Использование средств логопедической ритмики на коррекционных занятиях для сохранения и укрепления здоровья детей

Разделы: Логопедия


Одной из главных задач начальной школы является создание благоприятных психолого-педагогических условий, способствующих развитию физической и умственной работоспособности младших школьников. А специально организованная двигательная активность, физические упражнения, оказывают, особенно в детском возрасте, положительное влияние на умственную работоспособность, на развитие зрительного восприятия, внимания и в конечном итоге на успеваемость.

Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Им необходимы двигательные минутки, которые позволят размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Для предупреждения утомления и повышения работоспособности рекомендуется проводить в процессе уроков физкультурные паузы. Такие паузы учитель применяет при появлении у школьников первых признаков утомления. Это наблюдается после начала урока через 20 – 25 минут. Учащиеся начинают отвлекаться, теряют интерес, снижается работоспособность. Традиционно применяются физкультминутки, представляющие собой комплексы гимнастических упражнений, которые позволяют за счет двигательной активности снизить уровень умственного напряжения. Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психологического и эмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Использование средств логопедической ритмики может сделать физкультминутку полифункциональным режимным моментом.

Для непродолжительного активного отдыха в ходе урока можно использовать комплекс упражнений, включающих в себя разные виды заданий:

  • упражнения на развитие общей моторики;
  • упражнения на развитие мелкой моторики;
  • упражнения на активизацию речи;
  • упражнения, направленные на расслабление или напряжение мышц;
  • упражнения, активизирующие внимание ;
  • дыхательные упражнения.

Комплекс упражнений подбирает учитель, учитывая возможности детей своего класса, с учетом темы урока (упражнения должны быть, связаны с целями и задачами урока). Тематическая организация способствует поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания. Проведение физкультминутки с применением логопедической ритмики не превышает 1,5–2 минут. Использование этих приемов на уроках учителями санаторной школы-интерната показало, что дети лучше переключаются с одного вида деятельности на другой. Смена видов деятельности ощутимо отражается на положительном эмоциональном настрое детей, способствует снижению статической нагрузки и снятию умственного напряжения, вместе с тем позволяет не только развивать моторную сферу, но и совершенствовать речь. Переменный характер нагрузки более всего соответствует возрастным особенностям физиологического состояния растущего организма младшего школьника и поэтому оказывает благотворное влияние на деятельность систем кровообращения и дыхания. Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

Использование оздоровительных упражнений на уроках позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует укреплению здоровья учащихся. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

В ходе уроков можно использовать следующие средства логопедической ритмики:

Упражнения на развитие общей моторики направлены на развитие общих двигательных навыков, общую моторику

1. Общеразвивающие упражнения без предметов с опорой на тексты стихотворений, чистоговорок. .
2. Общеразвивающие упражнения с предметами (мяч, кубики).

Надо передать мяч соседу и назвать его по имени. Учитель читает стихотворение:

Мячик я в руках несу
Ой, боюсь не удержу.
Мой сосед мне помогал
И другому передал.

3. Также используют упражнения на расслабление. Например:

“Самолет – веревочки”
Встать, слегка наклонившись. Руки в стороны и напрячь. Летит самолет. Руки уронить вниз, болтаются как веревочки до полной остановки.

“Деревянные и тряпичные куклы”
Деревянные куклы – напрячь мышцы ног, рук, корпуса. Резкие повороты тела вправо, влево. Все части тела при выполнении движений неподвижны.

Тряпичные куклы – ноги расставлены, руки висят, мышцы тела расслаблены. Повороты тела вправо, влево.

4. Упражнения на преодоление мышечного напряжения.

“Незнайка”
Поднять плечи, потом опустить. Как будто хотим сказать, я ничего не знаю.

Упражнения, направленные на выработку четких координированных действий во взаимосвязи с речью.

– Выполняй мои команды:

Руки вперед, в стороны, вверх, вниз.
Левую руку – влево, правую вправо.
Левую руку – на бок, правую на голову.
Правую ногу вперед, левую приставить.

– Можно давать для выполнения простые инструкции: шаг на месте, на носочках, на пятках, ролевые задания (акробат, котенок, по камушкам…)

На физкультминутках используют различный дидактический стихотворный материал. Например:

– Капля раз, капля два, (шагают на месте)
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом (бег на месте)
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, (руки вверх и развести в стороны)
От дождя себя укрыли.

– На окне в горшочках (дети сидят на корточках)
Поднялись цветочки. (медленно встают)
К солнцу потянулись, (встают на носочки, руки вверх)
Солнцу улыбнулись. (руки развести в стороны)
К солнышку листочки (ладони развернуть вверх)
Повернут цветочки.
Развернут бутоны, (руки соединить над головой)
В солнышке утонут. (руки медленно развести в стороны)

– Упражнения для развития мелкой моторики.

