Задачи:
- Развивать у учащихся интерес к слову.
- Расширить словарный запас учащихся.
- Глубже познакомится с творчеством детского писателя Н.Носова.
Ход урока
1. Оргмомент. Создание эмоционального настроя на уроке.
Каким бы хотелось увидеть сегодняшний урок?
Что хотелось бы узнать, чему научиться?
2. Работа над биографией Н.Носова.
Внимательно посмотрите на портрет Н.Носова.
Сегодня мы будим говорить о творчестве этого писателя, о его рассказах.
Родился писатель в 1908 году, умер в 1976.
Произведения пережили его самого. Он остается одним из самых популярных и любимых детьми авторов.
Писателем Н. Носов стал как бы случайно. Когда у него родился сын, приходилось ему рассказывать много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. Так Н. Носов начал сочинять различные истории не только для сына, но и для его друзей.
"Постепенно я понял, что сочинять для детей - наилучшая работа", - писал Н.Носов.
Она требует очень много знаний, не только литературных, еще больше - психологии детей. Главное любви к ним , уважения.
Первый рассказ Н.Носова "Затейники" вышел 65 лет тому назад. А потом писатель познакомил юных читателей с множеством других рассказов, повестей и сказок.
- У меня в руках замечательная книга - "Н. Носов детям". Открываю книгу.
Что вы видите перед собой? - (Титульный лист). С левой стороны портрет писателя. Писатель в такой позе, как будто наблюдает за кем-то со стороны и видит что-то веселое, забавное. На все это смотрит с доброй улыбкой, мягким юмором, с веселыми искорками в глазах. По всей видимости он смотрит на ребят, которых он очень любит и о которых писал.
Один из учеников зачитывает слова автора.
"Я люблю писать о деятельных, правдивых и дружных ребятах. Таких ребят я стараюсь изобразить симпатичными, чтобы читатели могли их полюбить.
Если же моим героям и случается иной раз сказать неправду, испугаться, полениться, что-нибудь сделать не то, то что ж:
Это и в жизни бывает".
Сегодня мы будим говорить о рассказах Н.Носова.
3. Рассматривание книжной выставки.
Что можно сказать о книгах Н.Носова по иллюстрациям обложек?
(на обложке изображены обычные ребята, домашние животные)
Что вы интересного заметили на выставке?
(Ученик. На выставке две книги с одинаковым заглавием "Дружок". Чтобы узнать чем они отличаются надо рассмотреть титульный лист.
В этой книге (показать) на титульном листе кроме заголовка есть подзаголовок - рассказы. Какие это рассказы. Мы можем посмотреть содержание. По заголовкам мы видим, что в книге 11 рассказов.
В другой книге на титульном листе подзаголовка нет, - значит в ней один рассказ.)
4. Рассматривание рисунков детей с прочитанным рассказом.
5. Цифровой диктант.
Учитель показывает иллюстрации к рассказам, называет заголовок.
"Я вытащил у Мишки из-под подушки топор, положил его рядом с собой на кровати", - эти слова из рассказа "Тук, тук, тук". (1)
"Взяли мы пугало и бросили в реку", - эти слова из рассказа "Веселые ребята". (0)
"Ну, прощай наша веселая семейка", -эти слова из рассказа "Огородники". (0)
"Нам открыла дверь Леночка", - эти слова из рассказа "Дружок". (1)
"Ах, чтоб тебя! - говорит Миша - Куда ж ты лезешь?", эти слова из рассказа "Мишкина каша". (1)
"Вот они, орлы! - с гордостью сказал Мишка", - эти слова из рассказа "Находчивость". (0)
"Ты чего, - говорю, по- собачьи лаешь?", - эти слова из рассказа "Дружок". (0)
"Коньки звенели и шипеньем резали лед", - эти слова из рассказа "Каток". (1)
Ключ: 10011001
6. Работа по содержанию рассказа "Дружок".
- Кого вы видите на этой картинке?
- Это Мишка со своим другом "Дружком".
- Как называется этот рассказ?
- Озаглавьте эту иллюстрацию.
"Дружок сидел на руках у Мишки".
Понравился вам этот рассказ? - Да.
Учитель предлагает тесты.
1. Как звали на даче собаку?
а) Жучка.
б) Диана.
в) Найда.
2. Дружка посадили:
а) в мешок
б) в рюкзак
в) в чемодан
3. Домой ребята ехали:
а) на электричке
б) на автобусе
в) в трамвае
4. Диана ощенила и привела сколько щенят?
