“Обучение и воспитание должно
развивать разум ребенка,
должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без
которого жизнь его
не может быть ни достойною, ни счастливою”.
К.Д. Ушинский
Нашему обществу необходимы грамотные граждане, воспитанные на идеалах добра к своему государству, к своему народу, поэтому нельзя сводить духовный мир ребенка только к учению. Необходимо, обучая, формировать ребенка прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями.
С первого дня обучения необходимо изучить характер и поведение ребенка. Как он сходится со своими сверстниками? Умеет ли запоминать задания, ладить с незнакомыми людьми? Детям младшего школьного возраста трудно привыкать к жестким рамкам школьной жизни, когда приходится быстро переходить от одного вида занятий к другому. Учителю необходимо помочь таким учащимся справиться с растерянностью, несобранностью, поэтому нужно научить ребенка пользоваться расписанием уроков, уметь читать и правильно выполнять задания к упражнениям.
Очень часто говорят: “Он совсем не умеет учиться”. Ничего удивительного, ведь он только начинает свою трудовую деятельность, поэтому учитель, разнообразя виды работ на уроке, должен помочь ученику переключаться с одного вида работ на другой, внимательно и старательно работать весь урок. Для этого необходима похвала: “Молодец, ты пишешь, или решаешь лучше, чем неделю назад” или “Как ты повзрослел, став школьником”. Это прибавит ребенку уверенности в себе. Не стоит упрекать его за неважный результат. Похвалите за старание и только потом объясните, как важно доводить дело до конца. Не следует в погоне за лучшими отметками увеличивать объем знаний. Ребенок будет уставать, а его интерес к учебе снижаться.
Работая с детьми, не надо бояться быть добрым, нежным, ласковым с ребенком, не нужно выплескивать на него тысячи слов порицания, не нужно давить на его волю, закомплексовывать.
Человеческое отношение к ребенку – это не баловство и попустительство, а ежедневный труд, осознанный, целенаправленный, исключающий жесткость, труд, развивающий в ребенке чувство радости перед школой, чтобы школа стала прочной основой в его жизни.
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие всех психических качеств личности, среди которых ведущими являются мышление, внимание, память и воображение. В этом возрасте начинается социальное и личностное развитие ребенка, его вхождение в жизнь общества, а это значит, перед учителем начальных классов встает задача развития ребенка, его творческих возможностей.
В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на учителя.
При развитии способностей у учащихся необходимо учитывать, что немаловажную роль играет упорный труд. Способности не получают в “готовом виде”. Даже при наличии гениальных способностей решающую роль играет труд. “Гений”, - говорил знаменитый американский изобретатель Эдисон, - это на 1 % - вдохновение, а на 99 % - потение”.
Развивая, нельзя принуждать. Принуждение - это враг творчества. Поэтому только те занятия будут обеспечивать результат, на которых ребёнок работает с увлечением, по собственному желанию, и способности в этом случае будут формироваться быстрее.
Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности ребёнок достигает определённого потолка, а потом поднимает его всё выше и выше. Кроме этого необходимо активизировать жизненную позицию ребенка.
Это пробуждает исследовательское отношение к окружающему и приучает полнее видеть предметы и явления, вглядываться в них.
Нельзя забывать, что важное место в жизни младшего школьника занимают игры, опирающие на воображение. Воображение - это источник творчества. Так, при изучении буквы “а”, учу не только слышать звук /а/ в живой речи и отличать его от других звуков, но и работаю над обогащением словаря и речи учащегося в целом, развиваю устную речь и умение говорить перед классом.
Разнообразие игровых моментов на уроке позволяет учителю вызвать активную заинтересованность учеников. Трудные, на первый взгляд, задания привлекают учеников своей новизной, необычностью, нестандартностью. Это способствует созданию положительной эмоциональной обстановки, без чего невозможно положительное усвоение материала учащимися, развивает и активизирует воображение учащихся.
Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека.
Глава 1.
Активизация работы учащихся на уроках русского
языка и математики
Русский язык – это предмет, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребёнка. Это инструмент познания, мышления, развития. Он богат возможностями творческого обогащения. Весь поток познания идёт по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Речь, в свою очередь, является каналом развития интеллекта.
