Пояснительная записка
Декоративно-прикладное искусство доступно для понимания детей, его красота и естественность пробуждает любовь к природе, интерес к истории и культуре своей Родины. Оно рассматривается как одно из средств развития активности детей, эстетического отношения детей к действительности и дает руководителю кружка немало конкретного материала в помощь его учебно-воспитательной работе на занятиях, в трудовой и художественной деятельности школьников.
Занятия кружка только в том случае дадут хорошие результаты, если они будут проводиться систематически, по специально разработанному плану, который составлен на основе программы, учитывающей возрастные особенности детей и развитие их умений и навыков.
Декоративно-прикладная работа с использованием природных материалов помогает решению проблемы нравственного воспитания детей, прививает чувство любви и бережного отношения к природе и приучает детей видеть в ней источник приобщения к искусству. В общении с природой, при правильном использовании природных материалов у детей развивается эстетическое, художественное восприятие окружающей действительности. Кроме того, декоративно-прикладная работа способствует приобретению детьми определенных трудовых умений и навыков.
Основные задачи:
- обучение детей основам декоративно-прикладной работы и на этой основе формирование трудовых умений и навыков;
- обучение детей приемам обработки различных материалов – бумаги, картона, глины, ткани – с целью выполнения художественных изделий;
- обучение детей рисованию с натуры форм живой природы (листьев, цветов, ягод и т.д.) с последующей стилизацией и на этой основе развитие у них зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения;
- развитие у детей эстетического восприятия, художественного вкуса;
- развитие художественно-творческих способностей детей;
- воспитание у детей интереса и любви к декоративно-прикладной работе, народному искусству;
- привлечение учащихся к изучению литературы с целью получения новых знаний по истории Руси;
- учить представлять свои работы на выставках, проводить экскурсии с демонстрацией.
В целом занятия в кружке «К истокам русской старины» призваны способствовать расширению комплекса задач по нравственному, патриотическому, трудовому и эстетическому воспитанию школьников.
Кружок «К истокам русской старины» объединяет 1-11 классы.
Наряду с фронтальной, особое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми, т. к. это связано с возрастными и психологическими особенностями школьников. То есть важно индивидуализировать занятия с учетом развития двигательных навыков и художественно-творческих способностей.
В процессе занятий в кружке у учащихся вырабатывается умение доводить начатое дело до конца, прививать основы культуры труда. На занятиях дети познают законы симметрии, ритма, цветовой гармонии. У них формируется понятие о красоте узоров и орнаментов. При работе над орнаментами школьники знакомятся с узорами и изделиями мастеров Городца, Полхов-Майдана, Жостова, Хохломы, Палеха и другими приемами образной трактовки растительно-цветочных и геометрических мотивов.
В процессе занятий следует проводить беседы о народных художественных промыслах, показывать образцы декоративных изделий, фотографии старинной одежды и т.д. Желательно организовать конкурсы, выставки, тематические праздники.
В конце года целесообразно организовать отчетную выставку работ кружковцев с награждением за лучшие работы.
Содержание тем курса
70 часов
Славяне
- Кто такие славяне.
- Поселения и жилища. Хозяйство древних славян.
- Быт и основные занятия русских людей.
Практические занятия. Реконструкция славянского поселения (миниатюра). Работа с природным материалом.
Народные праздники
- Календарные народные праздники (Новый год, Рождество, Святки, Масленица).
- Календарные народные праздники (Благовещение, Пасха, Семик).
- Календарные народные праздники (Духов день, Иван Купала, день Ильи-пророка, Покров Богородицы).
Практические занятия. Изготовление книжек-раскрасок для детей дошкольного возраста. Изготовление сувениров к Пасхе. Папье-маше. Работа с бумагой.
Как одевались на Руси
- Из истории мужской и женской одежды.
- Из истории мужской и женской обуви.
- Из истории головных уборов.
- Этапы создания одежды. Прялка.
- Мужской костюм. Обувь. Прическа. Головной убор.
- Женский костюм.
