В повышении качества образования и воспитания немаловажную роль играет психолого-педагогическое изучение школьников, своевременное выявление причин отставания отдельных учеников и выбор наиболее эффективных путей устранения этих отставаний.
Как показало многолетнее изучение, одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.
Установлено, что 1/3 учащихся с дефектами речи являются неуспевающими.
Создана развернутая сеть специальных учреждений, которые обеспечивают условия, необходимые для обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями, где обучение проводится по специальным программам и методикам.
Однако значительная часть учащихся может обучаться в общеобразовательных школах, при условии, что им будет оказана специальная логопедическая помощь.
Современное распознавание и понимание характера речевого дефекта позволяет учителю определить основные методы обучения.
А разобравшись в причинах неуспеваемости ученика, учитель в зависимости от степени расстройств речи, от места дефекта во всей речевой системе должен либо направить ребенка в специальную школу или на логопедический пункт при общеобразовательной школе. На базе нашей средней школы № 26 г.Нижнекамска работает логопункт. Работая вместе с логопедами, неврологом, психологом и массажистом, выявляя и преодолевая имеющиеся у детей нарушения устной и письменной речи мы добиваемся хороших результатов.
Но, если у вас при поступлении ребенка в школу не проводилось обследования, и учеба ребенка настораживает я хочу предоставить вам памятку для учителя.
Памятка для учителя.
Что должно насторожить учителя в устной и письменной речи учеников:
- неправильное произношение звуков, которое может вызвать в дальнейшем дисграфия и дислексию;
- особый характер ошибок на письме:
- ошибки не на правило;
- стойкие ошибки, не исчезающие в процессе обучения;
- регулярно повторяющиеся ошибки в разных видах работ независимо от психофизического состояния ребенка;
- искажение графических образов букв;
- пропуск, перестановки, добавление букв и слогов;
- смешивание парных согласных в устной и письменной речи;
- грубые аграмматизмы в устной речи и на письме.
Если вы наблюдаете у ребенка ошибки такого рода, пожалуйста, убедите его родителей обратиться за помощью к логопеду!
Речевые дефекты, проявляющиеся в нее формированности языковых средств, можно условно разделить на три группы.
Первую группу составляют школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения отдельных звуков.
Сущность фонетических нарушении заключается в том, что у ребенка под влиянием различных причин (например, анатомического отклонения в строении артикуляционного аппарата) складывается и закрепляется искаженное артикулирование отдельных звуков. Типичное нарушение произношение звука р и т.д.
Процесс исправления недостатков произношения звуков складывается, как правило, из двух этапов: подготовки артикуляционного аппарата для правильного произношения звука, в первичном его постановки и закрепления звука в устной речи.
Вторую группу составляют школьники, у которых имеет место не сформированность всей звуковой стороны (фонетико-фонематическое недоразвитие).
Типичным для произношения учащихся этой группы являются замена и смешение фонем, сходных по звучанию или артикуляции (звонких – глухих, твердых – мягких и т.д.).
Приведу некоторые примеры типичных ошибок:
- среди свистящих и шипящих:
«суба» - шуба
«жамок» замок
- среди звонких и глухих:
«бараход» - пароход
«вражок» - флажок
- среди сонорных р и л:
«лубашка» - рубашка
«рожка» - ложка
- среди мягких и твердых:
«Васа» - Вася
«клуква» - клюква.
Наряду со специфическими ошибками наблюдаются и такие, как пропуск букв, добавление, перестановка, замена букв по графическому сходству.
Чтение у таких детей характеризуется замедленным темпом, так как они часто «застревают» на чтение отдельных букв, слов.
Система преодоления фонетико-фонематического недоразвития предусматривает два взаимосвязанных направления работы:
- коррекция произношения, т.е. постановку и уточнение артикуляции звуков, при обозначении которых буквы заменяются на письме, различение их на слух;
- последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова на основе развития фонематических процессов.
Например, можно предложить следующие упражнения:
- в словах зима, башня замени первую букву – замени последнюю букву, замени первый слог, подбери слова по гласным и т.д.
Третью группу составляют учащиеся, у которых нарушение распространяется как на звуковую, так и смысловую сторону речи.
Дети с глубоким недоразвитием речи (от полного отсутствия речи, до лепета) в общеобразовательную школу попадают редко. Чаще среди учащихся можно наблюдать детей у которых общее недоразвитие речи менее выражено.
