Цели:
- формирование исторической памяти;
- воспитание гордости за достижения отечественной науки, деятельность ученых математиков в годы Великой Отечественной войны;
- расширение кругозора.
Ведущий: Великая отечественная война не прошла мимо советских математиков: тысячи из них ушли на фронт по мобилизации и добровольцами, многие переключились на решение важных задач, необходимых для победы, остальные не переставали трудиться на своих постах, веря в разгром врага и создавая для будущего новые научные ценности.
Ход игры
Задание первой тройке игроков.
Слайд 1.
Достижение блестящих результатов в совершенствовании боевых самолетов, прежде всего увеличение их скорости, позволило А.С. Яковлеву и С.А. Лавочкину создать грозные истребители, С.В. Илюшину – неуязвимые штурмовики, Н. Туполеву, Н.Н. Поликарпову и В.М. Петлякову – мощные бомбардировщики.
Овладевая большими скоростями, авиаконструкторы столкнулись с ранее неизвестными явлениями в поведении самолетов. В определенных режимах работы моторов в конструкциях возникали самовозбуждающие вибрации (флаттер), которые часто вызывали мгновенное разрушение вибрируемых конструкций - катастрофы самолетов в воздухе. Опасности подстерегали скоростные машины и на земле. При взлете и посадке самолета колеса вдруг начинали вилять из стороны в сторону. Это явление, названное шимми, нередко вызывало катастрофы самолетов на аэродромах.
Этот советский математик и возглавляемый им коллектив ученых исследовали причины флаттера и шимми. Созданная учеными математическая теория этих опасных явлений позволила советской авиационной науке своевременно защитить конструкции скоростных самолетов от появления таких вибраций. В результате наша авиация во время войны не знала случаев разрушения самолетов по причине неточного расчета их конструкций. Тем самым были спасены жизни летчиков и боевые машины.
Назовите этого математика. (Келдыш) [1]
Слайд 2.
Сообщения учащихся.
Ученые Математического института АН (Академии Наук) СССР выполнили много сложных работ оборонного значения. В сотрудничестве с исследователями других областей знания советские математики участвовали в создании новых образцов артиллерии, разработали наиболее эффективные способы ее применения.
В результате решения сложной математической задачи Члену-корреспонденту АН СССР Н. Г. Четаеву (1902-1959 г.г.) удалось определить наивыгоднейшую крутизну нарезки стволов орудий. Это обеспечивало максимальную кучность боя, непереворачиваемость снаряда при полете и другие положительные характеристики артиллерийских систем. [1]
Задание второй тройке игроков
Слайд 3.
Математическая теория вероятностей использовалась во время Великой Отечественной войны и для определения наилучших методов нахождения самолетов, подводных лодок противника и для указания путей, позволяющих избежать встречи с подлодками врага. Этот выдающийся математик , используя свои работы по теории вероятностей, разработал теорию наивыгоднейшего рассеивания артиллерийских снарядов. Полученные им результаты помогли повысить меткость стрельбы и тем самым увеличить эффективность действия артиллерии, которую заслуженно называли богом войны.
Назовите фамилию ученого. (Колмогоров) [1]
Ведущий:
Слайд 4.
Андрей Николаевич Колмогоров(1903-1987 г.г.) разработал новую современную аксиоматику теории вероятностей, новые методы теории вероятностей, проложил новые пути применения теории вероятностей в области естествознания, техники, механики, минералогии и др. Он автор учебника по алгебре и началам анализа в 10-11 кл. [2]
Сообщения учащихся.
Многие математики с оружием в руках сражались на фронтах в частях действующей армии, соединениях народного ополчения, партизанских отрядах.
Добровольцем ушёл на фронт и участвовал в боях с фашистскими захватчиками в Крыму, на Украине, в Прибалтике и Восточной Пруссии выдающийся математик и педагог, член-корреспондент АН СССР (с 1964 г.) А.А. Ляпунов (1911-1973). В частях тяжёлой артиллерии на Пулковских высотах отстаивал город Ленинград выдающийся специалист в области теории чисел, теории вероятностей и математической статистики, доктор физико-математических наук, а потом академик АН СССР Ю.В. Линник (1915-1972). [1 ]
Задание третьей тройке игроков
Слайд 5.
