Внеклассное занятие "На уральской стороне"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели:

  • Образовательные: познакомить учащихся с бытом и культурой уральских народов; уметь находить взаимосвязь между современной жизнью Урала и историческими корнями;
  • Воспитательные: воспитывать чувство уважения к традициям, обычаям и культуре уральских народов, интерес к прошлому;
  • Развивающие: развивать речь, логическое мышление школьников, творческие способности, умение работать с книгами.

Оборудование: фотографии, выставка книг по теме, презентация; предметы быта уральских народов: серп, прялка, крынка, веретено, коромысло, рубель, рушники; корзинки, макет печки, домашняя утварь, скамейки, стол, скатерти, мультимедийное оборудование.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Добрый день гостям и хозяевам!
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину!

– Сегодня необычный урок – исследование. Представьте себе, что мы находимся в студии телекомпании “Орбита”. Везде телекамеры, осветительные приборы, есть настоящий оператор, и мы начинаем.

В эфире “Журналистское исследование”. (Название на экране.)
Тема исследования: “Быт и культура уральских народов”.
Гости студии – учителя МОУ СОШ № 47 ГО ЗАТО Свободный, зав. детской городской библиотеки, библиотекарь школы.
Ведущие телепередачи – О.М. Зюзгина, Клименко Н.В.

Эпиграф:

Ой, гора моя,
Гора Думная.
Сколь жила, столетьятьями ты считай.
Но такого век не знавала ты –
Как расцвел былинный Уральский край
                                        (Ю. Клюшникова)

Какие только теплые слова, объяснения в любви родного Урала не пишут поэты! В них и нежность, и забота, и гордость за родную сторонушку, за людей, которые здесь живут. Не зря говорил поэт: “Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего”

Так вернемся в прошлое, ощутим прелесть и красоту уральских просторов, умение жить в ладу с собой, с окружающими людьми, окружающей природой.

2. Работа над новой темой

Ведущая: Наибольшее число русских на Урале селилось во II половине XVI века начале XVII, русские заселяли Прикамье, Чердынский, Саликанский, Кунгурский, Верхотурский уезды, а также вотчину Строгоновых.
Итак, уральцы… что же узнали о них наши журналисты?

(Все выступления юных журналистов сопровождаются показом слайдов.)

1-й журналист: На Урале было принято жить большими семьями. Всеми руководил большак-самый старший из рода, которого беспрекословно слушали. Женщины работали по дому, воспитывали детей, обрабатывали лен, растили и убирали урожай, пряли, ткали, вышивали зимними вечерами чудные уральские узоры на полотенцах, скатертях, шили одежду, готовили приданое. Ткали половики, валяли валенки. Женщинами в роду руководила старшая из них – большуха.

2-й журналист: Девушек выдавали замуж обычно в 17-18 лет, против воли невесты, судьбу решали родители при сговоре, далее следовало рукобитье, после чего объявляли невестой и женихом оных. Далее шла подготовка к свадьбе.

3-й журналист: Любимыми блюдами уральцев были пироги, шаньги, блины гречневые, оладьи, пельмени, вареники из капусты и редьки, различные каши и щи. По вечерам чаевничали из большого самовара в семейном кругу, лакомились кусочками колотого сахара.

4-й журналист: Самобытна уральская культура с её календарными праздниками и семейными традициями. Известно, что русская песня-душа народа. На всех праздниках звучали песни, плясали кадрили, водили хороводы, молодежь играла в игры, устраивала посиделки. В народном календаре зафиксировались также события истории русского народа, сведения о наиболее выдающихся исторических событиях. Эти знания переданы в форме мифов, легенд, былин, сказок, преданий. Календарные праздники являются регулятором человеческой жизни.

1-й журналист: Главным праздником христианского народа была пасха – ее называли “Праздник – праздников. Торжество из торжеств”. Подготовка к Пасхе была особой, она несла в себе духовное начало. На протяжении 7-недельного поста готовились к встрече Великого праздника. Праздник хороводов и игр для молодежи, для среднего звена, детей- качели, карусели, катание яиц.
Для замужних, семейных пар – посещение родственников, праздничные угощения ( обрядовая еда: яйца, куличи, пироги, шаньги, медовые напитки.)

Словарь: (на мультимедийном оборудовании)

Большуха – старшая в доме, хозяйка.
Шаньга, мн. число шаньги (ум. ласк. шанежки) – круглые открытые пирожки, название особого рода лепешек из дрожжевого ржаного, ржано-пшеничного и пшеничного теста, замешанного на бараньем или говяжьем жире.

Рукобитье (сговор, запой, заручины, просватанье, своды) – часть свадебного обряда, в ходе которой достигалась окончательная договорённость по поводу свадьбы.

