Спецкурс по русскому языку во 2–4-м классах "Знатоки русского языка"

Разделы: Начальная школа


Русский язык – сложный учебный предмет, но в то же время и социально значимый: он является и средством общения, и инструментом познания, и основой нашей культуры. Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи.

Курс “Знатоки русского языка ” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.

Курс изучения “ Знатоков русского языка ” для учащихся 2–4-х классов ставит следующие задачи:

  • развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
  • расширение и углубление программного материала;
  • воспитание любви к великому русскому языку;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
  • совершенствование общего языкового развития младших школьников.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся;
  • преемственность.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “ Знатокам русского языка ”.

В отборе материала к занятиям я ориентируюсь на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Занимательность может быть использована как во внеклассной работе, так и на уроках обобщающего повторения. В процессе занятий формируются общеучебные умения и навыки, развивается познавательный интерес к изучению русского языка. Материал, подобранный для занятий, своей необычностью, новизной и нестандартностью подачи вызывает удивление, стимулирует познавательную деятельность, а также дает понятие о русском языке, как о строгой, четко организованной системе.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “ Знатокам русского языка ” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “ Знатоков русского языка ” обращаю на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях.

Кроме того, курс “ Знатоки русского языка ” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “ Знатоки русского языка ” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий использую разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем даю в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.

Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Программа спецкурса “Знатоки русского языка”.

Программа спецкурса “Знатоки русского языка” помогает учащимся успешно осваивать дополнительный учебный материал по этому предмету, расширять их кругозор, добиваться высоких результатов в учебной и внеучебной деятельности.

I. Форма организации занятий.

Групповые: с наполняемостью до 20 человек. В состав группы входят учащиеся одного класса и одной параллели. Группа постоянна, дети обучаются в течение 1 года по 1 часу в неделю.

Общее количество часов – 33 часа в год.

II. Цель программы.

Повышение познавательного интереса учащихся; развитие письменной монологической речи; развитие творческих способностей учащихся.

III. Задачи:

  1. Развитие интереса к русскому языку как учебному предмету.
  2. Расширение и углубление программного материала.
  3. Воспитание любви к великому русскому языку.
  4. Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью.
  5. Совершенствование общего языкового развития младших школьников.

IV. Способы выявления промежуточных и конечных результатов.

  1. Участие в олимпиаде по русскому языку, в интеллектуальных играх, творческих конкурсах.
  2. Тестирование.
  3. Конкурсы заметок.
  4. Исследование познавательного интереса.

Программа спецкурса “Знатоки русского языка”.

2-й класс (33 ч)

Содержание занятия.
1 Орфография.
2 Дорога к письменности. Как люди обходились без письма?
3 Кто-кто в алфавите живет?
4–5 Звуки-смыслоразличители. Фонема.
6 Звуки и буквы.
7 Звуко-буквенный анализ слов.
8 Звонкие и глухие “двойняшки”. Почему с ними много хлопот?
9 Как обозначать твердые фонемы.
10 Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах
11 Буква-помощница. Мягкий знак.
12 Секреты буквы Ы.
13 Игры АБВГДейки. Назови слова на звук …
14 Собираем слова из букв и звуков.
15 Какое слово спряталось в другом?
16 “Ошибкоопасные места”. “Зеркальные” и “незеркальные” слова.
17 Что такое орфографическая зоркость?
18 Тайна фонемы. Какие звуки могут чередоваться?
19 Самые безопасные звуки. Звуки-волшебники.
20 Добрый “волшебник” – ударение. Какие чудеса творит ударение?
21 Фонемы повелевают буквами. Писать или не писать?
22 Почему не пишем мягкий знак? Сочетания ЧН, ЧК, НЩ, НЧ, ЧУ, ЩУ,ЧА,ЩА,ЖИ,ШИ.
23 Праздничный урок. Обобщение изученного материала.
24 Что мы называем именами собственными?
25 Что означают наши имена?
26 Что такое текст?
27 О чем можно узнать из заглавия?
28 Как построить текст?
29 Пословицы и поговорки.
30 Чистоговорки. Скороговорки.
31 Загадки. Сможешь ли ты придумать сам?
32 Олимпиада.
33 Итоговое занятие. Награждение.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2-го класса.