В апреле 1942 г. коллектив математиков под руководством основателя конструктивной теории функции действительного переменного и первого аксиоматика теории вероятностей академика АН СССР разработал и вычислил таблицы для определения местонахождения судна по радиопеленгам. Таблицы ускоряли штурманские расчеты примерно в 10 раз. В 1943 году были подготовлены штурманские таблицы, которые нашли широкое применение в боевых действиях дальней авиации, значительно повысили точность самолетовождения.
Назовите фамилию этого академика. (С.Н. Бернштейн) [1]
Слайд 6.
Сообщения учащихся.
Научная работа не прекращалась и в тяжелых условиях жизни фронтовых и прифронтовых городов. В изнурительные дни блокады ученые Ленинграда успешно решили задачу огромной сложности и создали капитальный труд – Большой астрономический ежегодник на 1943-1945 г.г. Это исключительно важное пособие для авиации, флота и артиллерии ученые выполнили образцово.
Командование ВВС Красной Армии дало высокую оценку работе ленинградских ученых. Заместитель командующего ВВС в письме коллективу Астрономического института писал: «За ценный вклад, внесенный Ленинградским астрономическим институтом в дело обороны страны, объявляю всему институту благодарность.»
Об условиях, в которых ученые создавали свой труд, говорит тот факт, что треть сотрудников, работавших над ним, погибла. [1]
Игра со зрителями.
Слайд 7.
Советские ученые опередили врага в создании реактивной авиации. Первый испытательный полет нашего реактивного истребителя был произведен в мае 1942 г., немецкий реактивный «Мессершмит» поднялся в воздух через месяц после этого.
Назовите выдающегося советского ученого в области ракетной техники. (Королев) [1]
Ведущий:
Слайд 8.
Сергей Павлович Королев (1906-1966 г.г.) – ученый в области ракетной и космической техники, внес неоценимый вклад в развитие мировой науки и техники в области космонавтики. В годы Великой Отечественной войны он работал над установлением жидкостных ракетных ускорителей на истребителях и пикирующих бомбардировщиках, принимал участие в испытательных полетах. [3]
Сообщения учащихся.
Среди миллионов тех, кто не был отмечен наградами и славою при жизни, но в трудную для Отчизны годину до конца выполнил свой долг и отдал ей самое дорогое- жизнь, были начинающие математики, учителя и студенты, которым только предстояло вступить на этот путь. Осенью 1941 г. умер от ран и нечеловеческих условий вражеского плена Н.Б. Веденисов (1905-1941 г). Свой путь в математике талантливый ученый начинал в области теории множеств и теории функций действительного переменного. Позже его научные интересы перешли в область теоретико – множественной топологии, где он получил ряд важных результатов. Война застала Веденисова преподавателем одной из военных академий. Несмотря на слабое здоровье и бронь он принял твердое решение уйти в ополчение. В тяжелых боях под Ельней ученый был ранен и оказался в плену, где его силы быстро иссякли. [1]
Финальная игра.
Слайд 9.
Видная роль в деле обороны нашей Родины принадлежит выдающемуся математику, академику, чьи труды по теории непотопляемости и качки корабля были использованы нашими Военно-Морскими силами. Он создал таблицы непотопляемости, в которых было рассчитано, как повлияет на корабль затопление тех или иных отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен, и насколько это затопление может улучшить состояние корабля. Эти таблицы дали возможность спасти жизнь многих людей, сберечь большие материальные ценности.
Назовите фамилию этого академика. (Крылов) [1]
Ведущий:
Слайд 10.
Алексей Николаевич Крылов (1863-1945 г.г.) – советский математик, механик, кораблестроитель. Он – основоположник теории корабля, автор многих важных работ по теории магнитных и гироскопических компасов, оптических прицелов на военных кораблях; по артиллерии, математике и истории физико-математических наук. [3]
Заключение.
Ведущий: В памяти поколений всегда будет жить великий подвиг нашего народа, отстоявшего свободу и независимость своей Родины и спасшего человечество от угрозы фашистского порабощения.
Литература:
- Газета «Математика» 1 сентября, 2005, №9.
- Журнал «Математика в школе», 2003, №3.
- А.Т. Григорьян «Механика от античности до наших дней.» Издательство «Наука», Москва, 1971.