Развивать у детей творческие способности – задача сложная и трудная. Этому способствуют задания следующие задания.
Для обогащения словарного запаса учащихся и развития речи провожу систематическую работу над словами:
- распределить слова по темам;
- сгруппировать слова на основе общности какого-нибудь признака;
- заменить слово в тексте другим, сходным или противоположным по значению, - устранить однообразие в тексте;
- заменить устойчивые сочетания слов одним словом и наоборот, вставить подходящие по смыслу слова в предложения.
При работе над содержательной стороной слова, раскрываю детям этимологию таких, например, слов и выражений: перо, чернила, тетрадь, алфавит, азбука, красная строка, от доски до доски и т.д. Затрагиваю некоторые темы, выходящие за пределы программы: историю письменности, книгопечатания. Это помогает возбудить у школьников непосредственный интерес и вызвать стремление к получению знаний. Так, на уроках математики, можно включить следующие задания.
Различные виды работы способствуют воспитанию у детей культуры чувств, ибо дети в своих поступках, обычно, руководствуются, прежде всего, не логическими рассуждениями, а чувствами. А все это помогает усилить интерес учащихся к учебе, содействует развитию познавательных способностей у учащихся, появляется возможность создания атмосферы, творческого вдохновения, самостоятельной, индивидуальной и коллективной практической работы на уроках.
Чтобы возбудить интерес к уроку, надо стараться не только привлечь внимание детей к каким-то элементам предмета, но и вызвать у ребят удивление, поэтому важно создавать такие ситуации на уроках, которые вызывают приятные удивления, потому что именно удивление вызывает у детей более острое, сосредоточенное внимание. Удивление должно соседствовать с любопытством ребят, с их стремлением увидеть что-то новое, узнать что-то до сих пор не известное. Удивление в сочетании с любопытством поможет возбудить активную мыслительную деятельность учащихся и развить любознательность.
Глава 2.
Развитие творческих способностей у детей
младшего школьного возраста
Включение в уроки подобных заданий создаёт возможность вовлечения учащихся в посильную для них творческую деятельность. Задания этого вида в наибольшей степени побуждают учащихся к самостоятельности и в постановке целей, в достижении нового результата.
Довольно большая свобода действий открывается перед учеником при выполнении заданий, требующих изменить и преобразовать рассказ, кратко передать содержание текста, изменить слова в тексте, написать изложение, изменить в изложении лицо, от которого идёт повествование.
Большую ценность представляют загадки. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума. Загадка – это иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления.
Ещё одна особенность этого жанра: загадка – это форма поэтического творчества, это всегда короткое произведение, что существенно для младших школьников, особенно в первом классе, когда им доступен для записи небольшой текст. Например:
“В полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед”.
Провести звуко-буквенный анализ отгадки.
Для более старших ребят работа на уроке проводится в несколько этапов:
Первый этап – отгадывание загадок. Внимание детей привлекается к двум особенностям загадок:
а) называется не сам предмет, а другой, похожий на него,
б) указываются самые яркие отличительные признаки предмета. Для отгадывания и анализа используются такие загадки, в которых черты этого жанра проявляются достаточно отчётливо.
Второй этап – наблюдение. Здесь проводится рассматривание предмета с целью выявить его наиболее существенные признаки, а также найти похожий предмет, который можно было бы использовать для иносказания.
Третий этап – собственно сочинение загадок, сначала коллективное, а затем и самостоятельное. Не следует в обязательном порядке добиваться от детей рифмованных загадок. Хотя младшие школьники охотно и успешно облекают свои загадки в рифмованную форму.
Вот что получилось у детей:
“Звенит звонок на тонкой ножке в фиолетовой одёжке” (Колокольчик).
“В лесу живёт смешной зверёк. Опасность чуть – и он в комок” (Ёжик).
“Цветок белый, листики зелёные, а сама красная, сладкая, прекрасная”. (Земляника).
“Белые цветы с неба летят, на меня сесть хотят” (Снежинка).
