Программа кружка "К истокам русской старины"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Декоративно-прикладное искусство доступно для понимания детей, его красота и естественность пробуждает любовь к природе, интерес к истории и культуре своей Родины. Оно рассматривается как одно из средств развития активности детей, эстетического отношения детей к действительности и дает руководителю кружка немало конкретного материала в помощь его учебно-воспитательной работе на занятиях, в трудовой и художественной деятельности школьников.

Занятия кружка только в том случае дадут хорошие результаты, если они будут проводиться систематически, по специально разработанному плану, который составлен на основе программы, учитывающей возрастные особенности детей и развитие их умений и навыков.

Декоративно-прикладная работа с использованием природных материалов помогает решению проблемы нравственного воспитания детей, прививает чувство любви и бережного отношения к природе и приучает детей видеть в ней источник приобщения к искусству. В общении с природой, при правильном использовании природных материалов у детей развивается эстетическое, художественное восприятие окружающей действительности. Кроме того, декоративно-прикладная работа способствует приобретению детьми определенных трудовых умений и навыков.

Основные задачи:

  • обучение детей основам декоративно-прикладной работы и на этой основе формирование трудовых умений и навыков;
  • обучение детей приемам обработки различных материалов – бумаги, картона, глины, ткани – с целью выполнения художественных изделий;
  • обучение детей рисованию с натуры форм живой природы (листьев, цветов, ягод и т.д.) с последующей стилизацией и на этой основе развитие у них зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения;
  • развитие у детей эстетического восприятия, художественного вкуса;
  • развитие художественно-творческих способностей детей;
  • воспитание у детей интереса и любви к декоративно-прикладной работе, народному искусству;
  • привлечение учащихся к изучению литературы с целью получения новых знаний по истории Руси;
  • учить представлять свои работы на выставках, проводить экскурсии с демонстрацией.

В целом занятия в кружке «К истокам русской старины» призваны способствовать расширению комплекса задач по нравственному, патриотическому, трудовому и эстетическому воспитанию школьников.

Кружок «К истокам русской старины» объединяет 1-11 классы.

Наряду с фронтальной, особое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми, т. к. это связано с возрастными и психологическими особенностями школьников. То есть важно индивидуализировать занятия с учетом развития двигательных навыков и художественно-творческих способностей.

В процессе занятий в кружке у учащихся вырабатывается умение доводить начатое дело до конца, прививать основы культуры труда. На занятиях дети познают законы симметрии, ритма, цветовой гармонии. У них формируется понятие о красоте узоров и орнаментов. При работе над орнаментами школьники знакомятся с узорами и изделиями мастеров Городца, Полхов-Майдана, Жостова, Хохломы, Палеха и другими приемами образной трактовки растительно-цветочных и геометрических мотивов.

В процессе занятий следует проводить беседы о народных художественных промыслах, показывать образцы декоративных изделий, фотографии старинной одежды и т.д. Желательно организовать конкурсы, выставки, тематические праздники.

В конце года целесообразно организовать отчетную выставку работ кружковцев с награждением за лучшие работы.

Содержание тем курса
70 часов

Славяне

  1. Кто такие славяне.
  2. Поселения и жилища. Хозяйство древних славян.
  3. Быт и основные занятия русских людей.

Практические занятия. Реконструкция славянского поселения (миниатюра). Работа с природным материалом.

Народные праздники

  1. Календарные народные праздники (Новый год, Рождество, Святки, Масленица).
  2. Календарные народные праздники (Благовещение, Пасха, Семик).
  3. Календарные народные праздники (Духов день, Иван Купала, день Ильи-пророка, Покров Богородицы).

Практические занятия. Изготовление книжек-раскрасок для детей дошкольного возраста. Изготовление сувениров к Пасхе. Папье-маше. Работа с бумагой.

Как одевались на Руси

  1. Из истории мужской и женской одежды.
  2. Из истории мужской и женской обуви.
  3. Из истории головных уборов.
  4. Этапы создания одежды. Прялка.
  5. Мужской костюм. Обувь. Прическа. Головной убор.
  6. Женский костюм.