Предлагаются разные виды упражнений на развитие мелкой моторики рук.

– Пальцы здороваются. Соединяют одноименные пальцы рук.
– Соединяют каждый пальчик с большим пальцем, на обеих руках одновременно, в соответствии с текстом.

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
С ним мизинчик-малышок.
Постучали о порог,
Вместе пальчики – друзья,
Друг без друга им нельзя.

– СОЛНЫШКО – ЗАБОР – ТЫКВА – ЦВЕТОЧЕК. Пальцы растопырить – солнышко, все пальцы вместе, а ладони вперед – забор, кулаки сжать – тыква, руки ладонями вверх, а пальцы вверх – цветочек.
ВЕЕР (под счет сгибают и разгибают пальцы рук друг за другом – медленно, быстро, очень быстро).

Упражнения с использованием предметов.

Дети катают орех (мячик) между ладонями

Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.

Дети сжимают в руках резиновый мячик

Сжать кольцо поможет нам,
Сила с волей пополам.
Станут пальчики сильнее,
А головушка умнее.

Дети в одной руке катают 2 ореха или шарика (потом меняют руку)

Вокруг земли луна летает,
А вот зачем сама не знает.

– Насыпать в баночку сухой горох. Надо переложить горошинки из одной баночки в другую по одной штучке (одно слово – одна горошинка). Упражнение выполнить сначала одной рукой, а потом другой.

– Зернышки все, что хозяйка давала,
Курочка клювом по штучке склевала.
Зернышко за зернышком курочка клюет.
В клюве своим деткам зернышки несет.

– Рындя нес мешок гороха,
Да легла поклажа плохо.
Ветер дунул, Рындя – грох!
И рассыпал весь горох.

– Взять веревку и завязать на ней 12 узлов. Перебирая узлы пальцами, на каждый узел назвать дни недели, названия месяцев года (по порядку).
Нажать на узелок на каждом слове стихотворения.

Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку.

– Перебирают веревку с 12 узлами и на каждый узел нажимают при чтении слов стихотворения.

Там где с деревьев свисают лианы,
Разные в джунглях живут обезьяны.
Лазают там шимпанзе, павианы,
Есть и гориллы, орангутаны.

– Взять кусок ткани или целлофанового пакета и надо его уместить в кулачке. Для этого надо его комкать, начиная с уголка.

– У меня живет проглот –
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота
Брюхо, как у бегемота!

– Гладила мама ежиха ежат:
Что за пригожие детки лежат.

Упражнения для массажа или самомассажа подушечек пальцевна каждое слово стихотворения – разминание подушечек пальцев.(одно слово – один нажим).

Кусается сильно котенок – глупыш,
Он думает : это не палец, а мышь. (смена рук )
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться – скажу тебе: “ Кыш!”

Упражнение для массажа или самомассажа пальцев рук – поглаживание пальцев от ногтевой фаланги к основанию пальца (одно слово – одно поглаживание).

Вырос у нас чесночок,
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка.
Овощи мы собирали,
Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.
Прощай же на год,
Наш друг огород!
Растирание рук
Очень холодно зимой,
Мерзнут ручки – ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
Ребром ладони одной руки пилим по ладони и предплечью другой руки:
Пилим, пилим мы бревно –
Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,
И терпения набраться.

Пощипывание руки вдоль предплечья от кисти к ладони.

Гуси травушку щипали,
Громко, весело кричали:
Га-га-га, га-га-га,
Очень вкусная трава!

Точечный массаж указательным и средним пальцем руки.

Дождик капнул на ладошку – т-д, т-д, т-д.
На цветок – т-д, т-д, т-д.
И на дорожку т-д, т-д, т-д.
Застучал по крыше он – т-д, т-д, т-д.
И раздался частый звон – т-д, т-д, т-д.

(упражнение выполняем сначала на одной руке, потом на другой)

Упражнения, развивающие координацию движений пальцев.

1. Поочередное соединение всех пальцев с большим пальцем. Одно слово – одно соединение.

Ищет птичка и в траве,
И на ветках, и в листве.
И среди больших лугов
Мух, червей, слепней, жуков.

2. Упражнение “ Кулак – ладонь– ребро” или “кулак – ладонь”.

Один кулак – одна ладошка,
И поменяй их быстро, крошка!
Теперь ладошка и кулак,
И все быстрее делай так!

3. Упражнение “Пианист”. Пальцы на столе. На каждый слог стихотворения перебираем пальцами как по клавишам пианино.