Дети любят читать стихи, пробуют сочинять сами. В своей работе использую игру: “Я начну, а ты продолжи”. Например:
Учитель:
Шла лесной тропинкой
Бабушка с корзинкой…
Учитель:
А в корзине огурцы,
Овощи и фрукты.
Все продукты хороши,
Всё что очень вкусно.
Интересно для детей сочинение стихов по рифме.
Сухомлинский писал: “Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сочинительство сказок – это один из эффективных приёмов для развития детей. Это может быть и коллективная сказка, может быть и авторская. Сколько фантазии в этих работах”.
Особое место в системе творческого развития занимает сочинение. Именно сочинение – высшая форма проявления творческих способностей. Ребёнок должен жить в мире творчества. “Без этого, - писал В.А. Сухомлинский, - он засушенный цветок”.
Наиболее благоприятным материалом для творческих сочинений являются наблюдения за природой и окружающей жизнью. Дети очень тонко чувствуют и понимают прекрасное, понимают язык природы.
Провожу стали мини-сочинения “Красота вокруг нас”. Герой сочинения – любой предмет, увиденный, замеченный детьми. Вот строчки из них: “Зимой моя берёза в наряде из инея…”. “У меня новое платье. Яркие цветы на нём переносят меня в лето…”. “Листья сыплются, как золотой дождь”. На уроках использую открытки с пейзажами для мини–сочинений, чтение отрывков из художественных произведений.
Для творческого развития ценны сочинения по началу. “Однажды две подружки отправились в лес на прогулку”. А дальше фантазируй. Тут и встреча с бабой Ягой, ежом, осенним листком, летающей тарелкой…
Интересны сочинения “Если был бы я волшебником…” (президентом, учителем…). Сочинения творческого характера формируют потребность в самовыражении, сопереживании. Ребёнок должен проявить умение сравнивать, доказывать, найти выразительные средства – выполнить работу творческим методом. Разнообразие тем творческих сочинений позволяет сделать работу интересной, разнообразной.
Глава 3.
Формирование познавательного интереса младших
школьников
Задачи современного обучения заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение школьниками программ, но и в том, чтобы продвинуть их в развитии. Особенное значение работа над развитием детей имеет в начальных классах являющейся фундаментом дальнейшего становления личности школьника.
Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности.
Научить человека плавать можно только в воде, а научить ребенка действовать можно только в процессе деятельности. Вопрос о движущих силах развития ребенка решается в контексте понятия ведущей деятельности. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность.
Для ученика цели обучения трансформируются в мотивы учебной деятельности. Вот почему смыслообразующим началом деятельности учения являются его внутренние побуждения. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны заботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые бы лежали не “вне”, а в самом процессе обучения.
Цель в том, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.
Учебный процесс должен протекать в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, приносящей удовлетворение от участия в ней. Ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученика, формируется способность и самообучению, самоорганизации. К. Д. Ушинский определил это так: “Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей”. Формированию познавательной деятельности и способствуют познавательные интересы учащихся, создающие и внешние и внутренние условия обучения.
Структура учебной мотивации связана с эмоциональной сферой. Поэтому очевидно, что познавательный интерес у ученика формируется только в том случае, когда учебная деятельность успешна. Итак, через повышение интереса к учебному материалу и через возбуждение желания учиться, через развитие потребности ученика заниматься познавательной деятельностью, необходимо формировать познавательный интерес.
Заключение
Учебная деятельность школьника – это целенаправленная познавательная деятельность, протекающая в специально организованных условиях. Развивающее обучение выходит за пределы одной учебной дисциплины. Оно направлено на формирование личностных качеств, в том числе и таких качеств как любознательность, трудолюбие, работоспособность, целеустремленность, для которых в школьные годы определяющим является правильная организация познавательной деятельности.
