Решение задач: уменьшить, увеличить в несколько раз

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Закреплять знания таблицы умножения и деления;
  • Продолжить работу по формированию мыслительных операций;
  • Совершенствовать навыки решения задач, учить изменять условие задачи к данной схеме;
  • Преобразовывать и составлять новые задачи, закреплять навыки применения понятий “увеличить в…”, “уменьшить в…”
  • Создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению материала.

Оборудование: тетрадь на печатной основе № 1, учебник под редакцией Н.Б.Истоминой, карточки для индивидуальной работы учащихся, доска, мел.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент.

(Звучит тихая, спокойная мелодия).

– Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны и добры и приветливы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду и злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего дня, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения. (Приложение 1. Слайд 1)

– Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.

На этом кораблике под парусами мы в дальние дали отправимся с Вами. Мы всех кто захочет с собой позовем. Ну что же, согласны? Решили? Плывем! (Слайд 2)

II. Устный счет.

– Как вы думаете, с чего мы начнем урок?

– Перед нами такая работа – задания для устного счета.

Но сначала, давайте вспомним, как называются компоненты при делении, умножении и как их найти.

9 * 8 37 – 29

* : * = *

3 *6 22 – 20

* : * = *

37 + 8 6+3

* : * = *

81 : 9 87 – 84

* : * = *

0 + 49 39 – 32

* : * = * (слайд 3, 4)

– Какое у вас получилось слово?
– Что нужно для достижения успеха?
– Я желаю вам успеха на уроке!

III. Постановка учебной задачи.

– Ребята, глядя на доску, определите тему сегодняшнего урока.

(На доске записана задача).

– Урок посвящаем решению задач,

Неинтересен урок без задач!

Задачи учат нас рассуждать, анализировать, наблюдать.

– Так какая тема нашего урока?

(Cлайд 6).

– Расскажите, что вы знаете о задачах?

III. Закрепление изученного материала.

– Прочитайте условие задачи.

 

(Cлайд 7)

– Чего здесь не хватает?
– Дополните задачу.
– Какая это задача и почему?

Алгоритм решения задачи у доски.

– О ком говорится в задаче?
– Что известно? Что нужно найти?

Прежде чем ответим на вопрос задачи, давайте составим к ней схему, т.е. условие.

– С помощью, каких арифметических действий мы будем отвечать на поставленный вопрос?

– Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
– А как узнать?
– А теперь?

(Рассматриваются все решения предлагаемые детьми; решения по действиям и выражениям).

 

IV. Физ. минутка

Хлопок!

(Стоя ноги врозь, руки в стороны.)

Руки в стороны поставим, правой левую достанем.

(Поворот влево, правой ладошкой сделать хлопок по левой ладошке.)

А потом наоборот – бет вправо поворот.

(Поворот вправо, левой ладошкой сделать хлопок по правой ладошке.)

Раз – хлопок, два – хлопок – повернись еще разок!

(Делая хлопки, повернуться вокруг себя. Хлопки в ладоши.)

Раз – два – три – четыре – плечи выше, руки шире!

(Приподнять плечи, руки развести в стороны.)

Опускаем руки вниз – и на корточки садись.

(Плавно опустить руки вниз. Присесть на корточки.)

(Cлайд 8)

V. Работа в парах.

(Два варианта двое детей работают у доски остальные в парах самостоятельно).

(Cлайд 9)

 

VI. Коллективная работа. (у доски)

А) Составление задач по рисункам. (Cлайд 10)

Б) Работа в ТПО с. 57 №127.

– Спасибо за работу (выставление оценок).

VII. Итог урока.

Чему учились делать на уроке?
– Что понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему? (Cлайд 11)

Рефлексия.

– С каким настроением заканчиваем урок? Нарисуйте на листе свое настроение. (Под спокойную непринужденную музыку дети изображают свое настроение).

Осуждение рисунков во внеурочное время.

Дети хором:

Прозвенел заливистый звонок.
Начинается новый урок.
Мы готовы считать и задачи решать.

 

 

С устного счета

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

У

 

С

 

П

 

Е

 

Х

 

Успех. (Cлайд 5)
Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

– Решение задач. Уменьшить, увеличить в несколько раз…

Ответы детей.

 

 

Саша поймал 5 лещей, а папа в 3 раза больше, чем Саша. Дедушка на 2 леща меньше, чем папа.

Вопроса.

– Сколько всего лещей поймали Саша, папа и дедушка вместе?
– Составная, т.к. неизвестно сначала, сколько поймал папа и дедушка.


 

5
С. _______
П. _____________________ }?
Д. __________________

– Умножение, вычитание и сложение.
– Нет, потому что мы не знаем, сколько лещей поймал папа.
5 * 3 т.к. в 3 раза больше. Получится 15.
15 – 2 = 13 лещей поймал дедушка.
Вот теперь мы можем ответить на вопрос задачи 5 + 15 + 13 =33 леща.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I вариант. В одном кошельке 8 монет, а в другом в 3 раза больше. Сколько монет в двух кошельках?

II вариант. В книге два рассказа. Один занимает 8 страниц, другой в 3 раза больше. Сколько всего страниц в книге?

 

Ответы детей.

 

 

Ответы детей.

Приложение 2.