Ведущая: Разные народы имеют свои национальные костюмы. Мы отправили на исследование журналистов, которые побывали в музеях; вот, что они выяснили по поводу костюма уральцев.

1-й журналист: Родившегося ребенка завертывали в рубаху отца, непосредственно с него снятую: “Чтобы ребенок был здоров, не плакал, чтобы отец жалел его”.

2-й журналист: Заворачивание ребенка в отцовскую рубаху означало принятие ребенка отцом. Ребенок становился продолжением не только матери, но и отца, его частью. А старые поношенные вещи воплощали идею преемственности, передачи благ духовных и ценностей от одного поколения другому.

3-й журналист: Одеждой младенцу служили пеленки – полосы старого полотна. Подросшие дети носили одни рубашки с поясами. Детская одежда у славян не имела половых различий. Обычно мальчики и девочки ходили в рубахах, перешедших от старших сестер и братьев или перешитых из старой родительской одежды.

Фотографии: женского и мужского костюма (появляются слайды).

– Мы с вами уже знаем много о одежде уральцев. Среди нас есть журналисты, которые надевали эту одежду и многое о ней узнали.

1-й журналист: Поговорим о национальной одежде уральских марийцев. Мужская одежда марийцев состояла из рубахи туникообразного кроя, скромно украшенной, и штанов. В качестве верхней одежды мужчины носили кафтаны, тулупы, шубы. Рубаху и верхнюю одежду носили с поясами. Головными уборами были войлочные шляпы и меховые бараньи шапки.

2-й журналист: Для женской одежды были в основном характерны те же детали, которые имели некоторые отличия. Так, женская рубаха была длиннее мужской и богато украшалась вышивкой на груди, плечах, спине и рукавах. С рубахой женщины носили штаны, а поверх рубахи и штанов шовыр – холщевый балахон с вышивкой, а также суконный кафтан с клиньями или борами. Рубахи и кафтан носили с поясами. Зимой женщины носили овчинный тулуп. Женские головные уборы были разнообразны – сорока, конусообразный “колпак”, щарпан – головное полотенце и др. Специфическим элементом женской одежды был передник. Женщины носили большое количество украшений из бисера, раковин каури, монет. Мужской и женской обувью были лапти, кожаные сапоги, валенки, для работ в болотистых местах к обуви прикрепляли деревянные платформы.

3-й журналист: Повседневные рубахи почти не украшали, а в праздники надевали богато украшенные. Расшивали праздничные рубахи шелковыми цветными нитями. Предпочтение отдавалось красному цвету (как оберег).Особое значение придавалось расположению рисунка. Например:

  • нагрудные узоры – защищали сердце и легкие,
  • наплечные – охраняли руки,
  • наподольные – не давали пробраться злым силам снизу.

4-й журналист: Сценический же костюм, включая и тот, который создается в народе, представляет собой значительную стилизацию старины. Чтобы у подрастающего поколения не сложилось неполного, обедненного представления о национальном костюме, очень важно сбережение и изучение подлинно народного костюма в фондах музеев.

Рекламная пауза

Обратите внимание на выставку книг. Книги слегка потрепанные: к ним прикоснулось много детских рук, эти книги читаются. (Рассказ о книгах). Я думаю, что вам будет очень полезно прочитать эти книги.

Ведущая:

Я хочу, чтоб в этом
Доме, сложенном мной,
Больше было бы света,
Больше ласки земной.
Чтоб красивый на диво
Он стоял целый век,
Чтобы жил в нем счастливо
Трудовой человек.
                            (Н. Носик)

Ведущая: Как вы думаете, когда так говорят: “Мой дом – моя крепость”? Под этим изречением уральцы с полным основанием могли подписаться.
Назовите слова-синонимы к слову дом.

Дети: Жилье – изба – хата – курень (постепенно слова появляются на мультимедийной доске)

1-й журналист: Строительство на Руси, за исключением последней сотни лет, было целиком из дерева. Мастера рубили из дерева царские хоромы и дворцы. Из того же дерева рубились избы крестьян и мастеровых.

2-й журналист: Четырехстенок – первый и старейший тип Русского жилища. За кажущееся примитивностью скрывается удобная и весьма совершенная конструкция жилого дома. Еще бы! Толстые деревянные стены могли укрыть от любого мороза и лютых ветров. Именно четырехстенок представлял из себя рубленную “клеть”, простую, но вместе с тем, весьма совершенную конструкцию, но для севера подобный конструктивный тип не годился. Стоит сказать, что за не имением лучшего, четырехстенки строились и на севере, но тут суровые природные условия вынудили вводить коррективы в образ идеальной русской избы.