Практические занятия. Изготовление мужской и женской одежды на кукол. Изготовление мужской и женской обуви. Изготовление головных уборов. Работа с кожей, мехом, тканью, папье-маше.

Украсим свою жизнь!

  1. Орнамент.
  2. Древние символы в орнаменте (дерево жизни).
  3. Древние символы в орнаменте (цветы, травы).
  4. Образы животных в народном искусстве (птица).
  5. Образы животных в народном искусстве (конь, единорог).
  6. Образы животных в народном искусстве (семарглы, собака, волк, лев, змея).

Практические занятия. Составление орнамента. Работа с бумагой. Рисование.

Декоративно-прикладное искусство

  1. Декоративно-прикладное искусство.
  2. Гончарное искусство.
  3. Лаковая миниатюра.
  4. Художественные лаки. Жостово.
  5. Резьба по дереву.
  6. Вышивка. Искусство бисерного плетения.
  7. Чудесный рисунок волшебной травы

Практические занятия. Изготовление посуды. Папье-маше, роспись. Вышивка крестом. Изготовление сувениров из бисера.

Русская народная игрушка

  1. Русская народная игрушка. Глиняная игрушка.
  2. Деревянная игрушка.
  3. Секреты русского сувенира
  4. «Ярилины хороводы». Игрушка из соломы.

Практические занятия. Изготовление игрушек-сувениров. Папье-маше, роспись. Изготовление игрушек из ниток.

Отчётная выставка работ.

Примерный тематический план

№ п/п Тема занятия Всего часов В том числе
теоретических занятий практической работы
Раздел 1. Славяне 5    
Кто такие славяне.   1 -
Поселения и жилища. Хозяйство древних славян.   1 1
3 Быт и основные занятия русских людей.   1 1
Раздел 2. Народные праздники 6    
Календарные народные праздники (Новый год, Рождество, Святки, Масленица).   1 1
Календарные народные праздники (Благовещение, Пасха, Семик).   1 1
Календарные народные праздники (Духов день, Иван Купала, день Ильи-пророка, Покров Богородицы).   1 1
Раздел 3. Как одевались на Руси 16    
Из истории мужской и женской одежды.   1 1
Из истории мужской и женской обуви.   1 1
Из истории головных уборов.   1 1
10  Этапы создания одежды. Прялка.   1 2
11  Мужской костюм. Обувь. Прическа. Головной убор.   1 2
12  Женский костюм.   1 3
Раздел 4. Украсим свою жизнь! 12    
13  Орнамент.   1 1
14  Древние символы в орнаменте (дерево жизни).   1 1
15  Древние символы в орнаменте (цветы, травы).   1 1
16  Образы животных в народном искусстве (птица).   1 1
17  Образы животных в народном искусстве (конь, единорог).   1 1
18  Образы животных в народном искусстве (семарглы, собака, волк, лев, змея).   1 1
Раздел 5. Декоративно-прикладное искусство 19    
19  Декоративно-прикладное искусство.   1 1
20  Гончарное искусство.   1 2
21  Лаковая миниатюра.   1 2
22  Художественные лаки. Жостово.   1 2
23  Резьба по дереву.   1 1
24  Вышивка. Искусство бисерного плетения.   1 2
25  Чудесный рисунок волшебной травы.   1 2
 Раздел 6. Русская народная игрушка 11    
26  Русская народная игрушка. Глиняная игрушка.   1 2
27  Деревянная игрушка.   1 1
28  Секреты русского сувенира.   1 3
29  «Ярилины хороводы». Игрушка из соломы.   1 1
30  Отчётная выставка работ.   - 1
Итого: 70 29 41

Приложение - В архиве лекции с 2 по 9.