а) 5
б) 6
в) 7
5. В электричке ребята:
а) пели песни
б) играли на баяне
в) читали стихи
6. Ребята маме послали:
а) письмо
б) телеграмму
в) посылку
7. В электричке с ребятами ехала тетенька, она оказалась
а) учительницей
б) врачом
в) поваром
8. Чемодан первый взял:
а) Мишка
б) дядя Федя
в) друг Мишки
9. Мальчикам открыла дверь девочка по имени:
а) Таня
б) Лена
в) Марина
Проверка идет с помощью сигнальных карточек. Ребята, в рассказах Н. Носова, герои - ведут беседу. Эти разговоры составляют основное содержание рассказов.
А разговор двоих, как называется? (Диалог).
Еще Н. Носов написал замечательную книгу "Два друга", но в этой книге не рассказы, а комедии.
Комедия - это художественное произведение со смешным содержанием и они легко инсценируются.
7. Сценка.
Вопросы по содержанию:
- Откуда эта сценка? (Из рассказа "Дружок").
- Кто такие мальчики, которые читали стихи?
- Почему они это делали?
- Что бы вам хотелось изменить в сценке?
- Какое настроение было у Миши и его друга, когда чемодан оказался без Дружка?
- А у вас какое?
- Что они предприняли?
Настроение Миши и его друга хорошо передано в песне композитора В. Шаинского, слова Аллы Ламм.
(Уч-ся исполняют эту песню). - Удалось ли им найти Дружка по запискам? (Нет).
- Как удалось найти Дружка? (Помог счастливый случай).
- Что это за счастливый случай? (В купе ехала тетенька, которая оказалась учительницей).
8. Рассматривание иллюстраций к рассказу "Дружок".
Уч-ся иллюстрации озаглавливают.
9. Работа с деформированным текстом. На доске запись: "Верный пес Дружок завизжал от радости, увидев ребят".
Ребята решили повезти Дружка поездом.
Поезд подходил к городу.
Из-под лавки раздался писк щенка. Одного щенка Мишка решил взять с собой.
Ребята написали штук 20 записок.
Дружка в чемодане не оказалось.
Мишка закашлял и поскорее начал читать стихи.
Диана ощенилась.
Каникулы кончились, пришла пора учится.
Верный пес Дружок завизжал от радости, увидел ребят.
Замечательно жилось на даче Мишке и его другу.
Счастливая встреча с учительницей Надеждой Викторовной.
Учащиеся по порядку записывают предложения.
10. Ребята, когда Мишка с другом нашли Дружка, к ним вдруг пришло письмо.
Адрес зачитывает учитель:
Город Москва,
Улица Печная д.8, кв.3
Козловой
Кому же это письмо?
Мишка - "Это мама. Только почему же Печная улица?
У нас Песчаная, а не Печная".
Миша - "А! Понимаю, это кто-то ошибку сделал.
В место "Песчаная улица",
Написал "Печная" Ха-ха-ха!
Какой то шибко грамотный человек".
- Ребята, кто же это был шибко грамотный человек?
(Хором - Мишка).
Какой Мишка?
Честный, любит животных, веселый, любознательный.
Мишке необходимо много трудится, чтобы стать еще и грамотным человеком.
11. Викторина по прочитанным рассказам.
Эту сумку нам прислали с надписью "Немедленно отнесите во 2 "Б" класс.
Попросите второклассников отыскать хозяина каждой вещи. Пока вещи не найдут своих хозяев, книжки, из которых злой волшебник похитил эти вещи не смогут вернуться на книжные полки.
Вещи.
1.Телефон (рассказ Н.Носова "Телефон").
2.Топор (рассказ Н. Носова "Тук-тук-тук").
3.Кружка с леской ( рассказ Н. Носова " Мишкина каша").
4. Галоша с гвоздем ( рассказ Н. Носова "Шурик и дедушка").
5.Пистолет ( рассказ Н. Носова "Саша").
6. Лопата (рассказ Н. Носова "Огородники").
12. Обобщение.
- Какой герой под одним именем встречается в нескольких рассказах? - Мишка.
- Как вы к нему относитесь? - (Мишка жизнерадостный, любознательный, умеет фантазировать).
- Всегда ли у Мишки бывает все хорошо? - (Ему не хватает знаний, жизненного опыта)
Рассказы Н. Носова веселые, с юмором.
Что обычно скрывается за веселостью и юмором, которыми отличаются произведения этого писателя. - (Желание автора помочь ребятам , избавится от каких то своих недостатков и уметь посмотреть на себя со стороны).
Учащиеся зачитывают свои сочинения: "Интересный случай в моей жизни".