Определение спряжения глаголов по неопределенной форме. Словарная работа. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Познакомить детей со способом определения спряжения глаголов по неопределённой форме.
  • Упражнять в правописании безударных личных окончаний глаголов.
  • Закреплять знания словарных слов, умения группировать слова.
  • Отрабатывать навыки чистописания.
  • Развивать умения работать в постоянной и паре сменного состава.
  • Способствовать развитию творческих умений и навыков.

Оборудование:

  • презентация по теме урока и мультимедийный проектор
  • карточки для учащихся: словарная работа,
  • для работы в парах;
  • для творческой работы;
  • карточки с глаголами;
  • Сигнальные карточки у учащихся

План урока

  1. Организационный момент. Постановка учебной задачи. (2 мин.)
  2. Чистописание. (5 мин.)
  3. Словарная работа. (6 мин.)
  4. Работа по теме урока. (12 мин.)
  1. Работа с глаголами, деление на группы.
  2. Работа в парах сменного состава.
  1. Закрепление (6 мин.)
  1. Чтение правила.
  2. Консультация по Д/З.
  3. Работа по слайдам.
  1. Творческая работа. Мини-сочинение “Первый снег”. ( 10 мин)
  2. Итог урока. (3 мин.)

Ход урока

1. Организационный момент. Постановка учебной задачи (2 мин)

Приложение 1 (слайд 2)

Учитель:

Прозвенел опять звонок,
Приглашает на урок.
Как спряжение определить,
Сегодня будем говорить.

– А зачем определять спряжение глагола? (Если безударное окончание у глагола, трудно определить букву е или и.)

2. Чистописание (5 мин.)

– Дайте характеристику звукам, выделенных букв в стихотворении (д, д,).

1. Дадб двдг … – Какая закономерность?
2. Добрая слава дороже богатства.

Как понимаете пословицу?
– Спишите пословицу, подчеркните орфограммы.

3. Словарная работа

(слайд 3)

У учащихся карточка 1. Приложение 2

– Проверка в парах: (слайд 4)
Какое задание можно выполнить? Разделите на 2 группы.
– Можно ли сразу определить спряжение глаголов? Попробуйте.

4. Работа по теме урока

1. (Слайд 5)

Прочитайте глаголы (буквы пропущены). Что заметили? Как поступить?
– Попробуйте поставить в неопределённую форму. Может инфинитив нам подскажет.
– Вспомните грамматическую сказку про братьев “1 спряжение” и “2 спряжение”. Как выдумаете, как поступили братья со своими подданными при делении царства ГЛАГОЛА? (Младший брат “2 спряжение” забрал только те глаголы, которые оканчиваются на -ить, ну а старшему брату “1 спряжение” остались все остальные.)

– Это действительно так, но царю Глаголу в дальнейшем пришлось издать особый Указ, но об этом мы с вами поговорим позже.
– Давайте воспользуемся алгоритмом (на доске), который нам поможет в определении безударной гласной в окончании глаголов:

  1. Ставлю глагол в неопределённую форму.
  2. Является ли глагол исключением? (Данный пункт закрыт.)
  3. Глагол заканчивается на …
  4. Значит это глагол … спряжения.
  5. В окончании глагола буду писать букву … (е или и.)

Первые 4 глагола мы сделаем вместе, а дальше самостоятельно.
– Проверка.

2. Работа в парах сменного состава. (Слайд 6)

У учащихся карточка 2. Приложение 2

– Соедините стрелками левую и правую часть карточки. Докажите.

5. Закрепление

1. Чтение правила на стр.94.
2. Консультация по домашнему заданию (Упражнение 144).
3. Работа по слайдам. (Слайды 7, 8)

6. Творческая работа

Мини-сочинение “Первый снег” (слайд 9)

У учащихся карточка 3. Приложение 2.

– Используя опорные слова, которые вы видите на карточке, попробуйте написать небольшое сочинение по теме.
– Чтение нескольких работ.

7. Подведение итогов урока

(Слайды 10, 11)

– Чему учились на уроке русского языка?
– Какое задание больше понравилось?
– Что вызвало затруднение?
– Кому скажем спасибо за работу на уроке?