Правописание слов с безударными гласными в корне. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:

  • Формировать у детей интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к “живому” слову;
  • Развивать умение распознавать безударные гласные в корне слова, а так же развивать умение видеть орфограмму “Правописание слов с безударными гласными в корне”, графически обозначать их;
  • Уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;

Тип учебного занятия: Комплексное применение знаний и умений.

Ход урока

I. Орг. момент

II. Вступительное слово

Начинается урок с чтения стихотворения С.Островского “Первородство” (дано в сокращении):

К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны…
И когда я слышу:
“Извини меня!” -
Это значит:
“Исключи меня из вины!”

У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
Когда я слышу:
“Защити меня!” -
Это значит:
“Укрой меня за щитом!”

Вслушайся! Вникни! Не позабудь:
У слова свой норов. Своё нутро.
И если ты в эту проникнешь суть –
Слово тебе сотворит добро. (Слайд 1,2,3)

Презентация.

- Ребята! О чём говорит поэт в этом стихотворении? Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями и впечатлениями.

Дети: В этом стихотворение рассказывается о русском языке. Из него мы узнали, что означают слова извини и защити и как они образовались. Это стихотворение учит нас вслушиваться в слова и запоминать их.

Молодцы! Вы правильно поняли смысл стихотворения. Нужно быть очень внимательным к звучащему и написанному слову, стараться понять смысл, знати правописание.

III. Постановка целей и задач урока

Обратите внимание на вторую часть этого стихотворения. Подумайте, можно ли по содержанию этого отрывка определить тему сегодняшнего урока.

Дети: Да, мы будем работать с родственными словами.

Мы будем учиться находить в словах корни.

- Сегодня на уроке мы закрепим умение находить и проверять безударную гласную в корне слова, распознавать слова с безударной гласной в корне, проверяемой и непроверяемой ударением.

IV. Актуализация знаний

(Учитель подчёркивает на доске слова корни, родня) (слайд 4)

У каждого из нас есть родня. Кого мы так называем?

Дети: Это дяди, тёти, братья, сёстры, родители и другие родственники.

А какая родня может быть у слов?

Дети: Это родственные, или однокоренные, слова.

Правильно, ребята! Кстати, сейчас вы назвали много таких слов. Перечислите их.

Дети: Это слова родня, родители, родственники, родственные.

Докажите их родство.

Дети: Все эти слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень род. (слайд 5)

А теперь найдите родственные слова в тексте стихотворения. (защити и за щитом) (слайд 6)

(Дети записывают эти слова в тетради).

Сравните эти слова.

Дети: Одно слово с предлогом за, поэтому оно написано раздельно. Другое слово с приставкой за, поэтому оно написано слитно.

Эти слова относятся к разным частям речи. Первое слово отвечает на вопрос (что сделай?) и обозначает действие предмета, то есть глагол.

Второе отвечает на вопрос (за чем?) и обозначает предмет, то есть существительное.

Эти слова очень похожи по звучанию. Они близки по смыслу, у них общий корень щит.

- Спасибо, ребята! Вы дали правильные ответы. Попробуйте теперь сами образовать родственные слова с этим корнем, Мы вместе будем их записывать.

(Ученик образовывают слова, в результате появляется запись). Слайд 7.

защити за щитом

защитник защита

защищать защитный

- Что вы ещё можете сказать о словах первого столбика, кроме того, что они родственные?

Дети: Они относятся к разным частям речи

(Дети устно определяют, что обозначают эти слова, ставят к ним вопросы и называют соответствующие части речи).

IV. Физминутка

Хлопок!

(Стоя ноги врозь, руки в стороны.)
Руки в стороны поставим, правой левую достанем.
(Поворот влево, правой ладошкой сделать хлопок по левой ладошке.)
А потом наоборот – бет вправо поворот.
(Поворот вправо, левой ладошкой сделать хлопок по правой ладошке.)
Раз – хлопок, два – хлопок – повернись ещё разок!
(Делая хлопки, повернуться вокруг себя. Хлопки в ладоши.)
Раз – два – три – четыре – плечи выше, руки шире!
(Приподнять плечи, руки развести в стороны.)
Опускаем руки вниз – и на корточки садись.
(Плавно опустить руки вниз. Присесть на корточки.)

Расскажите о значении каждого из этих слов. Придумайте с ними предложения.