Осуществляя учебно-познавательную деятельность и стремясь к гармоничному ее развитию, за основу должен быть взят принцип единства эмоционального и интеллектуального как важнейшее условие, соблюдение которого позволит сформировать и развить в ребенке так необходимые творческие умения и навыки, с помощью которых он сможет не только познавать мир, но и активно преобразовывать его. Например, осуществление координации уроков музыки и чтения с опорой на принцип единства эмоционального и интеллектуального гармонизирует учебно-познавательную деятельность, придает ей действенный творческий характер, воспитывает в ребенке положительную мотивацию к учению, формирует в нем поисковые, исследовательские навыки, способствует тем самым развитию нестандартно мыслящего человека, обладающего различными средствами и методами познания мира, умеющего и желающего преобразовывать и совершенствовать его.
Активация творческой познавательной деятельности учащихся зависит в большей степени от методов обучения, которые использует учитель. Методы – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей обучения. С помощью методов обучения реализуются образовательная, воспитательная, развивающая функции обучения.
В определении метода следует обратить внимание на три момента.
Первое – деятельность педагога. Он объясняет, демонстрирует, инструктирует, поощряет, наказывает и т.д.
Второе – действия ученика, который слушает, записывает, читает, выполняет и т.д. Осмысление учебного материала, желание его познать, сосредоточится, преодолеть себя – эти действия связаны с интеллектуальной, мотивационной, волевой, эмоциональной сферами школьника.
Третья особенность – взаимодействие учителя и ученика. Она проявляется во внешней деятельности – организация ученика на работу и во внутренней – управления развитием школьника: обучение анализу, синтезу, упражнение силы воли, расширение диапазона социально значимых мотивов и др. Поэтому педагогическая ценность метода определяется не столько внешней формой его выражения, сколько внутренней, раскрывающей творческие возможности развития личности ребенка на уроке. Учитель должен уметь правильно строить свои отношения с учениками, сделать их соучастниками учебно-воспитательного процесса. Для формирования творческой личности школьника необходимо использование всех методов, которыми располагает современная дидактика. При выборе методов обучения педагог ориентируется на те, которые стимулируют познавательную и практическую деятельность, расширяют у них кругозор, содействуют становлению творческой личности. При подготовке к уроку учитель продумывает, каких микросдвигов в развитии внимания, памяти, наблюдательности, фантазии, нравственности школьников он будет добиваться на данном уроке, какие для этого он использует методические приемы. Если педагог не ставит перед собой таких задач, то он не будет целеустремленно работать над их разрешением. Значит, в обучении будет преобладать стихийность. А в результате снизится и воспитывающее, и развивающее значение урока.
Ребенок должен ощущать радость общения с учителем, только в этом случае его познавательный труд будет эффективным, а обучение поистине развивающим. Очень важно, чтобы ребенок, общаясь с учителем в процессе учебно-познавательной деятельности, не только использовал, но и осознавал приемы учебной работы, то есть необходимо обеспечить полное понимание учащимися того, какие интеллектуальные действия они выполняют и зачем они это делают.
При планировании учебной познавательной деятельности детей необходимо четко определить за счет каких видов работы будет обеспечена интенсивность мышления и, что не менее важно, в какой форме учащиеся будут ориентированы на выполнение той или иной учебной задачи. В связи с особенностью детей начальных классов, проявляющейся, в частности, в неустойчивости внимания, необходимости его переключения важно использование разнообразных видов работы с раздаточным материалом, демонстрационных пособий, включение в познавательную игру. Существенным компонентом познавательной деятельности в начальных классах является игра. Игровая форма деятельности детей на уроке должна сочетаться с познавательным содержанием, представляющим собой учебную задачу и предполагающим ее решение. Уроки (особенно в 1-м классе) должны быть с определенным игровым сюжетом. Игровой сюжет – это такая форма организации учебной деятельности, при которой урок пронизывается от начала до конца единой игровой линией, темой высказываний. Но, применяя этот прием, надо помнить, что чрезмерное, частое использование знакомых сюжетов и героев в качестве средств и форм обучения может лишить учебный урок новизны и привлекательности.
Систематичность уроков с единым игровым сюжетом предполагает: а) проведение циклов уроков на заданную тему по одному предмету (например, в течении нескольких уроков математики при знакомстве с таблицей сложения и вычитания ученики вводятся в тему высказываний “Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес”); б) проведение интегрированных уроков (уроки русского языка и литературного чтения связаны общей темой высказываний); соединение уроков и самоподготовок в группе продленного дня. По мере того, как у ученика растет ученический стаж, у него возникает желание самому поучаствовать в рождении игры.