3-й журналист: Пятистенок – эта конструкция представляла собой логичное развитие четырехстенка. Пятистенок не вносил особых корректив во внешний облик Русского жилого дома, но вместе с тем был серьезным этапом развития. Вот так описывает пятистенок известный этнограф Голицын: каждая такая изба состоит из двух половин, соединенных между собой сенями. Вход в сени с крыльца расположен на лицевой стороне избы. Крыльцо строится на столбах, так, что пол и окна самой избы находятся довольно высоко от земли. К крыльцу сверху приделывается отдельная крыша.

Традиции возведения изб подобной конструкции живут и в настоящее время в районе Северной Двины, в Костромской области, а так же в республике Коми – ныне Коми – Пермяцком автономном округе. Что же представляет из себя классический пятистенок? Это вытянутая в одном направлении классическая изба, перегороженная посредине еще одной рубленой бревенчатой стеной. Но иногда пятистенки строились не сразу, а образовывались путем “прируба” к уже существующему четырехстенку. Пятистенный дом с прирубом строился в двух вариантах: существовал тип строительства, при котором прируб делался по главному фасаду дома со старыми сенями, под одной общей крышей. Другой вариант предполагал, что старые сени позади избы разбирались, и на их место прирубался придел с новыми сенями. Избу строили окнами на речку. Возле избы ставили амбар с навесом, погреб, колодец с журавлем, хлева для содержания домашнего скота.

2-й журналист: Со строительством дома были связаны специальные обряды, направленные на обеспечение благополучия в семье и изобилия в хозяйстве. Прежде чем построить дом, нужно, конечно, найти для него место. Это ж надо! Секрет – в куриных яйцах! Самых обычных куриных яйцах! И не удивляйтесь! А делали это так. Место для будущей избы обозначали камнями. Потом в самый центр выбранного места мужик клал на землю шапку со свежими, еще тепленькими, куриными яйцами. Через некоторое время брал яйца в руку: если теплые – значит, хорошее место для избы, если остыли – искали другое. Особыми обрядовыми действами сопровождалось укрепление матицы (сволоки), на которую настилали потолок. В матицу вбивали крюк, к которому крепили люльку, под матицу вставали молодожены, принимая благословение родителей. Под матицу становилась сваха во время просватанья, чтоб был мир и лад в деле.
Главное место в доме занимала печь, она лечила, кормила, обогревала.

Ведущая: Уважаемые журналисты, а вам известно, что было в избе крестьянина?

(Запись в блокноты журналиста об утвари, текст высвечивается на интерактивной доске). Приложение 1

Ведущая: Что в жизни к нам приходит неожиданно и бывает нужно? Реклама

Реклама

1. Милые девушки! Хотите иметь красивую плавную походку, волнующий изгиб спины, воспользуйтесь этим предметом. Что это? Угадайте загадку.

Ни свет ни заря
Пошли согнувшись со двора. (Коромысло)

2. Обязательно! Обязательно! Обязательно имейте этот предмет в доме.

Чем больше я верчусь,
Тем больше становлюсь. (Веретено)

Вяжите тепленькие носочки и варежки! Сделанное своими руками – греет тело, греет душу!

Продолжаем телепередачу.

Ведущая: Прошу присутствующих коллег – журналистов выполнить задание.

– Прочитайте описание старинного уральского жилища. Объясните значение выделенных слов (текст на слайде).

В переднем углу, под образами стоял стол, накрытый белой или цветной полотняной скатертью. На столе – хлеб. Перед образами одна лампадка. Из переднего угла до стола и почти до двери тянется широкая лавка. Налево от двери – большая печь, возле неё место отделено занавеской – кут, где обязательно на полках имеется квашня, ступа, туеса, крынки.

Образа – иконы святых
лампадка – небольшой сосуд с маслом, зажигаемым перед иконами
лавка – скамья
квашня – глиняный горшок большого размера где заводят тесто.
ступа – толчея.

Ведущая: Юные коллеги! Вы видите на слайде подлинные вещи, находившиеся в избе уральца. Прошу назвать эти предметы, зачем они нужны были, объяснить.
Продолжаем подводить итоги нашего исследования. Какие традиции уральцев вы знаете ещё?

(Рассказ детей.)