Список литературы

I. Славяне

  1. Афанасьев, А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. — М.: Современный писатель, 1995.
  2. Забылин, М. Русский народ. Его обычаи, предания, обряды и суеверия / М. Забылин. – М.: Вече, 2006.
  3. Мифы народов мира : энциклопедия в 2 т. – М.: Сов. энциклопедия, 1991.
  4. Петрухин, В. Славяне / В. Петрухин. – М.: Росмэн, 1997. – 114 с.
  5. Родина : Славянский мир: общность и многообразие : Тем. вып. – 2006. - № 4. – 144 с.
  6. Энциклопедия русских обычаев. – М.: Вече, 2004.

II. Декоративно-прикладное искусство

  1. Абросимова, А. А. Художественная резьба по дереву, кости и рогу / А. А. Абросимова, Н. И. Каплан, Т. Б. Митлянская. – 2-е изд., перераб. – М.: Высш. школа, 1984. – 159 с.
  2. Алексахин, Н. Н. Голубая сказка / Н. Н. Алексахин. – М.: Народное образование, 1996. – 112 с.
  3. Андреева, И. Роспись дымковской игрушки / И. Андреева // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 6-7.
  4. Байдек, Е. Декоративно-прикладное творчество. Хохлома. Городец. Гжель. Дымково / Е. Байдек // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 12-13.
  5. Барадулин, В. А. Подсобные промыслы России / В. А. Барадулин, В. Т. Сидоренко. – М.: Россельхозиздат, 1982. – 112 с.
  6. Дайн, Г. Л. Русская народная игрушка / Г. Л. Дайн. – М.: Легкая промышленность, 1981. – 192 с.
  7. Динцес, Г. А. Русская глиняная игрушка / Г. А. Динцес. – М.; Л., 1936.
  8. Елкин, В. Н. Дерево рассказывает сказки / В. Н. Елкин. – Изд-е 2-е, доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1978. – 111 с.
  9. Иванушкина, М. Знакомство с Хохломой / М. Иванушкина // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 3-4.
  10. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. — М.: Сов. Россия, 1990 .
  11. Искусство Гжели / авт.-сост. Н. А. Якимнух. – М.: Сов. Россия, 1985. – 167 с.
  12. Искусство Палеха. – М.: Изо, 1982. – 16 откр.
  13. Кириченко, Т. Н. Дымково / Т. Н. Кириченко // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 8-9.
  14. Кузнецова, О. Филимоновская игрушка / О. Кузнецова // Народное творчество. – 2006. – № 1. – С. 21-23.
  15. Купцов, И. И. Родина Жар-птицы : альбом / И. И. Купцов. – М.: Сов. Россия, 1983. – 174 с.
  16. Ларин, О. И. Поклонись дереву / О. И. Ларин. – М: Молодая гвардия, 1985. – 128 с.
  17. Маерова, К. Русское народное прикладное искусство / К. Маерова, К. Дубинская. – М.: Русский язык, 1990. – 272 с.
  18. Матрешка : альбом / ред. А. Обрывалин, Ю. Тюрин. – М.: Сов. Россия, 1969. – 108 с.
  19. Махотенко, И. Чудесный рисунок волшебной травы / И. Махотенко // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 5.
  20. Миловский, А. С. Скачи, добрый единорог : очерки / А. С. Миловский. – М.: Детская литература, 1986. – 191 с.
  21. Мищенко, В. Дудочники и горшечники / В. Мищенко // Родина. – 2001. - № 4. – С. 106-107.
  22. Народные художественные промыслы / О. С. Попова, Н. С. Королева, Д. А. Чирков и др. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. – 192 с.
  23. Народные художественные промыслы СССР : альбом. – М.: Сов. художник, 1983. – 366 с.
  24. Некрасова, М. А. Искусство Палеха / М. А. Некрасова. – М.: Сов. художник, 1966. – 322 с.
  25. Петрова, Е. Городецкая роспись / Е. Петрова // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 10-11.
  26. Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея / ред.-сост. И. Я. Богуславская. – Л.: Художник РСФСР, 1984. – 255 с.
  27. Русское народное резное и расписное дерево. – М.: Сов. Россия, 1985.
  28. Секреты русского сувенира : из истории // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 11. – С. 56-60.
  29. Соколова, М. С. Художественная роспись по дереву: Технология народных художественных промыслов / М. С. Соколова. – М., 2002.
  30. Старикова, В. В. «Скрутим куклу ладную, милую, нарядную» / В. В. Старикова // Начальная школа плюс До и После. – 2008- № 4. – С. 78-79.
  31. Швейцер, Н. Народные промыслы / Н. Швейцер // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 16-17.

