Сценарий урока "Речевой этикет"

Разделы: Русский язык


Пеппи (кричит): Ружье наперевес! Рота, шагом марш! (Улыбается во весь рот) Дело в том, что я невероятно застенчива, и если сама себе не скомандовала, то и сейчас еще топталась бы за сценой, не решаясь выйти). Здорово, ребята!

Мэри Попинс: Девочка, а вы знаете, что так здороваться неприлично!

Пеппи: А как надо?

Мэри Попинс: Давай спросим у ребят! (ответ)

Для чего люди приветствуют друг друга? Для чего люди изобрели приветствие?

Мэри Попинс: Давайте позовем на помощь Мальвину! Она вместе с ребятами поможет ответить на этот вопрос!

Мальвина: Здравствуйте, ребята! Я знаю одно стихотворение А. Яшина про приветствие!

С ДОБРЫМ УТРОМ!

Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным –
"С добрым утром!"
"Добрый вечер!"
"Доброй ночи – говорим.

Если к чаю иль к обеду
В дом войдем –
Не любо, что ль,
Поклонясь, сказать соседям:
"Чай да сахар!"
"Хлеб да соль!"

Не от тяги к суесловью,
И сложилось не вчера
Это братское, с любовью
Пожелание здоровья,
Пожелание добра.

Хорошо и в путь-дорогу
По обычаю начать:
У родимого порога
Посидеть и помолчать.

Не спешу с моралью строгой,
Коль в дорогу кто-нибудь
По привычке скажет:
"С Богом!"
"С Богом" – тоже:
"В добрый путь!"

От души желаю счастья
Всем товарищам своим,
Молодым-в любви согласья,
Долголетья-пожилым,
Рыболовам, звероловам –
Теплой ночи у костра,
И-богатого улова,
И ни пуха, ни пера.

Даже стае журавлиной,
Улетающей от нас,
По обычаям старинным
Мы кричим:
"В счастливый путь!"

И живется вроде лучше,
И на сердце веселей,
Коль другим благополучья
Пожелаешь на земле.

Учитель: Как ребята могли забыть о волшебных словах! (входит в задумчивости и видит героев)

Герои: Почему вы озадачены?

Учитель: Был проведен опрос, среди учеников 7-8 классов, и первый вопрос звучал так: "Как вы обычно здороваетесь с друзьями и с незнакомым человеком? Вот ответы: Здравствуйте, добрый день, здрасте, привет, здорово."

Мэри Попинс: Русский язык выработал приветствия как форму пожелания. Посмотрите, какие в XIX веке были приветствия, зафиксированные словаре Даля.

"Идет человек и видит: жнут хлеб. Он говорит: "С двумя полями сжатыми и с тремя – засеянными". Видит – молотьба идет. Он говорит: "По сто на день, по тысяче на неделю". Видит женщина воду несет. Говорит: "Свеженького тебе!" Посмотрите – абсолютно всюду шли пожелания богатства, пожелания добра. Человеку работающему всегда говорили: "Бог в помощь!" Человеку, сидящему за столом, всегда говорили: "Хлеб да соль. Приятного аппетита!" И даже говорили: "Чай да сахар!"

Это все пожелания, которые идут вместе с приветствием. Это все-внимание к другому человеку. Наше "здравствуйте","привет","как дела?","ну, пока"... Нам некогда, и поэтому мы не обращаем внимания на то, зачем существуют разные формы нашего приветствия. Они существуют не только для того, чтобы показать, что мы друг с другом знакомы, они существуют для демонстрации доброжелательного отношения к человеку.

Эллочка (проходит мимо и кричит Мэри Попинс): Эй, женщина, скажите скоко время?

Мэри Попинс (удивлена): Я вам времени не скажу, пока вы не научитесь вежливому обращению!

Эллочка (недоуменно): Не учите меня жить!!!

Учитель: И у нас такая же ситуация в школе. Из опрошенных учеников на вопрос "Как вы обратитесь к незнакомому человеку?" ответили “гражданка, девушка, женщина”.

Мальвина: Как все-таки неприятно, когда к незнакомому человеку обращаются на "ты".

Учитель: На самом деле, к незнакомым людям в общественном месте надо обращаться "сударь/сударыня". Послушайте, какая история произошла с В. Солоухиным.

Владимир Солоухин обратился с предложением возродить старинные слова "сударь" и "сударыня". Он начал с того, что описал затруднительное положение, в какое попал за товарищеским ужином. Он взял миску салата в руки и хотел предложить его своей соседке. Но, как на грех, дама увлеклась разговором, а он не знал ее имени-отчества и не нашелся, как привлечь внимание к своим вежливым пассам с салатницей. "Гражданка, возьмите салат!" – не самый верх теплоты и сердечности! – размышлял литератор.

"Девушка!" – хоть и распространенное, но совершенно неуместное обращение к матери взрослых детей.

