Цель: Дать представление о выражении, учить отличать выражения от других математических записей.
Задачи:
- Учить записывать и читать выражения, равенства и неравенства.
- Учить производить действия сложения и вычитания при помощи таблицы сложения и натурального ряда чисел.
- Развивать творческое, логическое мышление, внимание, память, речь.
- Воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно.
Методы: проблемные; словесные.
Формы: коллективные, индивидуальные.
Ход урока
I. Организационный момент.
Итак, друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок.
II. Математическая разминка.
1) У бабушки Даши был внучок Паша, котик Пушок, собака Дружок,
Сколько внучат у бабушки Даши?
Д: 2, 3, 1
У: Почему три?
Д: Потому что были Паша, Дружок и Пушок.
Д: А разве Пушок и Дружок это внуки?
Д: Один внук у бабушки Даши – Паша.
2) Сколько орехов в пустом стакане?
Д: ни одного, стакан пустой.
3) Сколько ложек соли нужно положить в стакан с чаем, чтобы чай был сладким?
Д: Кто как любит.
Д: А разве соль кладут в чай?
Д: Это задача-ловушка.
У: Молодцы. Вы все готовы узнавать новое, становиться образованнее.
III. Знакомство с новым материалом:
На доске записаны математические записи:
7 + 2 = 9
3 < 7
6 – 3 < 4
6 + 3
5 < 8
У: Посмотрите на эти записи. Что вы можете о них сказать? Чем они похожи?
Д: Есть суммы и разности.
– Здесь записаны равенства и неравенства.
– Не все записи можно назвать равенствами и неравенства. Есть лишняя запись: 6+3. В ней нет знака сравнения.
У: Верно. Эту запись нельзя назвать равенством или неравенством. В ней нет знака сравнения. Математики назвали такие записи ВЫРАЖЕНИЯМИ.
IV. Работа по учебнику.
У: Откройте учебник на странице 46, найдите номер 104. Прочитайте задание. На какие группы можно разделить все записи в синей рамке?
Д: Равенства и неравенства.
У: А как называются записи в красной рамке?
Д: Разности и суммы.
У: Чем отличаются записи в красной рамке от записей в синей рамке?
Д: Нет знаков сравнения.
У: Как называются такие записи?
Д: Это выражения.
Дети читают правило в учебнике. Самостоятельно записывают в тетрадях по три выражения, затем несколько учащихся читают свои записи.
V. Физминутка.
На доске записаны ряды чисел:
1 3 5 6 8 9
1 2 3 4 5 6 7 8 9 …
3 5 8 9 …
3 4 5 6
У: Можно ли эти ряды чисел назвать натуральными?
Д: Не все ряды чисел натуральные.
– Первый ряд чисел нельзя назвать натуральным, т.к. числа записаны не по порядку.
– Натуральный ряд чисел только второй.
– Последний ряд чисел – это отрезок натурального ряда чисел.
У: В задании 105 нужно из таблицы сложения выписать такие три суммы, чтобы из их значений можно было составить отрезок натурального ряда чисел.
Дети предлагают свои варианты. Например: 1+2, 3+1, 3+2. Затем дети составляют разности, в которых уменьшаемые – значения данных сумм (3-2, 4-2, 5-1).
У: Сколько всего выражений вы записали?
Д: 6.
У: Молодцы, ребята, правильно.
VI. Физминутка.
VII. Работа в печатной тетради.
У: Откройте тетради на странице 28. Прочитайте задание номера 57.
№57. Дети подчёркивают суммы, разности, выражения, обосновывая свой выбор. Делают вывод, что суммы и разности – это и есть выражения.
№59. Пользуясь таблицей сложения, дети вычисляют суммы, а затем по натуральному ряду чисел вычисляют разности. Красным карандашом подчёркивают выражения.
№60. Самостоятельно выполняется задание: продолжить узор.
№61. У: Прочитайте. Что можете сказать об этом тексте? Ответ обоснуйте.
Д: Это математический рассказ.
– Есть вопрос. Есть числа.
У: О ком говорится в математическом рассказе?
Д: О Пете и его друге.
У: Что было у Пети? Что он сделал?
Д: У Пети 4 мяча.
– Он подарил свои мячи другу.
У: На какой вопрос нужно ответить?
Д: Сколько мячей осталось у Пети?
У: Прочитайте выражения и выберите то выражение, с помощью которого можно ответить на этот вопрос. Подчеркните его. Найдите значение выражения.
VIII. Итог урока.
У: Возьмите в руки зеленый карандаш. Сейчас вы будете рисовать листочки. Если что-то на уроке у вас получалось лучше, вы рисуете лист сплошной линией, если что-то хуже – прерывистой линией.
– Сегодня мы узнали о том, что называют выражением.
– Повторили таблицу сложения.
– Повторили понятие натурального ряда чисел и отрезка натурального ряда чисел.
– Вспомнили, что называют математическим рассказом.
– Старались мыслить, развивали логику, отдыхали.
– Какие прекрасные листочки у вас получились, поднимите их. А в целом выросло целое дерево. А в нем большая сила, как и в нашем классном коллективе. Вместе мы сможем многое. Молодцы, ребята!
Спасибо за работу на уроке.