III. Русский национальный костюм

  1. Киреева, Е. В. История костюма / Е. В. Киреева. — М.: Просвещение, 1976.
  2. Русский народный костюм. – М.: Сов. Россия, 1989. – 311 с.
  3. Соснина, Н. Русский традиционный костюм : иллюстрированная энциклопедия / Н. Соснина, И. Шангина. – СПб.: Искусство-СПб, 2006. – 400 с.

IV. Русские народные праздники

  1. Адрианова, О. Ю. Живая связь времен / О. Ю. Адрианова, М. А. Иванова // Ребенок в детском саду. – 2006. - № 1. – С. 67-69.
  2. Аксюченко, В. Н. Праздник русской матрешки / В. Н. Аксюченко, С. А. Жданкина // Начальная школа. – 2002. - № 9. – С. 92-95.
  3. Бердникова, Н. Праздник Рождества Христова / Н. Бердникова // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 12. – С. 8-10.
  4. Волкова, Т. А. Вспомним нашу старину / Т. А. Волкова, С. Б. Маринина, Т. Н. Осипова // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 21-23.
  5. Драненко, Л. С. Праздник русской матрешки / Л. С. Драненко // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 14-15.
  6. Замятина, Т. Семик / Т. Замятина // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 7. – С. 45-49.
  7. Знакомство детей с русским народным творчеством : Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 400 с.
  8. Кобозева, М. А. Проводы зимы на Руси / М. А. Кобозева // Начальная школа плюс До и После. – 2005. - № 1. – С. 75-77.
  9. Козлова, С. Б. Нижегородская ярмарка / С. Б. Козлова // Начальная школа. – 2004. - № 2. – С. 46-51.
  10. Мамеко, И. М. День рождения леса / И. М. Мамеко // Ребенок в детском саду. – 2005. - № 1. – С. 81-85.
  11. Мамеко, И. М. Пасхальный звон : семейные посиделки / И. М. Мамеко // Ребенок в детском саду. – 2005. - № 2. – С. 73-76.
  12. Мугалова, Ш. Ярмарка / Ш. Мугалова // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 18-20.
  13. Науменко, Г. Зимушка-зима / Г. Науменко // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 12. – С. 102-113.
  14. Науменко, Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе : Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции / Г. М. Науменко. – М.: Липпа-Пресс, 2000. – 224 с.
  15. Обрядовая поэзия. Календарный фольклор. – М.: Русская книга, 1997. – (Библиотека русского фольклора).
  16. От зимы до осени : Фольклорный праздник в школе / сост. Г. Науменко, З. Новлянская. – М.: Детская литература, 1979. – 192 с.
  17. Панкеев, И. А. Русские праздники / И. А. Панкеев. – М.: Яуза, 1999.
  18. Степанов, Н. П. Народные праздники на Святой Руси / Н. П. Степанов. — М.: Российский раритет, 1992.
  19. Тыртышная, М. «Сударыня Масленица» / М. Тыртышная // Воспитание школьников. – 2005. - № 1. – С. 72-75.
  20. Шанский, В. Н. Зимний цикл народно-православных праздников / В. Н. Шанский // Начальная школа. – 2004. - № 1. – С. 100-108.
  21. Шарковская, И. А. «Пошла коляда с конца да в конец» / И. А. Шарковская // Ребенок в детском саду. – 2006.- № 6. – С. 67-70.