Программа: "Начальная школа ХХI века".
Класс: 4
Предмет: литературное чтение.
Тема: Гаршин В.М. "Лягушка-путешественница".
Цель:
- Познавательная: учить выразительно и грамотно читать текст, подвести учащихся к пониманию основной мысли произведения, посредством анализа содержания сказки.
- Развивающая: обогащать словарный запас детей, умение работать с текстом, формировать систему читательских умений.
- Воспитательная: воспитывать у учеников нравственные качества, уважительное и деликатное отношение к своим одноклассникам, чувство собственного достоинства.
Оборудование:
- портрет писателя,
- таблицы с речевой разминкой,
- карточки с заданиями для работы в парах " словарик" настроений",
- фрагменты мультфильма.
Ход урока
Организационный момент.
Всем, всем - Добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
- Поприветствуем друг друга. Проверьте готовность к уроку.
2. Речевая разминка.
- Наш урок начнём с речевой разминки, для чёткого и правильного произношения звуков.
- Читаем, выделяем голосом тот слог, на котором я остановлюсь. (Слоги написаны горкой, использование элементов здоровьесберегающей технологи В.Ф.Базарного).
Я У А ЛЯ ЛУ ЛА ЯМ УМ АМ
- Прочитайте чётко гласные. Эти гласные я взяла из одного слова. Я прочитаю вам загадку, а вы отгадаете то слово, которое зашифровано на доске.
Скачет зверушка:
Не рот - а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. Кто это? (Лягушка)
- Да, правильно, это лягушка. Прочитаем это слово с интонацией удивления, страха, радости.
- Подберите однокоренные слова (лягушка, лягушонок, лягушечка, лягушачий, лягушатник)
- Как вы думаете, почему для речевой разминки взяла это слово. Как оно связано с нашим уроком?
3. Актуализация опорных знаний.
А) Сообщение задач урока.
- Сегодня мы будем работать с новым произведением. На уроке будем учиться грамотно и выразительно читать текст, анализировать его содержание, узнаем лексическое значение новых для вас слов.
Б) Вступительная беседа об авторе.
- Автор произведения, которое мы сегодня будем изучать на уроке - Всеволод Михайлович Гаршин. Он написал " Лягушку-путешественницу", когда ему было 32 года. И вот уже почти 120 лет её читают дети. Эта сказка пронизана лёгкой иронией, что читать её одно удовольствие.
- Вспомните, какие бывают сказки? (авторские, народные)
- Сказка " Лягушка - путешественница" какая? Почему? Приведите примеры сказок авторских, народных.
- Какие виды сказок вы знаете? (бытовые, о животных, волшебные)
- К какому виду сказок относится данная сказка? (о животных или анималистическая).
- Раз мы говорим о животных, то хочу представить вашему вниманию занимательную информацию о лягушках.
- К какой группе животных относятся лягушки? (Лягушки относятся к земноводным).
- Все земноводные хищники. Они ловят насекомых, поедают червей, моллюсков. Кожа у земноводных тонкая и влажная, она нуждается в периодическом смачивании. Поэтому они не отходят далеко от водоёмов. Если долго держать лягушку в сухом месте, то она может погибнуть. Существует множество видов различных лягушек. Есть лягушки: сибирская, дальневосточная, чёрно - пятнистая. Кроме того есть лягушки - квакши. Это лягушки - хамелеоны, т.е. могут менять окрас. В зависимости от окружающей среды они могут быть зелёного или коричневого цвета. Квакши являются показателем экологической чистоты в лесу.
В) Словарная работа.
- Продолжаем работу над произведением. Сказка называется " Лягушка - путешественница".
-Что обозначает слово путешественник? (тот, кто путешествует, т.е. совершает поездку или передвижение по каким - либо местам ).
- Как можно путешествовать? А путешествовать могут только люди? (птицы и даже лягушки).
- Объясните лексическое значение слов:
Благополучно - спокойное и счастливое состояние; жизнь в довольствии.
Лакированная (спинка) - покрытая лаком.
Тина (водоросли, плавающие густой массой в стоячей воде.
Лупоглазая (голова) - с выпуклыми глазами.
Верста - старая русская мера длины, равная 1,06
Осудить - выразить неодобрение, признать плохим.
Единодушно- полное согласие в мнениях, действиях.
4. Формирование новых знаний
А) Первичное восприятие текса.(читают хорошо подготовленные ученики, учитель).
Б) Беседа по содержанию.
- Понравилось ли вам произведение? Чем?
