Применение ИКТ при создании проектов на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Актуальность: применение ИКТ на уроках английского языка при создании проектов обеспечивает поиск новых и средств при переходе от традиционного к инновационному образованию и особенно актуальна тем, что использование ИКТ оживляет учебный процесс, открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный материал и способствует принципам индивидуализации обучения иностранному языку.

Проектный метод как никакой другой повышает качество обучения, активизирует истинное учение учеников, потому что этот метод

  • личностно ориентирован,
  • использует много дидактических подходов,
  • самомотивируем, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере выполнения;
  • поддерживает педагогические цели на всех уровнях;
  • позволяет учиться на собственном опыте и опыте других не в конкретном деле;
  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.

Проектная методика является также и исследовательским методом, особенно в старших классах (исследуется реальное положение дел в какой либо сфере жизни людей), игровым методом (на основе данных проводятся учебно-ролевые игры), без которых не обходится обучение на среднем этапе. В процессе совершенствуется иноязычная речевая подготовка учащихся, активизируется их познавательная деятельность.

Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планируя свои действия, прогнозируя возможные варианты решения

Ученик должен быть главным действующим лицом на уроке, чувствовать себя комфортно, принимать активное участие в обсуждении темы урока. Ученик является главным субъектом учебного процесса. Роль учителя – стать организатором общения, помощником и речевым партнёром учащегося.

Как учитель практик, отмечаю, что метод проектов вызывает интерес у школьников, способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы.

Типы проектов, которые можно использовать по этой методике:

Информационные, поисковые, проекты-обзоры, производственные, рекламные.

Применение проектной методики обеспечивает наиболее успешное усвоение информации, возможность реального общения на изучаемом языке, позволяет разнообразить не только учебную деятельность обучаемого, но и педагогическую деятельность обучающего. Увлекаться этой методикой не следует, нужно эффективно использовать её при обобщении и повторении пройденной темы.

Так как изучение нового предмета идет в ходе работы каждого обучающегося над собственным проектом, учитель должен четко определить, какие вопросы и когда он будет обсуждать со всеми, чтобы не повторять потом одно и то же несколько раз, теряя время и уделить внимание каждому ученику или группе.

Учитель должен провести огромную подготовительную работу, создать необходимые методические и справочные пособия, спланировать работу так, чтобы детям не пришлось дома или в кабинете подолгу просиживать за компьютером.

Третий год я веду уроки по учебнику “New Millennium”. Темы в этих учебниках такие же, как и в отечественных учебниках, т.е. соответствуют темам, предусматриваемым школьной программой: семья, школа, праздники и.т.д. Но раскрытие этих тем отличается новизной и необычностью, Учебники красочные, содержат много текстов страноведческого характера, много иллюстраций, образцов писем, упражнений, которые помогают подготовке к сдаче ЕГЭ по английскому языку. Все тексты аутентичны, они выступают как продукт говорения и способ воздействия на читающего, а также как объект смысловой обработки. Применение материалов способствует оживлению учебного процесса т.к. происходит реализация принципа новизны, что является обязательным условием для сохранения интереса к изучению иностранного языка.

В 2007 году мы выбрали учебник “Smart” издательства “Macmillan” (авторы David A.Vill Michael Vince). В учебно-методический комплекс входят Student’s book, Work book, Teacher’s guide и две аудиокассеты. Сам учебник уже является способом мотивации учения, потому, что он красочный, содержит интересный аутентичный материал, озвучиваются все упражнения, содержит много ярких детских песенок, которые записаны на аудиокассете. Детям действительно радостно работать с таким учебником.

В 10–11-х классах мы работаем по учебнику “First Certificate” (авторы Luke Prodromorou). Мы подготовили и провели викторину в форме кастинга ведущих телепрограммы. Все ученики побывали в роли ведущих и им это понравилось. Таким образом, состоялась презентация учебника, который также вызвал положительные эмоции у учащихся.

Примером сотрудничества учителя и ученика может служить и выпуск газет. На уроке мы выпускали газеты на английском языке, посвященные праздникам “Halloween”, New Year’s Day. Для этого учителю необходимо разделить учащихся на группы по три – четыре человека. Подготовить ксерокопии наиболее интересного материала по данным темам, маркеры, ножницы и клей. В течение урока мы выпустили три разные стенные газеты, интересные и яркие. Один из учеников был редактором, второй – художником, третий – издателем. Учитель направляет работу учеников.

Введение на уроках элементов страноведения играет большую роль в поддержании мотивов к изучению иностранного языка. Разучивание стихов, песен, чтение текстов по истории англоязычных стран, географии и искусству вызывает интерес к изучению иностранного языка.

Я считаю, что наиболее эффективной технологией обучения иностранному языку является метод проекта, т.е. такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в творческом процессе планирования и самостоятельном выполнении практических заданий. Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Прежде чем приступить к работе над проектной деятельностью, я изучила методику метода проекта, комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность учащегося, и пришла к выводу, что проблема обучения проектированию актуальна, т.к. деятельность учащихся направлена на стремление к самообучению и самосовершенствованию через активные способы действия. В курсе иностранного языка метод проекта может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учётом практической значимости для ученика (человек и его окружение “Моя школа”, “Моя страна” “Мой город” и т.д.) Каждый проект соотносится с определённой темой устной речи.

После каждого урока (тренинга лексики, работы с текстом, высказываний и т.д.) учащиеся отправляют в свою “копилку” необходимую информацию. При организации работы над коллективным проектом выбирается консультант для отслеживания хода и темпа выполнения запланированного. Во время защиты проекта учащиеся демонстрируют уровень владения иностранным языком, представляется ясная картина, чему ученик научился при изучении данной темы. Нужно помнить, что суть проектной деятельности при изучении иностранного языка – это, прежде всего коммуникативная деятельность, включённая в другие виды деятельности.

Так в чём же феномен проектирования, почему в современном обществе необходимо применять проектный подход, решая проблему? Современный уровень развития техники и технологий таков, что все и всё взаимосвязано и результаты деятельности необходимо предвидеть, добиться оптимальности соотношения затрат и результативности .

Применение информационно-коммуникативной технологии на уроках английского языка даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся:

  • достигают хороших результатов в изучении иностранного языка;
  • имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках;
  • понимают необходимость междисциплинарных связей;

Список литературы

  • Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2002.–352 с.
  • Маслов А.В. Использование возможностей проектного метода в обучении информационным технологиям для создания педагогических программных средств по различным школьным дисциплинам / Мультимедийный сборник Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” – 2003-04 у.г. разд. “Преподавание информатики” – М.: Издательский дом “Первое сентября, 2005.
  • Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 208 с. (Серия “Энциклопедия образовательных технологий”.)

Приложение 1