Способы проверки парных согласных и безударных гласных в корне слова. Закрепление

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • повторить и обобщить знания учащихся о написании и проверке безударных гласных и парных согласных в корне слова, отработать способы проверки орфограмм;
  • развивать внимание, память, орфографическую зоркость;
  • воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Оборудование: плакаты сказочных дворцов, картинки, презентация, карточки гласных у учащихся.

Ход урока

1. Орг. момент.

Вот и начался урок,
Звонкий прозвенел звонок.
Он сигнал ребятам дал
За собою всех позвал.
Отправляемся мы в путь,
Чтобы знанья почерпнуть, (Слайд 2)
Орфограммы изучить
И пятерки получить. (Слайд 3)

– Дорогие ребята, хотели бы вы отправиться в захватывающее путешествие?
– А вы сможете преодолеть все препятствия и преграды?
– Давайте проверим вашу готовность и узнаем, все ли ребята справились с домашней работой.

2. Проверка домашнего задания. (Слайд 4)

– Прослушайте стихотворение Б. Лукса “У доски”.

Вызвал внезапно учитель к доске, –
Вот и стою у доски я в тоске.
Так неудобно стоять у доски,
Словно ботинки мне стали узки.
Все, что слегка подучил я вчера,
Все, как назло, позабыл до утра!
Громко учитель диктует:
– Окно.
Мелом пишу на доске я: “Акно”.
Слышу, как шум поднимается в классе:
– Надо писать через о, через о!..
Мел я в смущенье крошу на куски..
Ох, опозорился я у доски!

– Какое правило не выучил мальчик? (5 слайд)
– Как надо писать слово окно? Почему?
– Каким способом вы проверили написание слова: окно? (Изменили форму слова так, чтобы безударный гласный стал ударным.)
– Какие орфограммы встретились вам в домашней работе? (Безударные гласные.)
– Как проверить написание безударных гласных?

3. Чистописание.

– Чтобы мы могли отправиться в путь, должен загореться зеленый свет у светофора. Он загорится только в том случае, если вы верно выполните следующее задание.

На экране слова: отбойный, фонтан, привезли, тема, лето. (Слайд 6)

– Прочитайте слова. Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает парный глухой твердый согласный звук, встречающийся в данных словах один раз. Какая это буква? (ф) В каком слове она находится? (Фонтан.)

– Согласную ф мы напишем с двумя гласными. Первую гласную букву вы найдете в приставке имени прилагательного. Какая это буква? (Это буква о, она находится в приставке от– прилагательного отбойный.)

– Вторая буква является безударной гласной в корне глагола. Какая это буква? (Это буква е. Она является безударной гласной в корне – вез – глагола привезли.)

– Определите порядок следования букв в этом ряду: (Слайд 7)

фое фоое фооее фоооее фоооеее… (В ряду написаны строчные буквы: ф, о, е. Количество гласных по очереди увеличивается на одну)

– Напишите этот ряд букв в предложенной последовательности до конца строки.

3. Словарная работа.

Вот и загорелся зеленый цвет светофора, путь открыт.

Впереди едва видна
Нам волшебная страна.
Та, которая словами,
Как людьми населена.
Правит ими государь
По прозванию словарь.
И относится он к ним,
Словно к подданным своим.
Утверждать ему не ново,
Как писать какое слово.
Загадал он нам загадки,
В них слова играют в прятки,
Между букв они стоят,
Чтоб узнали их хотят.

(1)

еумумуравьиейр
аесввылопататакв
ствпнарноябрьенвррвв

– На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион.

– Что это за жильцы? (Муравьи.) (Слайд 8)

Вот ладонь на длинной ножке
Выкопала всю картошку.
Гладкая, покатая, а зовут……(лопатою).

(Слайд 9)

– Найдите, какое слово спряталось в 3 строчке? (Ноябрь.) (Слайд 10)

– Возьмите 1-е буквы этих слов, добавьте к ним гласные. Какое слово получится? (Малина.) – Какая орфограмма в этом слове? (Слайд 11)

(2)

– Вы сможете назвать новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, если определите характер смысловой связи между словами:

магазин – продавец
больница – врач
театр – актер
космический корабль – ? (Слайд 12)

– С каким словом мы познакомимся на уроке? (В каждой паре первое слово обозначает место работы, второе – связанную с ним основную профессию. В магазине – продавец, в больнице – врач, в театре – актер, на космическом корабле – космонавт.) (Слайд 13)

– Что обозначает слово космонавт? (Это человек, который совершает полеты в космическое пространство.)

– Найдите слово космонавт в орфографическом словаре. Напишите его. Поставьте ударение. Какие орфограммы в этом слове? (две непроверяемые безударные гласные о, парные согласные: в, т.) Подберите однокоренные слова. (Космос, космический, космодром.)