Ребенок может ответить на вопросы, составить элементарный рассказ по картинке, фрагментарно пересказать прочитанное, рассказать о волнующих его событиях. Однако, при выполнении специальных заданий, требовании развернутых ответов по определенной учебной теме и с использованием определенной формы высказывании (доказательства рассуждение) – у таких детей выявляется недостаточное развитие языковых средств.
Речь их в целом зачастую невнятна. Они не договаривают окончания, предлоги. Словарный запас у них ограниченный. У них низкий уровень способности строить предложения.
Встречаются ошибки на употребление падежных окончаний.
Вот некоторые примеры, взятые из письменных работ детей:
«Коска играет клубок» (Кошка играет клубком)
«Крыльса лужи» (У крыльца лужи).
Для третьей группы необходимо устранить у детей – дефекты произношения; сформировать у них полноценные фонематические представления; уточнить значения слов имеющегося словарного запаса и систематически обогащать его на основе овладения способами словообразования; проводить работу по активизации словарного запаса; сформировать умение свободно оперировать моделями синтасических конструкций; развивать связную (последовательную и логическую) речь.
Предлагаю Вам упражнения, которые помогут на уроках чтения и развития речи.
- «Слова зовут на помощь». На доске записаны слова, которые «склеились между собой». Помогите им «освободиться».
- Вот девять слов (зачитываются слова): река, дерево, стол, дождь, корзина, корабль, ежик, книга, солнце. Смогли бы вы их запомнить? Наверное, нет. Но если связать их в рассказ да еще и представить себе все происходящее совсем другое дело.
- Подбор слов – ассоциации. Доска делится на четыре части. В центре слово «животные». Ученикам предлагается записать:
- в правом верхнем углу доски слова – ассоциации, обозначающие предмет;
- в правом нижнем углу доски слова – ассоциации, обозначающие признак предмета;
- в левом нижнем углу доски слова – ассоциации, обозначающие слова действия;
- в левом верхнем углу доски слова помощники (Где можно увидеть этих животных? Где они живут.).
При выполнении этих четырех заданий у детей, кроме прочего, формируется навык ориентировки в пространстве.
Когда все слова – ассоциации записаны, ученикам предлагается составить небольшой рассказ из 2-3 предложений. Затем эти предложения записываются в тетрадь.
- «Сосчитай, сколько слов…» Учитель читает небольшой текст. Задание: Сосчитать, сколько слов в нем начинается или заканчивается на определенный звук. Затем предлагается пересказать услышанное.
В работе мне очень помогает пальчиковая гимнастика.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоровительную методику воздействия на руки.
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает активность головного мозга, массаж указательного положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного на печень и почки, мизинца – на сердце.
Вот одно из простейших упражнений.
Птенчики в гнезде.
Улетела птица – мать
Малышам жучков искать.
Ждут малютки птицы
Мамины гостинцы.
(Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде. )
Мозговая гимнастика может очень помочь ребенку на уроке.
«Качание головой» (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону. Выполнять 30 секунд.
«Ленивые восьмерки» (упражнение активирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по 3 раза каждой рукой, затем обеими руками и т.д.
Также могу порекомендовать использовать в работе гимнастику для глаз, ног, ароматерапию, сказотерапию, КСО (коллективные способы обучения), рисование «страхов», артикуляционная гимнастика, дыхательно-голосовые упражнения, пить витаминный чай. Более подробно вы можете прочитать в книгах, которые у меня указаны в списке «литература».
Литература
- Валиуллина Г.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. – Набережные Челны; 2007 г.
- Визель Т.Г. Речь и проблемы общения у детей. М.: «Тринити», 2005.
- Компаниец О.Б. Факторы девиантного поведения школьников. Набережные Челны. 2002.
- Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети. СПб.: Речь. 2007.
- Реут М.Н. Инновационная деятельность в коррекционной педагогике. Казань. 2005.
- Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. – М.: Айрис – пресс, 2005.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. – М.: Родничок, 1999.
- Строганов Л.В. Подсказки учителю в коррекционной работе с младшими школьниками. М.: «Центр педагогического образования», 2007.
- Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
- Шматко Н.Д. Дети с отклонениями в развитии. М.: «Аквариум», 2001.
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М.: Когито-центр, 1996