Цель: развитие лексико-грамматических категорий языка с параллельным формированием навыков звукового анализа и синтеза.
Программные задачи:
- воспитание у детей воображения;
- повторение понятия "родственные слова";
- повторение понятия "слова - предлоги";
- формирование фонематического восприятия;
- выделение первого звука в словах для составления из них новых слов;
- проведение полного звукового анализа слов;
- составление слов из слогов;
- актуализация словаря по теме.
Ход занятия
1. Оргмомент
Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в весеннее путешествие - сказку. Для этого надо закрыть глаза и представить такую картину:
Включается музыка
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.
Логопед: Открываем глазки, и все вместе отправляемся в путешествие.
2. Выделение первого звука в словах для составления из них новых слов.
Логопед: Прежде чем мы отправимся, угадаем имена девочек и мальчиков, которые хотят побывать в весенней сказке.
Выставляются готовые слова.
Логопед: Ребята, посмотрите на эти слова. Нужно из первых букв этих слов составить новые, ваши имена. Какое имя спряталось в словах:
Давайте попробуем на этом примере.
АРБУЗ РОЗА ИВА НИТКИ АИСТ
ТАНК АНАНАС НОЖ ЯБЛОКО
ИГЛА РАМА АВТОБУС
ДОМ АПТЕКА ШАР АНАНАС
АЙВА НАСОС ДУБ РАМА ЕЛЬ ЙОД
ДЕРЕВО ЕНОТ НОЧЬ ИРИС СКАЗКА
СОН АБАЖУР ШНУР АПРЕЛЬ
ЛИМОН ИЮЛЬ ЛЮК ЯНТАРЬ
ДЯТЕЛ ИВОЛГА МАК АЗБУКА
3. Чтение сказки. Повторение понятия "родственные слова". Пополнение словаря словами-признаками.
Логопед: Все путешественники названы, отправляемся в сказку. Вы должны быть внимательными, потому что нужно запомнить определённые слова, которые вы услышите в сказке. Их очень много в этой сказке. Все они между собой связаны.
Чтение сказки.
Весеннее веселье.
Жила была весна. Ну, а раз она была тёплым временем года, то и приходилось ей все время радовать и всех веселить своей погодой. Да вот только одной весне веселить всех скучно. И пошла она искать кого - нибудь, чтобы вместе всех повеселить.
Шла, шла весна, видит, летит тёплый ветер - весельчак.
- Иди, ветер-весельчак, ко мне в компанию, будем вместе всех веселить.
Потом встретили они весёленького ручейка и веселящуюся от тепла листву.
Пошли они дальше, остановились и стали всех весёлых к себе звать. Много весёлостей собралось. Развеселились они ещё больше, когда увидели друг друга.
- Ого, - весело закричали они, - сколько нас! Ну, теперь повеселим и повеселимся как следует!
Оказывается, вместе веселиться ещё веселее!!
Логопед: Ребята, какое слово чаще всего повторяется в сказке?
Дети: Веселье, веселить, повеселить, весельчак, весёленький, веселящийся, весёлость, развеселились, весело, повеселим, веселее:
Логопед: Скажите, а как мы называем такие слова?
Дети: Это родственные слова.
Логопед: Подберите мне родственные слова к слову листья, ведь их так много появляется весной.
Дети: Лиственный, лиственная, листочки, листопад:
Логопед: Молодцы!
4. Физминутка
За окном сосулька тает, (Имитация капель воды.)
Ветер тучи рвёт в клочки. (Руки подняты, покачиваются из стороны в сторону)
Разжимает, разжимает (Разжимание кулачков)
Клён тугие кулачки.
Прислонился он к окошку (Потирание ладоней вверх-вниз.)
И, едва растает снег,
Мне зелёную ладошку (Руки в "замке"- сжимание и разжимание.)
Клён протянет раньше всех.
5. Звуковой анализ слов
Логопед: Ребята, вместе с нами продолжать весеннее путешествие хотят некоторые весенние слова, но они без весенней, демисезонной одежды, давайте поможем им и приготовим звуковую одежду для каждого слова - составим схемы слов.
Дети составляют схемы слов.
Первое слово - весенний месяц: МАРТ.
Второе слово - весенний цветок: МИМОЗА.
Третье слово - признак поздней весны: РАДУГА.
6. Составление слов из слогов
Логопед: Молодцы! Одни слова мы одели, но у других ещё больше проблем. Наш весенний ветер - весельчак из сказки так развеселился, что растерял части слов - слоги, и они не могут собраться без вашей помощи.
Выставляются слоговые ряды.
Логопед: Чтобы мы поняли, кто больше всех собрал слов, за каждое слово я буду давать солнечный лучик к вашему солнышку на столах.
Дети составляют слова.
1. МО ЗО РЫ У РО СЫ НО ЗА ЗЫ ВО ТА РЯ
2. СО ВЫ ВО СЫ РО ЛО НА ТА КА КО ВА РО
7. Повторение понятия "слова - предлоги".
Логопед: Молодцы, ребята! Посмотрите, какие солнышки у вас получились. Вы знаете, наше весеннее путешествие продолжается, потому что к нам с вопросом обратился весёленький ручеёк из сказки. Он просит послушать его историю и подсказать ему, какие маленькие слова помогли ему убежать от игривого друга - весёлого ветерка.
Чтение сказки "Догонялка".
Догонялка.
Бежит, журча, ручеёк по лесу, а навстречу ему несётся ветер.
- Ручеёк, ручеёк, - говорит ветер, что ты от меня не убегаешь, я ведь могу тебя обогнать!
- Нет, ветерок, не обгонишь! Я ОТ тебя С полянки НА горку, С горки К кустикам, ОТ кустика ПОД кустик, ИЗ-ПОД кустика К дереву, ОТ дерева вниз ПО склону.
- Ой ли, ручеёк, догоню! - не верит ветерок.
- Догоняй, ветерок! - то ручеёк и побежал: С полянки НА горку, С горки К кустикам, ОТ кустика ПОД кустик, ИЗ-ПОД кустика К дереву, ОТ дерева вниз ПО склону.
Только его ветерок и видел.
Логопед: Итак, ребята, какие же маленькие слова помогли ручейку убежать от ветерка?
Дети: Это слова - предлоги.
Логопед: Давайте назовём слова - предлоги, которые вы услышали в этой сказке.
Дети: С, НА, К, ОТ, ПОД, ИЗ-ПОД, ПО.
Логопед: Правильно.
8. Итог
Логопед: Наше весеннее путешествие подошло к концу.
Логопед: Что мы делали на занятии?
Дети: Мы слушали сказку.
Мы повторяли родственные слова и слова - предлоги.
Мы составляли схемы слов.
Мы составляли слова из слогов.
и т.д.
Логопед: На память об этом путешествии, весна - пока хозяйка природы, приготовила вам свой подарок. Помните, мы составляли схему слова, обозначающего признак поздней весны? Правильно - это радуга. Пусть она напоминают вам об этом весеннем путешествии.
Логопед раздаёт радугу каждому ребёнку.
Логопед: Занятие окончено.