Обучающиеся должны знать и уметь:

Буквы русского алфавита.

Признаки гласных и согласных звуков.
Отличие звука от буквы.
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко-буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Правильно писать слова с сочетанием жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
Делить слова на слоги.
Переносить слова по слогам.
Уметь определять ударный слог.
Уметь писать слова с мягким знаком.
Правильно определять “ошибкоопасное” место в словах.
Правильно писать имена собственные.
Находить в предложении слова, отвечающие на вопросы: кто? что? какое? какая? какой? какие? что делал? что сделал?.
Ставить в конце предложения точку, восклицательный или вопросительный знак, а начало предложения писать с большой буквы.
Правильно списывать слова, предложения, проверять написанное, сравнивать написанное с образцом.
Составлять текст по вопросам учителя.
Определить главную мысль текста.
Составлять рассказы по картинке.
Отгадывать загадки.
Писать слова с изученными орфограммами.

Программа спецкурса “Знатоки русского языка”.

3 класс. 33 часа

Содержание занятия
1 Беседа о богатстве русского языка.
2 Говорить выразительно. Жесты и мимика.
3 Какие бывают тексты?
4 Рассуждение. Объясняем и доказываем.
5 Описание. Выделить, отличить, найти.
6 Сравнение. Для чего мы сравниваем?
7 Невыдуманный рассказ. Начать, продолжить, закончить.
8 Будем сочинять сказку.
9 Что такое план?
10 Учимся составлять план.
11-12 О чем можно узнать из заглавия?
13 Праздничный урок. Самый смешной рассказ.
14 Из чего же строятся слова?
15 Строительная работа морфем.
16–17 Где же хранятся слова? Копилки слов. Как найти слово в словаре?
18–19 Приставки – труженицы.
20 Почему не все согласные произносятся. Правило о непроизносимых согласных.
21 Какие слова не могут жить без НЕ?
22–23 Слова – родственники. Сколько может быть родственных слов?
24–25 Секреты родственных слов. Проверочные слова.
26–27 Кто командует корнями?
28 Проверить удается не все. Правописание каких слов надо запомнить?
29 Зачем нам нужен этот знак? Твердый знак.
30 Игра “Лишнее слово”.
31 Группировка слов. Подбор слов на определенное правило.
32 Олимпиада.
33 Итоговое занятие. Награждение.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3-го класса

Обучающиеся должны знать и уметь:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Главные члены предложения.
Состав слова.
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Писать слова с изученными орфограммами.

Программа спецкурса “Знатоки русского языка” 4 класс. 33 часа.

Содержание занятия
1 Что такое грамматика? Хорошо ли ты ее знаешь?
2 Кто самый главный в предложении?
3 Как связаны слова в предложении? Примыкание, согласование, управление.
4 Однородные члены предложения.
5 Морфологический разбор слов.
6 Имя существительное – часть страны Речь.
7 Падежи. Какие части речи склоняются?
8 Сколько значений может иметь слово? Многозначные слова.
9 Омонимы. Почему их называют “тезками”?
10 По значению близкие, но пишутся по-разному
11 Какие слова имеют противоположное значение?
12 Хорошо ли ты знаешь имя существительное?
13 Очень занимательное – имя прилагательное.
14 Имя прилагательное.
15 Простые и сложные предложения.
16 Знаки препинания в сложных предложениях.
17 Местоимения.
18 Глагол.
19 Как определить спряжение глагола?
20 С кем дружит глагол?
21 Почему глагол самая богатая часть речи?
22 Правописание частицы НЕ с глаголами?
23 Откуда появились глаголы – исключения?
24 Наречия.
25 Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы, междометия.
26 Хорошо ли ты знаешь части речи? Праздничный урок.
27 Удвоенные согласные.
28 Слова – “иностранцы”.
29-30 Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь.
31 Олимпиада.
33 Итоги. Награждение.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 4-го класса