Ученики объясняют слова. Устно составляют предложения. Вот некоторые из них:

Родину нужно защищать!

У воинов одежда защитного цвета.

Я хочу научиться играть в хоккей и быть защитником.

- Отлично! Молодцы! Кто из вас знает, что обозначают выражения вернуться на щите и вернуться со щитом. (слайд 8)

(Ученики пробуют дать свои объяснения этим фразам. Учитель обобщает ответы детей.)

- Вернуться на щите означало в Древней Греции, что воин погиб. А вернуться со щитом – возвратиться победителем. Эти словосочетания используются в нашей речи и по сей день, но имеют немного другое значение: “побеждённый” и “победитель”. Как вы думаете, в какой столбик нужно записать слова из данных выражений? Объясните почему?

Дети: Во второй столбик, так как там уже записано одно слово с предлогом.

Нужно записать слова во второй столбик, так как все слова будут являться формами одного и того же слова – щит.

- У кого другое мнение? (Слайд 9,10).

защити

защитник

защищать

защита

защитный

за щитом

на щите

со щитом

- Поставьте знаки ударения над словами того столбика, где записаны родственные слова. Выделите в них корень. Что вы заметили?

Дети: Я заметила чередование согласных в корнях т – щ.

В некоторых словах корни с безударной гласной, поэтому их можно написать неправильно.

А вот в корнях других слов – ударные гласные, и они слышатся ясно.

- Вы очень наблюдательные и внимательные дети, если чувствуете в словах опасные места. Что же надо делать, что– бы избежать ошибки?

Дети: Нужно проверить безударную гласную в корне. Для этого нужно изменить форму слова или подобрать родственные слова так, чтобы безударная гласная стала ударной.

- Вот и отлично! Найдите и подчеркните среди родственных слов проверяемые. Какой способ проверки вы используете?

Дети: С помощью родственных слов.

- А как называется такой вид работы?

Дети: Словообразование.

- А как называется другой вид проверки и другой вид работы?

Дети: Словоизменение. Эту работу мы провели со словами второго столбика и проверили безударную гласную в корне словом щит.

- Прочитайте, пожалуйста, текст.

Слайд 11.

Родиной мы зовём нашу страну потому, что здесь мы родились и всё тут для нас родное.

Как мать, вскормила Родина нас своим хлебом, вспоила своими водами. Как мать, она защищает и бережёт нас.

- Ряд каких родственных слов пополнит слова данного текста?

Дети: Ряд слов с корнем род. Это слова Родина, родилась, родное.

(Ответы детей).

- А какое ещё слово может нас в этом тексте заинтересовать?

Дети: В тексте упражнения есть ещё слово защищает.

- Задаю трудный вопрос: для каких из записанных слов, слово защищает родственное, а для какого слова является лишь его формой?

(Ученики дают аргументированные ответы)

Дети: Слово защищать, защищает – это формы слова; остальным словам слово защищает – родственное.

V. Физминутка

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Хлопай веселей!
Руки к верху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведём
И к себе скорей прижмём.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

(Руки вверх. Руки вниз. Руки в стороны. Руки вниз, прижать к бёдрам. Хлопки в ладоши.)

VI. Закрепление ранее изученного.

- Я довольна вашими ответами.

Прошу вас снова вернуться к тексту стихотворения. Какое слово показалось вам странным и непонятным? (Ученики снова читают стихотворение и находят словосочетание под сирым кустом.) (слайд 12)

Попробуем сами объяснить значение этого слова.( Класс молчит. Несколько учеников робко пытаются объяснить, что слово сирый означает цвет куста (оттенок серого).

- Это действительно необычное слово, поскольку оно устаревшее и в современном русском языке практически не употребляется. Ребята! Подскажите, что нужно делать в случаях, когда значение слова или его написание вы не знаете?

Дети: Нужно посмотреть в словаре.

- Найдём объяснение этому слову в “Толковом словаре русского языка” Ожегова. Что оно означает? (слайд 13)

Дети: Бедный, одинокий.

- Продолжите ряд родственных слов.

Запись в тетрадях и на доске:

Сирота, сиротливый, сиротка, сиротинушка.

- Найдите и подчеркните безударные гласные в корне этих слов.

(Дети самостоятельно вспоминают, что для этого необходимо сделать. Один из учеников работает у доски.)

Дети: В этих словах по две безударные гласные в корне. Одну из них мы можем проверить словом сиротка. А гласную и можно проверить лишь словом сирый.