Практические занятия. Изготовление мужской и женской одежды на кукол. Изготовление мужской и женской обуви. Изготовление головных уборов. Работа с кожей, мехом, тканью, папье-маше.
Украсим свою жизнь!
- Орнамент.
- Древние символы в орнаменте (дерево жизни).
- Древние символы в орнаменте (цветы, травы).
- Образы животных в народном искусстве (птица).
- Образы животных в народном искусстве (конь, единорог).
- Образы животных в народном искусстве (семарглы, собака, волк, лев, змея).
Практические занятия. Составление орнамента. Работа с бумагой. Рисование.
Декоративно-прикладное искусство
- Декоративно-прикладное искусство.
- Гончарное искусство.
- Лаковая миниатюра.
- Художественные лаки. Жостово.
- Резьба по дереву.
- Вышивка. Искусство бисерного плетения.
- Чудесный рисунок волшебной травы
Практические занятия. Изготовление посуды. Папье-маше, роспись. Вышивка крестом. Изготовление сувениров из бисера.
Русская народная игрушка
- Русская народная игрушка. Глиняная игрушка.
- Деревянная игрушка.
- Секреты русского сувенира
- «Ярилины хороводы». Игрушка из соломы.
Практические занятия. Изготовление игрушек-сувениров. Папье-маше, роспись. Изготовление игрушек из ниток.
Отчётная выставка работ.
Примерный тематический план
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | В том числе | |
теоретических занятий | практической работы | |||
Раздел 1. Славяне | 5 | |||
1 | Кто такие славяне. | 1 | - | |
2 | Поселения и жилища. Хозяйство древних славян. | 1 | 1 | |
3 | Быт и основные занятия русских людей. | 1 | 1 | |
Раздел 2. Народные праздники | 6 | |||
4 | Календарные народные праздники (Новый год, Рождество, Святки, Масленица). | 1 | 1 | |
5 | Календарные народные праздники (Благовещение, Пасха, Семик). | 1 | 1 | |
6 | Календарные народные праздники (Духов день, Иван Купала, день Ильи-пророка, Покров Богородицы). | 1 | 1 | |
Раздел 3. Как одевались на Руси | 16 | |||
7 | Из истории мужской и женской одежды. | 1 | 1 | |
8 | Из истории мужской и женской обуви. | 1 | 1 | |
9 | Из истории головных уборов. | 1 | 1 | |
10 | Этапы создания одежды. Прялка. | 1 | 2 | |
11 | Мужской костюм. Обувь. Прическа. Головной убор. | 1 | 2 | |
12 | Женский костюм. | 1 | 3 | |
Раздел 4. Украсим свою жизнь! | 12 | |||
13 | Орнамент. | 1 | 1 | |
14 | Древние символы в орнаменте (дерево жизни). | 1 | 1 | |
15 | Древние символы в орнаменте (цветы, травы). | 1 | 1 | |
16 | Образы животных в народном искусстве (птица). | 1 | 1 | |
17 | Образы животных в народном искусстве (конь, единорог). | 1 | 1 | |
18 | Образы животных в народном искусстве (семарглы, собака, волк, лев, змея). | 1 | 1 | |
Раздел 5. Декоративно-прикладное искусство | 19 | |||
19 | Декоративно-прикладное искусство. | 1 | 1 | |
20 | Гончарное искусство. | 1 | 2 | |
21 | Лаковая миниатюра. | 1 | 2 | |
22 | Художественные лаки. Жостово. | 1 | 2 | |
23 | Резьба по дереву. | 1 | 1 | |
24 | Вышивка. Искусство бисерного плетения. | 1 | 2 | |
25 | Чудесный рисунок волшебной травы. | 1 | 2 | |
Раздел 6. Русская народная игрушка | 11 | |||
26 | Русская народная игрушка. Глиняная игрушка. | 1 | 2 | |
27 | Деревянная игрушка. | 1 | 1 | |
28 | Секреты русского сувенира. | 1 | 3 | |
29 | «Ярилины хороводы». Игрушка из соломы. | 1 | 1 | |
30 | Отчётная выставка работ. | - | 1 | |
Итого: | 70 | 29 | 41 |
Приложение - В архиве лекции с 2 по 9.