Известно, что один из лучших способов узнать новое – изобрести, поэтому логическим продолжением предлагаемых учителем сюжетов уроков становится придумывание и проведение уроков самими учащимися. Своеобразная игра стала стимулом как для сильных, так и для менее подготовленных учеников. Интерес к творчеству, естественно не ограничивается рамками урока. Познавательная потребность побуждает учащихся охотно выполнять творческие домашние задания. Результаты поиска толкают ребенка к новым знаниям, рождают новые идеи, вызывают желание их проверить и обсудить. Не все рождаются творческими личностями. Однако при создании определенных условий, к числу которых можно отнести развитие самостоятельности предоставление возможности для творчества, самовыражения и самореализации детей, развитие навыков общения, обмена мнениями последует движение вперед по пути познания и творчества.
Поощрение – один из факторов активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников.
Важным фактором активизации познавательной деятельности является поощрение. Впервые годы учебы у ребенка еще мал опыт познавательной деятельности, недостаточно развиты учебные умения, не сформировано самосознание, слабы психические регуляторы деятельности. Учителю важно помнить о неустойчивости мотивов учения, особенно познавательных, у младших школьников, а это приводит к тому, что процесс формирования мотивов учебно-познавательной деятельности может замедлится. Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Поэтому ребенок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании. Американский психолог Торндайк, сравнивая механизмы действия поощрения и наказания, приходит к выводу, что награды имеют тенденцию поддерживать и усиливать любую связь, ведущую к ним, что чувство удовлетворенности, которое вызывает поощрение, намного сильнее, чем чувство неудовлетворенности, вызванное наказанием (Торндайк Э. Процесс учения у человека). Возрастные и психологические особенности младшего школьного возраста указывают на необходимость использования поощрения для достижения активизации учебного процесса. Поощрением не только оцениваются положительные результаты, видимые в настоящий момент, но и само по себе оно подталкивает, побуждает ребенка к дальнейшей плодотворной работе.
Поощрение развивает внимание, память, мышление, формирует познавательный интерес и т.д. Поощрение должно идти от более простого к более сложному.
Поощрение можно классифицировать по средством выражения. Мимические и пантомимические - улыбка учителя, учитель погладил по голове, аплодисменты товарищей, ласковый взгляд учителя, пожатие руки …
Словесные: Умница! Молодец! Солнышко! Прекрасно! Звездочка!
Материализованные – благодарность в дневнике, различные грамоты, значки.
Деятельностные – познавательная игра, более сложные задания.
Наибольшим успехом пользуется поощрение деятельность – игрой. Несмотря на то, что учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте, игра занимает прочное место в их жизни, этим и объясняется предпочтение учениками этого вида поощрения.
Выбор поощрения зависит от личности самого учащегося, от того насколько сформирован у него познавательный интерес, от подготовленности ребенка к поощрению, от успеваемости детей, от работы учителя в этом направлении.
В результате успешного применения поощрений возрастает познавательная активность. Поощрение должно применяться в системе объективно;
- наиболее эффективно использование двух или нескольких видов поощрений;
- учитывать индивидуальные возможности и развития детей, их подготовленности;
- идти от занимательных поощрений, основанных на эмоциях, к сложным, наиболее эффективным формам поощрений – деятельности.
Итак, среди важнейших требований к организации познавательного процесса детей начальных классов в условиях развивающего обучения можно выделить:
- Гуманистическое отношение к детям, максимальный учет их индивидуальных особенностей, создание атмосферы, благоприятствующей их всестороннему развитию.
- Целенаправленность построения обучения с учетом его эффективности для общего развития детей.
- Стремление к обеспечению полного осознания детьми приемов учебной работы.
- Использование разнообразных видов деятельности на уроке с целью переключения внимания учащихся в связи с его неустойчивостью.
- Включение новых знаний в практическую деятельность учащихся как необходимое условие их успешного усвоения.
- Сочетание игровой формы с учебным содержанием заданий, применяемых в обучении.