Обучающиеся должны знать и уметь:
Состав слова. Образование слов (простейшие случаи).
Главные и второстепенные члены предложения.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога, наречия).
Определить тип словосочетаний.
Писать и разбирать предложения с однородными членами.
Различать омонимы, синонимы, антонимы.
Производить фонетический разбор, разбор слова по составу, синтаксический разбор предложения, морфологический разбор.
Находить и исправлять ошибки с изученными орфограммами.
Различать падежи. Ставить правильно падежные вопросы к разным частям речи. Правильно писать падежные окончания имен существительных, имен прилагательных.
Различать служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.
Правильно писать НЕ с глаголами.
Отличать глаголы-исключения от других частей речи или глаголов, правописание которых можно проверить.
Различать типы спряжения глаголов.
Различать типы склонений имен существительных.
Писать слова с изученными орфограммами.

Литература:

  1. Граник Г.Г.,. Бондаренко С.М, Концевая Л.А. Секреты орфографии. Москва. Просвещение. 1991.
  2. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Все предметы начальной школы в викторинах. 1–4 классы. Москва. АСТ. 2003
  3. Тикунова Л.И. Новикова Ю.В. Юным умникам и умницам. Русский язык. 2–3 класс. Москва. РОСТ, 2003 г.
  4. Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий с третьеклассниками. Ярославль.2006 г.
  5. Н.Г.Белицкая, А.О.Орг. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. Москва: Айрис – пресс,2006.
  6. Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин. Конкурс грамотеев. Москва. Просвещение. 1996 г.
  7. Т.А. Ладыженская. Речевые секреты. Москва. Просвещение. 1992 г.
  8. В.В. Волина. Занимательное азбуковедение. Москва. Просвещение. 1991 г.
  9. Г.Т. Дьячкова. Олимпиадные задания по русскому языку. 3–4 классы. Волгоград. 2006 г.
  10. П. С. Тоцкий Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  11. Агаркова Н. Г., Бугрименко Е. А., Жедек П. С., Цукерман Г. А. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1993 г.
  12. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996.

Рецензия на авторскую программу спецкурса “Знатоки русского языка” учителя начальных классов МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 50” г. Чебоксары

Максимовой Елены Геннадьевны.

Данная программа по русскому языку составлена в соответствии с действующей программой для общеобразовательных учреждений и предусматривает работу во 2–4классах общеобразовательных школ, гимназий и лицеев в объеме 33 учебных занятий.

Актуальность работы обусловлена реформами в современном образовании, направленностью школы на развитие способностей личности ребенка.

Автором серьезно продуманы логика и структура программы: пояснительная записка с постановкой целей и раскрытием форм и методов
работы на уроках, условия реализации программы и модель выпуска, тематическое содержание. Последнее свидетельствует о верном методическом подходе, научном характере работы. Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности, перспективности и преемственности между разделами курса.

Реализация данной программы позволит учащимся начальных классов ориентироваться в основных разделах языка: лексикологии, фонетике, орфоэпии, морфологии, синтаксисе.

Программа спецкурса направлена на интеллектуальное и речевое развитие учащегося, совершенствование языкового мышления, формирование мотивации к обучению, осознанной практической грамотности учащихся. Она способствует расширению кругозора учащегося, его подготовке к участию в олимпиадах и интеллектуальных играх по русскому языку.

Русский язык – одна из ведущих дисциплин в современной школе, поэтому считаю актуальным введение программы спецкурса “Знатоки русского языка”, составленной Е.Г. Максимовой, в начальных классах. Это первый шаг к дальнейшей предпрофильной и профильной подготовке учащихся в гуманитарном направлении.

Программа спецкурса “Знатоки русского языка” подтверждена конкретной школьной практикой (апробировалась с 2006 года), оценена положительно, одобрена и рекомендована к использованию.

Доктор филологических наук, профессор, декан филологического факультета ЧГУ им. И.Н. Ульянова Г.Е. Корнилов