Задачи урока:
- формирование понятий профессия; профессионал, мастер;
- расширение представлений о разнообразии профессий, о важности профессии эколога;
- воспитание уважения к труду людей разных профессий.
Оборудование: учебник “Окружающий мир” + рабочая тетрадь (автор Поглазова О. Т.), презентация.
Ход урока
1. Организация класса.
2. Наблюдения за погодой.
Загадка:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я… (осень)
– Какая осень в Астрахани?
– Какая сегодня температура воздуха?
– При помощи чего измерили?
– А что это за предмет? (Изобретение человека)
3. Повторение пройденного материала.
Актуализация новых знаний.
На прошлых уроках мы говорили об изобретениях человека. Для чего они необходимы? (Облегчения труда человека)
КОМУ НЕОБХОДИМЫ ЭТИ ПРЕДМЕТЫ? (Слайды 2–9)
- швейная машина – портниха
- мясорубка – повар
- батоны – пекарь
- самолёт – пилот
- почтовые ящики – почтальон
- трактор – тракторист
- ножницы и расчёска – парикмахер
- торт– кондитер
Прочитайте слова. (Слайд 10)
– Что вы сейчас называли? (Профессии людей) (Слайд 11)
Молодцы! Это и будет тема нашего урока.
4. Физкультминутка. (Слайд 12)
А теперь, ребята, встали
Быстро руки верх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
IV. Работа над новым материалом.
Учебник
1. Что же такое профессия?
– Открыли учебники на стр. 126–127. (Слайд 13) Здесь есть словарь. Мы будем обращаться к нему. На стр. 127 нашли значение слова профессия.
(Профессия – то, чем занимается человек после приобретения определённых знаний и практических навыков)
– Многими профессиями овладел человек. Он научился строить дома, готовить пищу, лечить людей, учить детей. Изобрёл разные машины, орудия труда, приборы для изучения природы. После этого исчезло много профессий, но и появилось много новых. Например, после изобретения землеройных машин практически исчезла профессия землекопа, но появилась новая – машинист экскаватора.
Придумал человек и компьютер, который помогает считать, писать, рисовать, запоминать и хранить разную информацию об окружающем мире. В наши дни он стал главным помощником людям многих профессий. С его помощью решаются важные инженерные задачи, проектируются новые города, издаются книги, изучаются иностранные языки, исследуется здоровье людей.
Современные автоматические устройства заменяют однообразный труд людей, опасные действия заменяют роботы. Но и сегодня особо ценятся мастера своего дела: прекрасные учителя, врачи, архитекторы, лётчики, художники, писатели. Называют “золотыми” руки хирурга, портного, плотника, слесаря, кондитера.
Открыли учебники на стр. 21 (Слайд 14)
– Рассмотрите, кто изображён на картинках
– Подумай, что нужно знать о природе и человеке людям этих профессий?
Физкультминутка. (Слайд 15)
Повторяем движения за мной:
Трактор водит … (тракторист)
Электричку … (машинист)
Стены выкрасил … (маляр)
Доску выстругал … (столяр)
В доме свет провёл … (монтёр)
В шахте трудится …(шахтёр)
В жаркой кузнице … (кузнец)
Кто всё знает – молодец!
Работа в рабочих тетрадях, стр. 12 № 13. (Слайд 16–22)
– Разгадаем ключевое слово, обозначающее профессию. (Эколог)
Работа по учебнику стр. 22 (Слайд 23, 24)
– Прочитаем текст.
– Что исследуют экологи?
–Что изучают экологи?
–Для чего исследуют взаимодействие живых существ?
Вспомним названия животных, которые исчезли или стали редкими. (Слайды 25–34)
Морская корова. Родич современных ламантинов. Длина 8–10 м, вес – 3 т. Интенсивная охота ради мяса, кожи и жира привела к полному вымиранию. Всего 27 лет понадобилось человеку для истребления целого вида крупных морских млекопитающих.
Наземные ленивцы.
Вес 3т, длина 6м. жили на открытом пространстве, питались растительной пищей. Взрослый ленивец был практически неуязвим для хищников: в коже их содержались костяные бляшки. Они, как кольчуга, защищали животное. А огромные когти были страшным оружием.
Саблезубые кошки известны под название саблезубые тигры. Название получили за огромные размеры клыков (до 17 см). Они охотились на слонов, быков, гигантских ленивцев.
Минога. Вид находящийся под угрозой исчезновения. Личинки живут в реке 5–6 лет, а затем скатываются в море. В море присасываются к рыбам. (Морские паразиты рыб). Морской период длится до 3 лет.
Звездонос. Рыльце (нос) в виде звезды из 22 мягких мясистых голых лучей. А во всём остальном похож на крота.
Благодаря экологам мы отмечаем 4 октября Всемирный день защиты животных.
Работа по учебнику, стр. 22.
Рассмотрите картинки. Что на них изображено? Хотелось ли вам стать экологами? Как можно избавить природу от загрязнений?
4. Учебник стр. 23 № 3, 4.
V. Итог урока.
– С чем мы сегодня познакомились на уроке?
– Что такое профессия?
– Чем занимаются экологи?
VI. Домашнее задание. Рабочая тетрадь: № 14, 15, 16.