Цель:
- Формировать у детей интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к “живому” слову;
- Развивать умение распознавать безударные гласные в корне слова, а так же развивать умение видеть орфограмму “Правописание слов с безударными гласными в корне”, графически обозначать их;
- Уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
Тип учебного занятия: Комплексное применение знаний и умений.
Ход урока
I. Орг. момент
II. Вступительное слово
Начинается урок с чтения стихотворения С.Островского “Первородство” (дано в сокращении):
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны…
И когда я слышу:
“Извини меня!” -
Это значит:
“Исключи меня из вины!”
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
Когда я слышу:
“Защити меня!” -
Это значит:
“Укрой меня за щитом!”
Вслушайся! Вникни! Не позабудь:
У слова свой норов. Своё нутро.
И если ты в эту проникнешь суть –
Слово тебе сотворит добро. (Слайд 1,2,3)
- Ребята! О чём говорит поэт в этом стихотворении? Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями и впечатлениями.
Дети: В этом стихотворение рассказывается о русском языке. Из него мы узнали, что означают слова извини и защити и как они образовались. Это стихотворение учит нас вслушиваться в слова и запоминать их.
Молодцы! Вы правильно поняли смысл стихотворения. Нужно быть очень внимательным к звучащему и написанному слову, стараться понять смысл, знати правописание.
III. Постановка целей и задач урока
Обратите внимание на вторую часть этого стихотворения. Подумайте, можно ли по содержанию этого отрывка определить тему сегодняшнего урока.
Дети: Да, мы будем работать с родственными словами.
Мы будем учиться находить в словах корни.
- Сегодня на уроке мы закрепим умение находить и проверять безударную гласную в корне слова, распознавать слова с безударной гласной в корне, проверяемой и непроверяемой ударением.
IV. Актуализация знаний
(Учитель подчёркивает на доске слова корни, родня) (слайд 4)
У каждого из нас есть родня. Кого мы так называем?
Дети: Это дяди, тёти, братья, сёстры, родители и другие родственники.
А какая родня может быть у слов?
Дети: Это родственные, или однокоренные, слова.
Правильно, ребята! Кстати, сейчас вы назвали много таких слов. Перечислите их.
Дети: Это слова родня, родители, родственники, родственные.
Докажите их родство.
Дети: Все эти слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень род. (слайд 5)
А теперь найдите родственные слова в тексте стихотворения. (защити и за щитом) (слайд 6)
(Дети записывают эти слова в тетради).
Сравните эти слова.
Дети: Одно слово с предлогом за, поэтому оно написано раздельно. Другое слово с приставкой за, поэтому оно написано слитно.
Эти слова относятся к разным частям речи. Первое слово отвечает на вопрос (что сделай?) и обозначает действие предмета, то есть глагол.
Второе отвечает на вопрос (за чем?) и обозначает предмет, то есть существительное.
Эти слова очень похожи по звучанию. Они близки по смыслу, у них общий корень щит.
- Спасибо, ребята! Вы дали правильные ответы. Попробуйте теперь сами образовать родственные слова с этим корнем, Мы вместе будем их записывать.
(Ученик образовывают слова, в результате появляется запись). Слайд 7.
защити за щитом защитник защита защищать защитный |
- Что вы ещё можете сказать о словах первого столбика, кроме того, что они родственные?
Дети: Они относятся к разным частям речи
(Дети устно определяют, что обозначают эти слова, ставят к ним вопросы и называют соответствующие части речи).
IV. Физминутка
Хлопок!
(Стоя ноги врозь, руки в стороны.)
Руки в стороны поставим, правой левую достанем.
(Поворот влево, правой ладошкой сделать хлопок по левой ладошке.)
А потом наоборот – бет вправо поворот.
(Поворот вправо, левой ладошкой сделать хлопок по правой ладошке.)
Раз – хлопок, два – хлопок – повернись ещё разок!
(Делая хлопки, повернуться вокруг себя. Хлопки в ладоши.)
Раз – два – три – четыре – плечи выше, руки шире!
(Приподнять плечи, руки развести в стороны.)
Опускаем руки вниз – и на корточки садись.
(Плавно опустить руки вниз. Присесть на корточки.)
Расскажите о значении каждого из этих слов. Придумайте с ними предложения.
Ученики объясняют слова. Устно составляют предложения. Вот некоторые из них:
Родину нужно защищать!
