа, 1974. – 222 с.: ил.
- История [текст]: дет. энциклопедия / сост. Н.В.Чудакова, А.В.Громов. – М.: АСТ, 1998. – 512 с. – (Я познаю мир).
- Красное коромысло через реку повисло [текст]: рус. нар. загадки. – М.: Дет. лит.,1981. – 32 с.
- Кузякина Н. Любите книгу и цените библиотеку [текст]: метод. пособие для шк. библиотекарей / Н.Кузякина // Библиотека в школе. – 2004. – № 13.