Использование информационно-коммуникативных технологий в дидактическом процессе начальной школы

Разделы: Начальная школа


Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый современный образованный человек, тем более учитель, должен иметь навыки работы на персональном компьютере, т.е. быть информационно-компетентным.

Для успешного решения современного образования, на мой взгляд, актуально создать специальную компьютерную учебную среду, содержащую интерактивные виртуальные учебные объекты.

Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определённых условиях могут способствовать раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучаемых, их личностных качеств; формированию познавательных способностей; стремлению к самосовершенствованию. Я работаю учителем двадцать шесть лет. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей в своем предмете, привлечь внимание учеников, и они захотели получать предложенные им знания, и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям.

В школе, где я работаю, имеются необходимые условия для решения этой проблемы: используются ИКТ технологии, компьютерные обучающие программы, информационно-иллюстративный материал, банк готовых электронных программных продуктов, проводятся учительские и ученические презентации проектов и многое другое.

Главной целью использование ИКТ для меня стало активизация познавательной и творческой деятельности учащихся.

Для достижения этой цели передо мной встали такие задачи: найти преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением ,определить основные организационные модели использования ИКТ в образовательном процессе начальной школы, определить направления использования ИКТ в дидактическом процессе начальной школы, введение информатики в образовательный процесс по государственному стандарту начального общего образования, изучить типы электронных мультимедийных изданий и программы для работы на компьютере.

Интересы многих учеников связаны с миром компьютеров, и именно этот ресурс необходимо научиться использовать и применять для активизации творческой и познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе. Эффективность использования информационных технологий зависит от четкого представления места, которое они должны занимать в комплексе взаимосвязей образовательного процесса.

Использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением имеют большие преимущества. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники воссоздают реальную обстановку действительности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуют наиболее широкому раскрытию их творческих способностей, активизации познавательной деятельности. Помогают качественно изменить контроль деятельности учащихся. Позволяют наглядно представить результат своих действий.

Основными организационными моделями использования ИКТ в образовательном процессе начальной школы являются: компьютерный класс, один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключённый к проектору или к телевизору, компьютер в библиотеке школы, компьютер у учащегося дома.

Направлениями использования ИКТ в дидактическом процессе начальной школы являются:

  • изучение нового материала (обучающие программы, алгоритмы). Они дают возможность для опережающего обучения, получать информацию учащимся, в том числе относящуюся к способу решения поставленной учебной задачи не обращаясь к педагогу, для индивидуальных заданий как для сильных так и для слабоуспевающих учащихся. Позволяют реализовать идеи развивающего обучения, подготавливают детей к исследовательской работе, самостоятельному изучению нового материала.
  • закрепление изложенного материала (тренажёры, устный счёт, дидактические игры). Интенсифицируют и оптимизируют учебный процесс, поднимают интерес к изучению предмета, наиболее часто используются для закрепления изученного материала, в устном счёте, в отработке полученных общеучебных навыков. Дидактические игры наиболее используемые формы для активизации познавательной деятельности учащихся. Их очень любят ребята и с удовольствием выполняют.
  • как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала (схемы, модели, учебные фильмы). Наглядно иллюстрируют авторский текст учебника, что оживляет урок, активизирует мыслительную деятельность учащихся и развивает устойчивую мотивацию к процессу обучения.
  • проведение практических занятий, самостоятельной работы;
  • контроль и проверка знаний учащихся (викторины, тесты, кроссворды). Развивают самостоятельность выполнения заданий и контроль за его выполнением.
  • диагностика качества обучения (тесты);
  • подготовка презентаций, докладов, выступлений;
  • самообразование учащихся и получение информации через электронные издания-энциклопедии.

Мы живём в информационном обществе. Персональный компьютер превратился в основное средство деятельности во многих профессиях. И достаточный уровень взаимодействия человека с компьютером должно обеспечить школьное образование.

В новом Федеральном стандарте информатика в начальной школе не вводится как отдельный предмет, а вводится как ученый модуль предмете "Технология" в 3-4 классах.

Включение такого модуля нацелено на формирование умений и навыков работы с компьютером.

В результате по окончании начальной школы учащийся, освоивший модуль "Информатика" предмета "Технология", должен знать и понимать:

  • основные источники информации;
  • уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения учебных и практических задач с применением компьютера;
  • поиска информации с использованием электронных носителей;
  • создание и изменение простых информационных объектов на компьютере.

В настоящее время уже в начальной школе изучаются некоторые вопросы из разделов теоретической и прикладной информатики без компьютера с целью подготовки к ознакомлению с теоретическими основами информатики, развития логического мышления в факультативном курсе "Информатика в играх и задачах". В задачи курса информатики включается приобретение навыков и умений анализировать любые объекты и системы из окружающей нас действительности.

По результатам анкетирования учащихся применение ИКТ делает урок: интересным, наглядным, информационным, лёгким, личностно-ориентированным, поднимающим общий уровень развития учащегося.

Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными технологиями обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Литература.

  1. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа: Пособие для учителя. (Серия "Школа развивающего обучения"). - Ростов н\Д: Изд-во "Феникс", 2003, -448 с.
  2. Педагогический, энциклопедический словарь \ гл. ред. Б.М. Бим - Бад. - М.: Научное издательство "Большая российская энциклопедия", 2002 - 528с.