У воинов одежда защитного цвета.
Я хочу научиться играть в хоккей и быть защитником.
- Отлично! Молодцы! Кто из вас знает, что обозначают выражения вернуться на щите и вернуться со щитом. (слайд 8)
(Ученики пробуют дать свои объяснения этим фразам. Учитель обобщает ответы детей.)
- Вернуться на щите означало в Древней Греции, что воин погиб. А вернуться со щитом – возвратиться победителем. Эти словосочетания используются в нашей речи и по сей день, но имеют немного другое значение: “побеждённый” и “победитель”. Как вы думаете, в какой столбик нужно записать слова из данных выражений? Объясните почему?
Дети: Во второй столбик, так как там уже записано одно слово с предлогом.
Нужно записать слова во второй столбик, так как все слова будут являться формами одного и того же слова – щит.
- У кого другое мнение? (Слайд 9,10).
защити защитник
защищать
защита
защитный
за щитом на щите
со щитом
- Поставьте знаки ударения над словами того столбика, где записаны родственные слова. Выделите в них корень. Что вы заметили?
Дети: Я заметила чередование согласных в корнях т – щ.
В некоторых словах корни с безударной гласной, поэтому их можно написать неправильно.
А вот в корнях других слов – ударные гласные, и они слышатся ясно.
- Вы очень наблюдательные и внимательные дети, если чувствуете в словах опасные места. Что же надо делать, что– бы избежать ошибки?
Дети: Нужно проверить безударную гласную в корне. Для этого нужно изменить форму слова или подобрать родственные слова так, чтобы безударная гласная стала ударной.
- Вот и отлично! Найдите и подчеркните среди родственных слов проверяемые. Какой способ проверки вы используете?
Дети: С помощью родственных слов.
- А как называется такой вид работы?
Дети: Словообразование.
- А как называется другой вид проверки и другой вид работы?
Дети: Словоизменение. Эту работу мы провели со словами второго столбика и проверили безударную гласную в корне словом щит.
- Прочитайте, пожалуйста, текст.
Слайд 11.
Родиной мы зовём нашу страну потому, что здесь мы родились и всё тут для нас родное.
Как мать, вскормила Родина нас своим хлебом, вспоила своими водами. Как мать, она защищает и бережёт нас.
- Ряд каких родственных слов пополнит слова данного текста?
Дети: Ряд слов с корнем род. Это слова Родина, родилась, родное.
(Ответы детей).
- А какое ещё слово может нас в этом тексте заинтересовать?
Дети: В тексте упражнения есть ещё слово защищает.
- Задаю трудный вопрос: для каких из записанных слов, слово защищает родственное, а для какого слова является лишь его формой?
(Ученики дают аргументированные ответы)
Дети: Слово защищать, защищает – это формы слова; остальным словам слово защищает – родственное.
V. Физминутка
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
Хлопай веселей!
Руки к верху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведём
И к себе скорей прижмём.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
(Руки вверх. Руки вниз. Руки в стороны. Руки вниз, прижать к бёдрам. Хлопки в ладоши.)
VI. Закрепление ранее изученного.
- Я довольна вашими ответами.
Прошу вас снова вернуться к тексту стихотворения. Какое слово показалось вам странным и непонятным? (Ученики снова читают стихотворение и находят словосочетание под сирым кустом.) (слайд 12)
Попробуем сами объяснить значение этого слова.( Класс молчит. Несколько учеников робко пытаются объяснить, что слово сирый означает цвет куста (оттенок серого).
- Это действительно необычное слово, поскольку оно устаревшее и в современном русском языке практически не употребляется. Ребята! Подскажите, что нужно делать в случаях, когда значение слова или его написание вы не знаете?
Дети: Нужно посмотреть в словаре.
- Найдём объяснение этому слову в “Толковом словаре русского языка” Ожегова. Что оно означает? (слайд 13)
Дети: Бедный, одинокий.
- Продолжите ряд родственных слов.
Запись в тетрадях и на доске:
Сирота, сиротливый, сиротка, сиротинушка.
- Найдите и подчеркните безударные гласные в корне этих слов.
(Дети самостоятельно вспоминают, что для этого необходимо сделать. Один из учеников работает у доски.)
Дети: В этих словах по две безударные гласные в корне. Одну из них мы можем проверить словом сиротка. А гласную и можно проверить лишь словом сирый.