– Составьте предложение так, чтобы в него входили одновременно слово космонавт и несколько слов из словаря, обозначающих название других профессий таким образом, чтобы 2-3 из них объединялись по какому-то признаку и объяснялась причина исключения одной из профессий. (Профессии учителя, космонавта надо учиться дольше, чем профессии рабочего.) (Слайд 14)

Работа по теме урока.

– Молодцы, справились с заданием. Посмотрите внимательно на доску. (Слайд 15)

Распутье двух дорог пред нами,
Куда пойти, решайте сами.
Направо если вы пойдете,
То в гости к гласным попадете.
Налево если же пойти,
К согласным можно забрести.

– Выбирайте, по какой дороге мы пойдем? (Направо.) Итак, мы отправляемся к безударным гласным. Как проверить безударные гласные? (Слайд 16)

Проникнув в тайны фонемы,
Осилим мы эти проблемы.
Мы под ударением пишем
Без сомненья то, что слышим.
Если ж звук без ударенья
Вызывает он сомненья.
Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный стал под ударенье,
Чтоб рассеять все сомненья.
Ударенье над гласной
Может сделать букву ясной.

– Какие способы проверки безударных гласных вы знаете? (Изменение слов по числам, по команде вопроса, подбор однокоренного слова (т. е объяснение значения слова с помощью однокоренного), по команде вопроса: (много) кого? чего?)

– А сейчас мы с вами будем проверять безударные гласные в 3000 примеров по русскому языку. (Котенок, кричал, пятерка и т. д) – Каким способом проверяли слова?

Физ. минутка. (Слайд 17)

– А сейчас мы с вами немного поиграем. Девочки должны вставать тогда, когда я назову слово с безударной гласной – а, мальчики – о.

Травинка, ковер, шагнул, макушка, волчата, скворцы, носатый, запах, стонать, молчать, качался, дворы, часы.

Буква а и буква о
Обижаются давно.
Нас ни в чем не виноватых
Часто путают ребята.
Больше всех Петруша Лямин
Издевается над нами:
Изуродует он слово,
Пишет через а “корова”,
Букве а стоять здесь стыдно.
Вдруг у Лямина Петра
Выползут из-под пера.
То какая-то “трова”
Букву о видать едва,
То какие-то “драва”
Буква а тут не по праву
О сместила, прогнала.
Вот такие чудеса
В тетради Лямина Петра.

И снова в путь пора нам с нами,
Помашем гласным мы руками.
Согласные нас заждались
И во дворце все собрались.
Хотят с ребятами играть
Заданья разные давать.

На плакате написано:

Сказка – ложь, да в ней намек –
Добрым молодцам урок. (Слайд 18)

– Как вы понимаете это выражение? (Сказку сочиняли для того, чтобы она научила чему-то других. Сказка всегда поучает.)

– Ребята, а как вы думаете, почему при входе в городок к парным согласным написаны именно такие слова? (Т. к. в этих строчках есть парные согласные) – давайте их проверим. Как проверить парные согласные?

Если слышишь парный звук,
Будь внимательным мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй.
Зуб – на зубы, лед – на льды,
Будешь грамотным и ты.

– Посмотрите, кто пришел к нам в гости. (Зайчишка). (Слайд 19)

– Ребята, его зайчиха попала в беду и просит нас о помощи. Помогите ей по лесенке добраться до морковки. – Найдите в стихотворение слова с парными согласными, требующие проверки. (Слайд 20–21)

Стой, зайчишка! Стой, косой!
Что ты бегаешь босой?
В стужу по дорожке
Отморозишь ножки.
На-ка варежки мои:
Теплые, пуховые.
Надевай скорей – беги
В заросли еловые.

– Какую букву надо писать в этих словах? Как это узнали?

– А сейчас мы запишем несколько слов с парными согласными в тетрадь, не забыв сначала подобрать к ним проверочные слова. Рыбка, резкий, флаг, ножка, мягкий, ложка, хрупкий, вылез.

– Каким способом проверяли слово резкий? (Подбором однокоренного ласкового слова, который отвечает на вопрос: каков?)

Итог урока. (Слайд 22)

– Какие правила вспоминали на уроке?

– Верно, на уроке мы с вами повторили, что

Гласные и согласные
Бывают такие опасные!
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется

– Расшифруйте предложение, используя ключ, в котором каждой цифре соответствует определенная буква. (Слайд 23)

А Б В С Е ! И М О П    
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10    
4, 10, 1, 4, 7, 2, 9, 3, 4, 5, 8 6
С п а с и б о в с е м !

Вот уроку и конец.

Кто работал – молодец! (Слайд 24–25)