- Кто является главной героиней сказки?
В) Выборочное чтение (поисковое чтение). Рисование словесного образа лягушки как героя.
- Прочитайте второй абзац. Если наша героиня наслаждается жизнью, какая черта характера ей присуща? (жизнерадостная, оптимистичная, жизнелюбивая).
- Прочитаем третий абзац. Что ещё можно сказать о лягушке? (воспитанная и умная)
- А можно ли назвать лягушку осторожной? Докажите строчками из текста. (В 5 абзаце: спряталась под корягу на всякий случай; осмелилась сказать; прошу извинение за беспокойство. В 6 абзаце: потому что была осторожна).
- Перечитайте абзац, в котором лягушка придумала способ для своего путешествия. (Позвольте мне подумать:..). Какая черта характера есть у нашей героини (находчивость).
- Почему она решилась отправиться в путешествие в дальние края? (Услышала рассказ уток о юге и это стало её мечтой). Это говорит о её впечатлительности.
- Итак, наша героиня отправилась в путешествие. Она поднялась в небо, и дух у неё захватило от страшной высоты и восторга. Давайте и мы немного отдохнём.
Г) Физминутка.
Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки.
Вправо - влево наклонились
И ещё раз повторили.
Приседаем мы по - счёту,
Раз - два - три - четыре - пять.
Это нужная работа -
Мышцы ног тренировать.А теперь рывки руками
Выполняем вместе с вами.
Раз рывок, два рывок -
Продолжаем наш урок.
Д) Работа с текстом.
- Объясните, почему лягушка просила уток лететь по - ниже (хотела послушать, что о ней говорят)
- О какой черте характера мы сейчас говорим? (хитрая, тщеславная, хвастливая, самовлюблённая, самолюбивая)
- Именно такие черты характера как хитрость и самолюбие порождает хвастовство. Как вы считаете, это положительная черта характера?
Е)Выразительное чтение по ролям. (с 97, На следующем отдыхе::) Автор, лягушка, дети, взрослые, люди в третьей деревне.
- Каким голосом говорит лягушка? Как она просит уток лететь пониже? Каким голосом будем сообщать о том, что такой способ путешествия придумала именно наша героиня? С каким чувством кричат люди? При чтении постарайтесь голосом передать эти чувства и эмоции.
- В начале сказки В.М.Гаршин о лягушке говорит так:
Наслаждалась Полетела вверх тормашками Восхитительно Бедная спутница Приятно нежилась Дрыгала всеми лапами Пришла в восторг Бултыхнулась в воду.
- Изменилось ли отношение автора к нашей героине, судя по тому, как он описывает её падение?
5. Проверка понимания прочитанного. Работа в парах.
1. Тестирование.
- Выберите правильный ответ на вопрос.
Почему не состоялось путешествие Лягушки?
А) лягушки не умеют летать;
Б) прутик, за который держалась лягушка, оказался непрочным;
В) из-за хвастовства, зазнайства лягушки.
2. Перед вами написана пословица, которую надо собрать и прочитать правильно. Объяснить, как эта пословица связана с нашим уроком. (ХВАСТОСТВО САМО СЕБЯ НАКАЖЕТ).
- Итак, мечта нашей героини не сбылась, из-за хвастовства.
- Как Вы думаете, в жизни бывают люди с такими человеческими порками? (Хвастовство, нескромность). Конечно, автор, говоря о лягушке с иронией, в первую очередь осуждает людей, у которых есть черты характера, которые им вредят. Говорит о людях умных, но хвастливых.
6. Итог урока. Рефлексия.
- Какие чувства вызывает у Вас героиня?
- Кому из Вас симпатична наша лягушка-путешественница? Почему?
- Какой бы совет Вы дали нашей героине?
- Чему вас научила сказка?
7. Домашнее задание. Творческое задание. Рассказать сказку от имени лягушки: " Я жила в болоте::.:
Исследовательская работа. Рабочая тетрадь, с. 56, №2, 3.
Список литературы.
[ 1 ] Л. А. Ефросинина. Литературное чтение: 4 класс: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных Учреждений Ч -1.- М.: Вентана - Граф, 2007. Рекомендовано Министерством образования РФ.
[ 2 ] Л. А. Ефросинина. Литературное чтение: 4 класс: Рабочая тетрадь для учащихся 4 класса общеобразовательных Учреждений Ч - 1.- М.: Вентана - Граф, 2008. Рекомендовано Министерством образования РФ.