Цели:
- Образовательные: сформировать знания и умения в соответствии с требованиями программы (итоговый уровень);
- Воспитательные: воспитание воли и настойчивости для достижения конечного результата;
- Развивающие: развитие культуры умственной и письменной речи; навыков самоконтроля.
Задачи урока – систематизация знаний по теме.
Оборудование урока:
- мультимедиопроектор;
- доска;
- презентация к уроку;
- карточки с задачами для работы в группах;
- листы бумаги.
Структура урока:
- Сообщение темы урока, цели практикума.
- Актуализация опорных знаний и умений:
- проверка домашнего задания;
- графический диктант.
- Работа в группах:
- инструктирование по выполнению практических заданий.
- выполнение заданий в группах.
- Итог урока, домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Учитель проверяет готовность класса к уроку, формулирует цель урока- научиться решать задачи с использованием признаков параллельности прямых и свойств углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей, подготовиться к контрольной работе.
2. Задания для проверки домашнего задания
1) Сформулировать прямую и обратную теоремы
об углах, образованных двумя прямыми и их секущей
(доказательство равенства накрест лежащих
углов);
2) Сформулировать прямую и обратную теоремы об
углах, образованных двумя прямыми и их секущей
(доказательство признака о сумме односторонних
углов);
3) Аксиома параллельных, суть метода от
противного. Исторические сведения о V постулате
Евклида – III век до н.э, аксиома параллельных
Лобачевского)
4) Графический диктант (выполняется под копирку):
установить истинность высказывания (если верно,
то чертим отрезок –, если нет , то чертим ^ )
Диктант. (Слайд 7)
- Определение – это предложение, поясняющее какое – либо понятие;
- Две прямые, имеющие точку пересечения называются параллельными;
- Если две прямые параллельны, то накрест лежащие углы равны;
- Теорема – это утверждение, которое всегда верно;
- Аксиома состоит из условия и заключения;
- Если две прямые, пересеченные третьей прямой, параллельны, то сумма односторонних углов равна 180 градусам;
- Если соответственные углы равны, то прямые параллельны;
- Теорема – это утверждение, требующее доказательства.
Проверка: обучающиеся сдают один листок, проверка по вторым листкам по готовому рисунку – ломаной. Комментируем ошибки. Прослушиваются ответы у доски по теоретическим вопросам.
3. Работа в группах
Инструктирование по выполнению практических заданий(выполнение заданий от простого к сложному) Решения записываются в тетрадях и на листах с заданиями. Учитель выступает в роли консультанта.
Выполнение заданий в группах (Приложение 1)
По мере выполнения заданий, из каждой группы по одному ученику отвечает у доски, в конце урока участники каждой группы сдают листы с заданиями и решениями для оценки Iуровень – 3 балла, II уровень – 4 балла, III уровень – 5 баллов (шкала перевода баллов в оценки: 12 баллов – «5», 10 баллов – «4», меньше 10 баллов – «3»)
4. Учитель: Итак, мы завершили изучение темы «Параллельность прямых». Понятие параллельности прямых встречались не только в трудах таких великих математиков как Евклид (V постулат – III век до н.э), Лобачевский (аксиома параллельных). Не осознавая важности своего открытия, коренные жители ХМАО – Югры – ханты представляли окружающий мир в трех измерениях, расположенных параллельно друг другу- «Вся жизнь проистевает в параллелях, которые не пересекаются, человек переместиться может только по секущей, проходящей по дымоходам юрты ...» (Слайд 9 «Происхождение мира»)
Литература:
1. Атанасян Л.С. Геометрия 7-9 класс, 2001 г
Издательство «Просвещение»;
2. Мищенко Т.М Тематическое и поурочное
планирование по геометрии Издательство
«Экзамен» 2009 г.;
3. Энциклопедия по истории ХМАО – Югры, 1999 г.