"Не хотите ли салату, товарищ?" – слишком торжественно и официально в "салатной" ситуации.

"Естественно, – заключает Солоухин, – когда я выступаю на митинге, я говорю “Товарищи!" Но слово это как-то неладно произносить за столом. Кроме того, иногда я могу усомнится, а товарищ ли мне с партийной, с коммунистической точки зрения человек, к которому я так обращаюсь? Старушка, этакий божий одуванчик, страстная богомолка, ну какой же она мне товарищ?"

И писатель ратует за возвращение в наш обиход добрых русских слов "сударь" и "сударыня"."Сударыня, – сказал бы он своей соседке, – позвольте предложить вам салату!" – и хороший тон был бы соблюден. Может быть, он и прав? Давайте же использовать эти милые старинные обращения там, где они к месту.

Пеппи: Я прочитала в одной книжке очень красивые стихи А.С. Пушкина о любви – "Ты и Вы".Мне бы хотелось узнать, какой смысл вкладывает поэт в местоимения "ТЫ" и "ВЫ" употребляя в одном и том же произведении?

Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменила
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила.
Перед ней задумчиво стою,
Свести очей с нее нет силы;
И говорю ей: как вы милы!
И мыслю: как тебя люблю!

(ребята отвечают на поставленный вопрос)

Эллочка: Жуть!

Учитель: Ребята, вы поняли, что это за персонаж? (отвечают)

Учитель: Это Эллочка Людоедкина из произведения Ильфа и Петрова "12 стульев". Ее словарный запас был ограничен всего 33 словами. Давайте послушаем, как она говорит! Задайте ей какие-нибудь вопросы.

(ученики задают вопросы, а Эллочка отвечает на вопросы)

  • Хамите.
  • Хо-Хо.
  • Знаменито.
  • Мрак.
  • Жуть.
  • Парниша.
  • Не учите меня жить!

Мэри Попинс: А употребляют ли ребята вашей школы слова-паразиты?

Учитель: К сожалению, да.

Мальвина: Сейчас слова-паразиты, особенно нецензурные, часто используют не только взрослые, бравые мужчины, но и женщины, дети и даже животные...

СЛОВОПРИКЛАДСТВО

Знаменитая дрессировщица Наталья Дурова рассказывает: ....У отца был умный, работящий попугай. И вдруг однажды ему пришлось поспешно закрыть попугаю рот и убраться с ним с арены. Попугай стал неожиданно...материться, причем так искусно, так четко, что публика, мягко говоря ,была изумлена.

Отец стал присматриваться, к кому обращал свою брань "артист",и заметил сидящую в первом ряду группу молодых моряков, смущенно посмеивающихся.

Они и были приглашены для разговора за кулисами. Оказалось – и моряки не скрывали этого, –птицу привезли из Африки именно они, а по пути от скуки обучали бедного "попку" сквернословию. Попугай оказался настолько способным, что усваивал науку "с ходу".Плыли долго, и долго на палубе стояло веселье до слез! Потом африканский гость попал к отцу и обучился добрым разговорам. За два года он ни разу не вспомнил матросского жаргона, работал честно, добросовестно и вдруг... увидел людей в морской форме и вспомнил путешествие на корабле. Пришлось, конечно, лишить его права выступать перед народом.

Вспоминая этот рассказ Натальи Дуровой, писатель Алексей Марков спрашивает: а куда девать попугаев в человеческом облике, какими стенами оградить?

Вот письмо из Ленинграда: "Мне 69 лет, внучке – 14 лет. Мой зять – инженер, окончил торговый институт. Работает в сфере обслуживания, в ресторане. Не знаю, на каком языке они разговаривают на работе, но дома – только на нецензурном. Не щадит ни старых, ни малых, ни свою собственную дочь..."

Наверное, многие из личного опыта знают, как широко развито сквернословие и неразлучно связанное с ним хамство. Дошедший к нам из глубины веков эталон высшей степени грубости – "ругаться как сапожник" теперь окончательно устарел. Почти на всех заводах, стройках, в колхозах и совхозах, во многих министерствах и ведомостях приходится сталкиваться с возрастающей многоэтажностью сквернословия, изощренностью грубостей. Иногда считается, что дать достойную отповедь хаму, сквернослову, цйш-и^--угл т/тк ни не проявление невыдержанности, даже показной интеллигентности...

С этим явлением знакомы многие. Стоит постоять вблизи компании подростков и молодых людей, и вы с большой степенью вероятности услышите, что они изъясняют на гнуснейшем языке. Если эту словесную мерзость пропустить через специальную центрифугу и мало-мальски осмысленных слов остается совсем немного меньше, чем в лексиконе Эллочки-людоедки.