- Вот видите, ребята, как устаревшее слово сирый помогло в написании современных слов. Послушайте предложение и запишите его. (Учитель диктует предложение, чётко проговаривая незнакомые орфограммы.
Сиротливо в лесу холодной зимой.
- Объясните, почему человек (вовсе не сирота) испытывает чувство сиротства в зимнем лесу.
Дети: Потому что зимой в лесу нет ни зверей, ни птиц, ни цветов, ни листьев. Тишина! Человек как будто остался совсем один.
- Смысл предложения вы поняли правильно. А вот грамотно ли вы написали это предложение, мы сейчас проверим.
Объясните написание безударных гласных в корнях всех слов и подчеркните эту орфограмму.
- Холодной зимой в лесу действительно сиротливо. А в нашем школьном дворе? Давайте подойдём к окну и посмотрим, что там происходит.
(Слайд 14.)
Вышло из-за туч солнце. Свет залил поле и лес. Разным цветом заискрился снег. |
(Дети знакомятся с текстом, представляют картины солнечного зимнего дня).
- Найдите в тексте слова с безударными гласными в корне.
Дети: Слово заискрился. Проверочное слово – искры.
- Какие ещё орфограммы в корне слова вы нашли?
Дети: Написание звонких согласных на конце слова – снег. Проверочное слово – снега.
- Я тоже нашла орфограмму, которую вы пока не знаете. Непроизносимая согласная л в слове солнце. Подберите проверочное слово, чтобы эта согласная ясно слышалась.
Дети: Это слово солнышко.
- Правильно. Как видите, ребята, наш текст не очень богат орфограммами. Предлагаю интересную и необычную работу. Давайте сами займёмся насыщением этого текста орфограммой “Безударная гласная в корне слова”. Не будем больше бояться безударной гласной, а пойдём ей на встречу и пригласим её в слова, которые мы образуем. С первым предложением поработаем все вместе, а остальные изменяйте самостоятельно. В конце урока посмотрим, кто был грамотнее, изобретательнее и находчивее других. Итак, вышло из-за туч солнце. Ваши варианты. Только Чтобы смысл предложения резко не менялся.
Дети: Вместо слова вышло я напишу появилось. Проверю словом явиться.
А я напишу выглянуло. Проверю словом глянул. Я заменю словом показалось. Проверю словом кажется.
- Пробуем заменить следующие слова.
Дети: Здесь есть только один вариант. Заменить из-за туч на из-за облаков.
(Дети пробуют проверить две безударные гласные в корне, но удается проверить лишь одну: облако, поэтому они делают вывод, что вторая безударная гласная а непроверяемая. Слово записывается в словарик.
- Все ребята поняли задание? Тогда приступайте. Думайте! Творите! Пробуйте! Желаю успехов в орфографическом творчестве!
VII. Работа в группах.
Цель: развитие умения работать в группе, закрепление учебного материала невербальными средствами.
(На эту работу отводится около 10 минут. По окончанию работы дети зачитывают свои мини – сочинения. Потом ребята создают общий текст усилиями всего класса. Результат коллективного творчества воспроизводится на доске). (Слайд 15).
Выглянуло из-за облаков солнце. Осветились поля и леса. Заискрился снежок цветными огоньками. |
Дети отмечают орфограмму “Безударная гласная в корне”.
- Ребята! Какие виды работ вам пришлось использовать при создании нового текста?
(Словоизменение: поле – поля, лес – леса.
Словообразование: снег-снежок, свет - осветились, цветом - цветными.
Замену слов на близкие по смыслу: вышло – выглянуло, из-за туч – из-за облаков.
Добавление новых слов: огоньками.
VIII. Итог урока
Вы сегодня хорошо потрудились! Что вам помогло легко справиться с работой?
- Что на уроке было главным?
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
- Что было интересным?
- Чему научились?
IX. Релаксация.
Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза, представьте себе ту картину, которую я сейчас буду описывать.
(Звучит спокойная тихая музыка).
СОТВОРИ В СЕБЕ СОЛНЦЕ.
В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Мы чувствуем, как звёздочка увеличилась. Направляем лучик,
который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем, всем, всем (руки в стороны).
Откройте глаза. Пошлём друг другу хорошее настроение и добрые мысли.
Всего вам доброго! (слайд 16)