- Вот видите, ребята, как устаревшее слово сирый помогло в написании современных слов. Послушайте предложение и запишите его. (Учитель диктует предложение, чётко проговаривая незнакомые орфограммы.

Сиротливо в лесу холодной зимой.

- Объясните, почему человек (вовсе не сирота) испытывает чувство сиротства в зимнем лесу.

Дети: Потому что зимой в лесу нет ни зверей, ни птиц, ни цветов, ни листьев. Тишина! Человек как будто остался совсем один.

- Смысл предложения вы поняли правильно. А вот грамотно ли вы написали это предложение, мы сейчас проверим.

Объясните написание безударных гласных в корнях всех слов и подчеркните эту орфограмму.

- Холодной зимой в лесу действительно сиротливо. А в нашем школьном дворе? Давайте подойдём к окну и посмотрим, что там происходит.

(Слайд 14.)

Вышло из-за туч солнце.

Свет залил поле и лес.

Разным цветом заискрился снег.

(Дети знакомятся с текстом, представляют картины солнечного зимнего дня).

- Найдите в тексте слова с безударными гласными в корне.

Дети: Слово заискрился. Проверочное слово – искры.

- Какие ещё орфограммы в корне слова вы нашли?

Дети: Написание звонких согласных на конце слова – снег. Проверочное слово – снега.

- Я тоже нашла орфограмму, которую вы пока не знаете. Непроизносимая согласная л в слове солнце. Подберите проверочное слово, чтобы эта согласная ясно слышалась.

Дети: Это слово солнышко.

- Правильно. Как видите, ребята, наш текст не очень богат орфограммами. Предлагаю интересную и необычную работу. Давайте сами займёмся насыщением этого текста орфограммой “Безударная гласная в корне слова”. Не будем больше бояться безударной гласной, а пойдём ей на встречу и пригласим её в слова, которые мы образуем. С первым предложением поработаем все вместе, а остальные изменяйте самостоятельно. В конце урока посмотрим, кто был грамотнее, изобретательнее и находчивее других. Итак, вышло из-за туч солнце. Ваши варианты. Только Чтобы смысл предложения резко не менялся.

Дети: Вместо слова вышло я напишу появилось. Проверю словом явиться.

А я напишу выглянуло. Проверю словом глянул. Я заменю словом показалось. Проверю словом кажется.

- Пробуем заменить следующие слова.

Дети: Здесь есть только один вариант. Заменить из-за туч на из-за облаков.

(Дети пробуют проверить две безударные гласные в корне, но удается проверить лишь одну: облако, поэтому они делают вывод, что вторая безударная гласная а непроверяемая. Слово записывается в словарик.

- Все ребята поняли задание? Тогда приступайте. Думайте! Творите! Пробуйте! Желаю успехов в орфографическом творчестве!

VII. Работа в группах.

Цель: развитие умения работать в группе, закрепление учебного материала невербальными средствами.

(На эту работу отводится около 10 минут. По окончанию работы дети зачитывают свои мини – сочинения. Потом ребята создают общий текст усилиями всего класса. Результат коллективного творчества воспроизводится на доске). (Слайд 15).

Выглянуло из-за облаков солнце.

Осветились поля и леса.

Заискрился снежок цветными огоньками.

Дети отмечают орфограмму “Безударная гласная в корне”.

- Ребята! Какие виды работ вам пришлось использовать при создании нового текста?

(Словоизменение: поле – поля, лес – леса.

Словообразование: снег-снежок, свет - осветились, цветом - цветными.

Замену слов на близкие по смыслу: вышло – выглянуло, из-за туч – из-за облаков.

Добавление новых слов: огоньками.

VIII. Итог урока

Вы сегодня хорошо потрудились! Что вам помогло легко справиться с работой?

  • Что на уроке было главным?
  • Как проверить безударную гласную в корне слова?
  • Что было интересным?
  • Чему научились?

IX. Релаксация.

Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза, представьте себе ту картину, которую я сейчас буду описывать.

(Звучит спокойная тихая музыка).

СОТВОРИ В СЕБЕ СОЛНЦЕ.

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Мы чувствуем, как звёздочка увеличилась. Направляем лучик,

который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем, всем, всем (руки в стороны).

Откройте глаза. Пошлём друг другу хорошее настроение и добрые мысли.

Всего вам доброго! (слайд 16)

Презентация.