– Уральцы любили песни. В них отражены нелегкая судьба уральцев, труд и подвиг, любовные переживания, понимание того, что жизнь каждого отдельного уральца имеет высший смысл только тогда, когда она связана с ушедшими и будущими поколениями. Вся трудовая деятельность была связана с песней. Уборка и посев урожая, укачивание младенца или свадебное пиршество. Хороводы и игры на праздниках, посиделки и забавы молодежи, девичьи хороводы в семицко-троицкие праздники.
Дадим слово журналистам которые расскажут о фольклоре

1-й журналист: Важную роль в духовной культуре и быту русского населения Урала играло устное народное творчество. Его принято называть фольклором, хотя этот термин имеет более широкое значение и употребляется для обозначения различных явлений народной культуры – словесно-музыкальных и повествовательных произведений, обрядов, духовных и культурных знаний, а также звукоподражательных звуков, криков, ритуального молчания, языка жестов.

2-й журналист: Древнейшим жанром являлся обрядовый фольклор, включенный в календарные, свадебные, похоронные обряды. Основой его были культовые представления и бытовые нормы. У русского населения Урала обряды сопровождались песнями, причитаниями, плачами, приговорами, заговорами, загадками, которые были в ходу и в других регионах расселения русских.

3-й журналист: Свадебная поэзия ярче всего была представлена величальными песнями. В них восхвалялась красота и разумность жениха, доброта и умение невесты, щедрость родителей и удаль гостей. Бытовали песни малоизвестные: “Во столичном новом городе, во высоком новом тереме”, “Поднимались да тучи грозные что со всех да четырех сторон”, “Как по матушке по Вишере-реке невелично суденышко плывет”, “Как у нас было на заводях, на глубоких да на ржавчинах”. Широко распространились песни с местным колоритом – отражением занятий населения, диалектной лексики, географической терминологии.
Под Нижним Тагилом одну песню начинали словами:

Всю я, всю я каменну Москву прошел,
Не нашел я невесты по себе,
Лучше, лучше я в Тагил ворочусь,
Я зайду в собор Богу помолюсь...

Очень часто местные особенности заключаются не только в исполнении присущих данному району песен, а в создании своего довольно устойчивого репертуара и определенного жанра.

1-й журналист: На Среднем Урале характерно особое исполнение причитаний (причетов). В свадебных причетах больше мотивов и образов окружающего мира.

Чрезвычайно многолик календарный фольклор. Исполнением песен, высказываниями о поверьях, приметах, связях жизни людей с явлениями природы стремились обеспечить благоденствие как всем живущим в данной местности, так и отдельным людям в течение календарного цикла. Календарные жанры фольклора в значительной мере обусловлены природной средой и аграрными культами.

С давних пор популярным музыкально-словесным жанром была лирическая необрядовая песня. Результатом молодежного творчества явилась частушка – рифмованная четырехстрочная песня. На Среднем Урале развивались все известные разновидности частушек: лирические, сатирические, плясовые, лозунговые.

2-й журналист: Еще в XX в. в живом бытовании сохранялись исторические песни и предания о событиях, которые происходили на Среднем Урале на разных этапах истории. Широко бытовало предание о чуди – древнем населении Среднего Урала. Массовым фольклорным жанром явились сказки, пословицы, поговорки. На Урале бытовали известные русские сказки, но таинственный лесной мир и горный ландшафт породили и свои волшебные сказки. Действия многих из них происходят в горах. Нельзя сказать, что народные сказки забыты в наше время. С людьми, их знающими, постоянно встречаются фольклористы.

Приложение 2

Ведущая: Следуя обычаям и традициям нашего народа мы с вами спешили на вечерку. После выполненных работ на вечерке, заданных хозяйкой, переодевались в лучшие сарафаны, пели песни, водили хороводы, разучивали игры, плясали кадрили. Но вы не просто являлись участниками праздничного веселья, а хранителями народных традиций, обычаев и обрядов. Это является доказательством, что в современных условиях можно и нужно возрождать различные формы традиционной культуры.
В конце нашей телепередачи разрешите предоставить слово Пескуновой Галине Алексеевне почетному жителю нашего городка.

Творческий отчет (домашнее задание)

  1. написать заметку: “Почему не берут замуж девушку у которой есть приданное, она красива, она рукодельница, певица в хороводах первая?”;
  2. ответ: род не долгожителей.
  3. подготовить презентацию “Самобытность Уральского фольклора”.

Приложение 3 (Презентация)

Литература

  1. Бубнов Е.Н. Русское деревянное зодчество Урала. М.: Строй-издат, 1988.
  2. Кузьмин А.И. Семья на Урале: Демографические аспекты выбора жизненного пути. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1993.
  3. Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в XIX-XXвв./ Учебное пособие для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений. – Екатеринбург: ИД “Сократ”, 2002.
  4. Праздников праздник Христос Воскрес! М., 1993.
  5. Интернет ресурсы
  6. ru.wikipedia.org
  7. dic.academic.ru
  8. http://mega-russdom.narod.ru/
  9. http://www.ethnomuseum.ru/