Список литературы
I. Славяне
- Афанасьев, А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. — М.: Современный писатель, 1995.
- Забылин, М. Русский народ. Его обычаи, предания, обряды и суеверия / М. Забылин. – М.: Вече, 2006.
- Мифы народов мира : энциклопедия в 2 т. – М.: Сов. энциклопедия, 1991.
- Петрухин, В. Славяне / В. Петрухин. – М.: Росмэн, 1997. – 114 с.
- Родина : Славянский мир: общность и многообразие : Тем. вып. – 2006. - № 4. – 144 с.
- Энциклопедия русских обычаев. – М.: Вече, 2004.
II. Декоративно-прикладное искусство
- Абросимова, А. А. Художественная резьба по дереву, кости и рогу / А. А. Абросимова, Н. И. Каплан, Т. Б. Митлянская. – 2-е изд., перераб. – М.: Высш. школа, 1984. – 159 с.
- Алексахин, Н. Н. Голубая сказка / Н. Н. Алексахин. – М.: Народное образование, 1996. – 112 с.
- Андреева, И. Роспись дымковской игрушки / И. Андреева // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 6-7.
- Байдек, Е. Декоративно-прикладное творчество. Хохлома. Городец. Гжель. Дымково / Е. Байдек // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 12-13.
- Барадулин, В. А. Подсобные промыслы России / В. А. Барадулин, В. Т. Сидоренко. – М.: Россельхозиздат, 1982. – 112 с.
- Дайн, Г. Л. Русская народная игрушка / Г. Л. Дайн. – М.: Легкая промышленность, 1981. – 192 с.
- Динцес, Г. А. Русская глиняная игрушка / Г. А. Динцес. – М.; Л., 1936.
- Елкин, В. Н. Дерево рассказывает сказки / В. Н. Елкин. – Изд-е 2-е, доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1978. – 111 с.
- Иванушкина, М. Знакомство с Хохломой / М. Иванушкина // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 3-4.
- Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. — М.: Сов. Россия, 1990 .
- Искусство Гжели / авт.-сост. Н. А. Якимнух. – М.: Сов. Россия, 1985. – 167 с.
- Искусство Палеха. – М.: Изо, 1982. – 16 откр.
- Кириченко, Т. Н. Дымково / Т. Н. Кириченко // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 8-9.
- Кузнецова, О. Филимоновская игрушка / О. Кузнецова // Народное творчество. – 2006. – № 1. – С. 21-23.
- Купцов, И. И. Родина Жар-птицы : альбом / И. И. Купцов. – М.: Сов. Россия, 1983. – 174 с.
- Ларин, О. И. Поклонись дереву / О. И. Ларин. – М: Молодая гвардия, 1985. – 128 с.
- Маерова, К. Русское народное прикладное искусство / К. Маерова, К. Дубинская. – М.: Русский язык, 1990. – 272 с.
- Матрешка : альбом / ред. А. Обрывалин, Ю. Тюрин. – М.: Сов. Россия, 1969. – 108 с.
- Махотенко, И. Чудесный рисунок волшебной травы / И. Махотенко // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 5.
- Миловский, А. С. Скачи, добрый единорог : очерки / А. С. Миловский. – М.: Детская литература, 1986. – 191 с.
- Мищенко, В. Дудочники и горшечники / В. Мищенко // Родина. – 2001. - № 4. – С. 106-107.
- Народные художественные промыслы / О. С. Попова, Н. С. Королева, Д. А. Чирков и др. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. – 192 с.
- Народные художественные промыслы СССР : альбом. – М.: Сов. художник, 1983. – 366 с.
- Некрасова, М. А. Искусство Палеха / М. А. Некрасова. – М.: Сов. художник, 1966. – 322 с.
