Обобщающий урок по геометрии "Параллельность прямых"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели:

  • Образовательные: сформировать знания и умения в соответствии с требованиями программы (итоговый уровень);
  • Воспитательные: воспитание воли и настойчивости для достижения конечного результата;
  • Развивающие: развитие культуры умственной и письменной речи; навыков самоконтроля.

Задачи урока – систематизация знаний по теме.

Оборудование урока:

  • мультимедиопроектор;
  • доска;
  • презентация к уроку;
  • карточки с задачами для работы в группах;
  • листы бумаги.

Структура урока:

  1. Сообщение темы урока, цели практикума.
  2. Актуализация опорных знаний и умений:
    • проверка домашнего задания;
    • графический диктант.
  3. Работа в группах:
    • инструктирование по выполнению практических заданий.
    • выполнение заданий в группах.
  4. Итог урока, домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Учитель проверяет готовность класса к уроку, формулирует цель урока- научиться решать задачи с использованием признаков параллельности прямых и свойств углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей, подготовиться к контрольной работе.

2. Задания  для проверки  домашнего задания

1) Сформулировать прямую и обратную  теоремы об углах, образованных двумя прямыми и их секущей  (доказательство равенства накрест лежащих углов);
2) Сформулировать прямую и обратную  теоремы об углах, образованных двумя прямыми и их секущей (доказательство признака о сумме односторонних углов);
3) Аксиома параллельных, суть метода от противного. Исторические сведения о V постулате Евклида  – III век до н.э, аксиома параллельных Лобачевского)
4) Графический диктант (выполняется под копирку): установить истинность высказывания (если верно, то чертим отрезок  –, если нет , то чертим  ^ )

Диктант. (Слайд 7)

  1. Определение – это предложение, поясняющее какое – либо понятие;
  2. Две прямые, имеющие точку пересечения называются параллельными;
  3. Если две прямые параллельны, то накрест лежащие углы равны;
  4. Теорема – это утверждение, которое всегда верно;
  5. Аксиома состоит из условия и заключения;
  6. Если две прямые, пересеченные третьей прямой, параллельны, то сумма односторонних углов равна 180 градусам;
  7. Если соответственные углы равны, то прямые параллельны;
  8. Теорема – это утверждение, требующее доказательства.

Проверка: обучающиеся сдают один листок, проверка по вторым листкам по готовому рисунку – ломаной. Комментируем ошибки. Прослушиваются ответы у доски по теоретическим вопросам.

3. Работа в группах

Инструктирование по выполнению практических заданий(выполнение заданий от простого к сложному) Решения записываются в тетрадях и на листах с заданиями. Учитель выступает в роли консультанта.

Выполнение заданий в группах (Приложение 1)

По мере выполнения заданий, из каждой группы по одному ученику отвечает у доски, в конце урока участники каждой группы сдают листы с заданиями и решениями для оценки Iуровень – 3 балла, II уровень – 4 балла, III уровень – 5 баллов (шкала перевода баллов в оценки: 12 баллов – «5», 10 баллов – «4», меньше 10 баллов – «3»)

4. Учитель: Итак, мы завершили изучение темы «Параллельность прямых». Понятие параллельности прямых встречались  не только в трудах таких великих математиков как Евклид (V постулат  – III век до н.э), Лобачевский (аксиома параллельных). Не осознавая важности своего открытия, коренные жители ХМАО – Югры – ханты представляли окружающий мир в трех измерениях, расположенных параллельно друг другу-  «Вся жизнь проистевает в параллелях, которые не пересекаются, человек переместиться может только по секущей, проходящей по дымоходам юрты ...» (Слайд 9 «Происхождение мира»)

Литература:

1. Атанасян Л.С. Геометрия 7-9 класс, 2001 г Издательство «Просвещение»;
2. Мищенко Т.М Тематическое и поурочное планирование по геометрии Издательство «Экзамен» 2009 г.;
3. Энциклопедия по истории ХМАО – Югры, 1999 г.