Как же к этой безобразной моде относятся женщины? Ведь они всегда облагораживающее воздействовали на мужскую половину человечества. Бывает вот как. У входа в кинотеатр толпятся старшеклассники. Девушки щебечут о чем-то своем. А парни гогочут, говорят до неприличия громко и беспардонно сквернословят, похабщиной несет на сотню метров. А стоящие рядом одноклассницы и глазом не моргнут. Видимо, они уже привыкли, притерпелись и не замечают, что находятся в зловонной выгребной яме. Более того, в крупных учреждениях складывается традиция: сотрудницы периодически выходят на коллективные перекуры. Окутанные облаками дыма, они рассказывали соленые анекдоты. И в выражениях не стесняются.

Так некоторые женщины поняли уравнивание в правах с мужчинами. А ведь отсюда начинается эстафета брани в поколениях. Был случай, когда воспитанники детского сада стали выражаться нецензурно. Первые подозрения пали на сотрудников. Однако версия оказалась ошибочной.

Значит,"учителей"надо искать среди взрослых во дворе, на улицах, в транспорте, дома.

Самое печальное, что бранные слова перестают быть исключительно выражением "сильных" эмоций, становясь ,просто выражениями".Своеобразной разговорной приправой: для доходчивости, для связки слов, лля ...смет":

Все зависит от человека, от его силы воли. И от заложенного с молодости "кода вежливости",которая начинается с уважительного обращения друг к Другу.

Пеппи (удивленно): Да...Такого даже я, Пеппи – вроде бы не воспитанная, так как вы – не могу себе позволить!!!

(Вдруг вбегает ученик(-ца), громко разговаривая по телефону)

Ученик(-ца): Алло! Здрасти, а Веру дайте. Че? Ее нет? (Кидает трубку и уходит)

Учитель: А вот и еще одна наша проблема.

Мэри Попинс: (недоуменно)Неужели дети не умеют разговаривать по телефону?!

Учитель: Как ни странно, да.

Мэри Попинс: О правилах поведения общения по телефону мы попросили бы ответить зал!

Мальвина: Если вы звоните знакомой, а к телефону подходит кто-либо из ее семьи, что следует сказать?

(Поздороваться, представиться, попросить позвать знакомую, не забыв сказать "пожалуйста".)

Эллочка: Обязательно ли здороваться и прощаться при телефонном звонке?

(Обязательно)

Пеппи: Обязательно ли представляться, позвонив по телефону? (Обязательно)

Учитель: Можно ли , подняв трубку телефона, спрашивать:"Кто говорит?","Кто у телефона?","А кто это?"

(Нельзя)

Мэри Попинс: Как следует поступить, если вам позвонили по телефону, а у вас гости?

(Извиниться и отложить разговор на другое время)

Пеппи: Ой, а вы знаете, меня пригласили на День Рождения! Но только есть одна проблема...(огорченно). Многих я там не знаю. Что вы мне посоветуете?

Учитель: Когда мы спрашивали учеников нашей школы "Как вы будете знакомиться с людьми, которых вы не знаете на Дне Рождении.

Эллочка: Мрак! А мне вот интересно, умеете ли вы писать поздравительные открытки?

Мальвина: Как при этом избежать трафаретных, безжизненных выражений, типа "желаю успехов в труде и личной жизни"?Как добиться того, чтобы поздравления и пожелания были неформальными и отражали ваше лицо, вашу индивидуальность, ваше расположение и доброе отношению к тому человеку, которому адресован текст поздравления? Подобные вопросы волновали и людей прошлых эпох. Существовали даже специальные стихи, написанные по случаю с тем или иным радостным и важным событием в жизни человека. Попробуйте и вы, себя проявить, пока идет музыка. (Б. Окуджава "Давайте говорить друг другу комплементы")(Ребята читают поздравления)

Эллочка: Как мне понравились эти слова в песне ! (восхищенно) Даже хочется кому-то сказать комплемент! Парниша! Хочу с тобой познакомиться!

Пеппи: Эллочка, раз уж тебе так понравился этот мальчик, не хотелось бы тебе услышать от него несколько комплементов? Мальвина: (обиженно) Почему только Эллочка хочет услышать комплементы? Я тоже хочу!

Мэри Попинс: Не ссорьтесь! Давайте этот сударь скажет каждой из нас по несколько приятных слов.(остальные кивают головой в знак согласия) (проводится игра)

Учитель: Да, а ученики не могут достойно ответить на комплемент, будь он искренний и наоборот. Одно лишь слово "Спасибо" звучит в ответ.

Мальвина: Ну что, вы поняли, что такое речевой этикет? (ответ)

Пеппи: А вот я поняла...

Что такое этикет?
Это – можно,
Это – нет....
Этикет, как этикетка
И хорошая отметка,
И не только в дневнике –
У людей на языке.
Очень просто жить культурно:
Все прекрасно, что не дурно.

Учитель: Мы обязаны внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все оттенки слова, овладеть языковый культурой – наша общая задача. Каждый должен стремиться к высокой культуре речи, бережно и любовно относиться к языку. Неиссякаемое богатство русской речи – это наше народное достояние!