- Петрова, Е. Городецкая роспись / Е. Петрова // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 10-11.
- Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея / ред.-сост. И. Я. Богуславская. – Л.: Художник РСФСР, 1984. – 255 с.
- Русское народное резное и расписное дерево. – М.: Сов. Россия, 1985.
- Секреты русского сувенира : из истории // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 11. – С. 56-60.
- Соколова, М. С. Художественная роспись по дереву: Технология народных художественных промыслов / М. С. Соколова. – М., 2002.
- Старикова, В. В. «Скрутим куклу ладную, милую, нарядную» / В. В. Старикова // Начальная школа плюс До и После. – 2008- № 4. – С. 78-79.
- Швейцер, Н. Народные промыслы / Н. Швейцер // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 16-17.
III. Русский национальный костюм
- Киреева, Е. В. История костюма / Е. В. Киреева. — М.: Просвещение, 1976.
- Русский народный костюм. – М.: Сов. Россия, 1989. – 311 с.
- Соснина, Н. Русский традиционный костюм : иллюстрированная энциклопедия / Н. Соснина, И. Шангина. – СПб.: Искусство-СПб, 2006. – 400 с.
IV. Русские народные праздники
- Адрианова, О. Ю. Живая связь времен / О. Ю. Адрианова, М. А. Иванова // Ребенок в детском саду. – 2006. - № 1. – С. 67-69.
- Аксюченко, В. Н. Праздник русской матрешки / В. Н. Аксюченко, С. А. Жданкина // Начальная школа. – 2002. - № 9. – С. 92-95.
- Бердникова, Н. Праздник Рождества Христова / Н. Бердникова // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 12. – С. 8-10.
- Волкова, Т. А. Вспомним нашу старину / Т. А. Волкова, С. Б. Маринина, Т. Н. Осипова // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 21-23.
- Драненко, Л. С. Праздник русской матрешки / Л. С. Драненко // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 14-15.
- Замятина, Т. Семик / Т. Замятина // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 7. – С. 45-49.
- Знакомство детей с русским народным творчеством : Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 400 с.
- Кобозева, М. А. Проводы зимы на Руси / М. А. Кобозева // Начальная школа плюс До и После. – 2005. - № 1. – С. 75-77.
- Козлова, С. Б. Нижегородская ярмарка / С. Б. Козлова // Начальная школа. – 2004. - № 2. – С. 46-51.
- Мамеко, И. М. День рождения леса / И. М. Мамеко // Ребенок в детском саду. – 2005. - № 1. – С. 81-85.
- Мамеко, И. М. Пасхальный звон : семейные посиделки / И. М. Мамеко // Ребенок в детском саду. – 2005. - № 2. – С. 73-76.
- Мугалова, Ш. Ярмарка / Ш. Мугалова // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 18-20.
- Науменко, Г. Зимушка-зима / Г. Науменко // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 12. – С. 102-113.
- Науменко, Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе : Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции / Г. М. Науменко. – М.: Липпа-Пресс, 2000. – 224 с.
- Обрядовая поэзия. Календарный фольклор. – М.: Русская книга, 1997. – (Библиотека русского фольклора).
- От зимы до осени : Фольклорный праздник в школе / сост. Г. Науменко, З. Новлянская. – М.: Детская литература, 1979. – 192 с.
- Панкеев, И. А. Русские праздники / И. А. Панкеев. – М.: Яуза, 1999.
- Степанов, Н. П. Народные праздники на Святой Руси / Н. П. Степанов. — М.: Российский раритет, 1992.
- Тыртышная, М. «Сударыня Масленица» / М. Тыртышная // Воспитание школьников. – 2005. - № 1. – С. 72-75.
- Шанский, В. Н. Зимний цикл народно-православных праздников / В. Н. Шанский // Начальная школа. – 2004. - № 1. – С. 100-108.
- Шарковская, И. А. «Пошла коляда с конца да в конец» / И. А. Шарковская // Ребенок в детском саду. – 2006.- № 6. – С. 67-70.