Пианист Бемоль в музыке король.
Говорит Бемоль ноты, как пароль:
До, ре, ми, фа, соль, принесите соль.
До, ре, ми, фа, соль, посолить фасоль.

Упражнения с элементами артикуляционной гимнастики:

– Открывание и закрывание рта.
– Чтение гласных звуков с опорой на схемы:

Чтение таблиц с гласными буквами.

– Произношение гласных звуков А О У Э Ы И с голосом, громко, тихо, без голоса (беззвучная артикуляция), пропевание гласных звуков – песенка звуков.

– Игра “Разговор друзей”, или “Диалог инопланетян”.

– Произношение звуков с разной интонацией (вопрос, ответ, удивление, радость и другое)

А О У И? А О У И.
А О У И? А О У И.
А О У И? А О У И.

Для оздоровления ослабленного ребенка очень полезны занятия дыхательной гимнастикой. Заниматься дыхательной гимнастикой нужно в хорошо проветренном помещении, в спокойной обстановке. Работу начинают с воспитания правильного физиологического дыхания.

1. По команде учителя дети делают короткий, быстрый вдох носом, при этом живот должен выпятиться. Надо следить, чтобы плечи не поднимались.

При выдохе живот должен втянуться. Выдох производим через рот. Выдох длительный (упражнение выполняют 2-3 раза).

– Выдох через плотно сжатые губы.
– Выдох несколькими равными порциями.

Упражнения на формирование диафрагмального дыхания

– Вдох (живот надуть шариком)
– Выдох (живот раздуть)

– Надуваем быстро шарик
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул
Воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.

– Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем.
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.

Упражнение на формирование длительного выдоха.

– На выдохе счет от 1 до 5 и обратно.
– На выдохе считаем этажи (до 8 этажа), по которым поднимаемся вверх. После добора воздуха спускаемся вниз (до подвала)
– На выдохе проговаривание поговорки:

При солнышке тепло, при матушке добро.

Проговаривание на выдохе двустиший:

– Гуляю на балконе я –
Там, где цветет бегония.

– Ты пасись, коровка, дольше,
Молока неси побольше.

– Мам, меду б нам.
Мам, молока бы нам.

– На выдохе делаем распевку – гудок (долго тянуть М-М-М). Музыкальная строчка не должна гаснуть постепенно.
– На выдохе к гудку подключаем гласные:

М-М-А-М-М-У-М-М-О-М-М-Ы-М-М-И-М-М

Приложение 1

Используемая литература:

  1. Борисова Е.А. “Пальчиковые игры для детей 4-5 лет”. Логопед №1, 2006. с.65.
  2. Буцыкина Т.П., Вартапетова Г.М. “Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников”, Логопед №3, 2005. с.84.
  3. Волкова Е.Н. “Использование средств логопедической ритмики при снятии умственного напряжения в процессе обучения младших школьников”. Начальная школа.№11, 2005, с.44
  4. Жигорева М.В. Организация логоритмических занятий с детьми, страдающих детским церебральным параличом. Логопед №3, 2006, с.13
  5. Жукова С.Н. “Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками”. Логопед №2, 2005, с. 53.
  6. Егорова Е.А. “Упражнения и игры для развития движений пальцев рук”. Логопед №6, 2005, с.58
  7. Копылов Ю.А., Полянская Н.В. “Оздоровление ослабленных детей младшего школьного возраста”. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. №1, 2004, с. 64
  8. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. С-Пб. 2003г
  9. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. С-Пб. 2005.
  10. Кузнецова И.В. Чепурных Е.Е. и др. “Школа здоровья” внедрение проекта в учреждениях системы образования. М.: МТО Холдинг, 2001.
  11. Кузьминова С.А. “Использование речевой ритмики для профилактики дисграфии у младших школьников”. Логопед. №3, 2004, с.94
  12. Леонова С.В. “Веселая разминка”. Логопед №6, 2004, с.78, с.83.
  13. Леонова С.В. “Развитие речи младших школьников на логопедических занятиях”. Логопед №1, 2004, с.95
  14. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Владос. Москва. 1999..
  15. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург. 2002.
  16. Соломатина Г.Н. “Нормализация функции дыхания у детей с врожденными расщелинами неба”. Логопед №1, 2004, с. 17
  17. Титова Т.А. “О значении ритма при нормальном и нарушенном речевом развитии”. Школьный логопед №5-6 (8-9), 2005, с.35
  18. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. Москва. 2004.
  19. Фуреева Е.П. “Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ЗПР”. Логопед №5, 2005, с.83.
  20. Хоппе Л.С. “Коррекционная работа по формированию дыхания и развитию голоса у детей с нарушениями речи и слуха по методу Хорста Кобленцера”. Школьный логопед № 4(13), 2006, с.42.