Масштабный кинопроект "Возрождение детского кино в России"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Содержание юбилейного проекта.

1. Возрождение детского кино в России.

  • Цели.
  • Задачи.
  • История создания киномастерской игровых фильмов “ТЕАТР-КИНО”.

2. Правила поведения учащихся в творческом объединении

3. Авторская образовательная программа “Начинающий актер игрового фильма”

4. Сценарный план Киномарафона с сентября 20__ г. по сентябрь 20__ года

5. Методические разработки Киномарафона в рамках занятий по экранной культуре

6. Приложение (собственные разработки педагога )

  • Список фильмов созданных режиссером студии с 1994 года по 2010 год.
  • Анкета-отзыв о фильме для родителей и гостей.
  • Анкета “Назовите ваши любимые …..” – для детей.
  • Творческий практикум для составления мини-рецензий о фильмах мастерской.
  • Анкета “Карта чувств, желаний, ощущений” для учащихся.
  • Творческие задания для детей по основам Экранной культуры.
  • Экспресс-интервью для детей “Если бы я был .........”.
  • Анкета-вопросник “Вериш ли ты, что у кино в России есть будущее?”
  • Вопросы об известностях кинематографа прошлых лет.
  • Анкеты для детей “Шуточные объявления – “Спешу в кино!”

7. Результаты проведенного Киномарафона

  • “Почему современные режиссеры не хотят снимать детское кино?!”

(Высказывания учащихся по результатам анкетирования.)

  • Советы юным актерам “Как найти общий язык с режиссером”.

(Высказывания учащихся по результатам анкетирования.)

  • Ответы учащихся на вопрос “Верят ли дети, что у детского кино в России есть Будущее!
  • Эпилог “ А в заключении я хочу сказать, что ………….”

8. Поздравление “Дорогому режиссеру _________________”

9. Итоги практических занятий с детьми, участие в конкурсах и размещение публикаций материала на сайтах интернета.

1. Творческое кинообъединение игровых фильмов и телепрограмм для детей “ТЕАТР-КИНО” – это масштабный кинопроект, цель которого возрождение детского кино в России. Необходимость создания этого проекта продиктована прежде всего потребностью учащихся в самовыражении в области кинематографа .Важна для нас и потребность зрителя в хорошем кино, ценность которого измеряется не количеством спецэффектов на минуту фильма, а оригинальностью идеи и глубиной смысла. Для того чтобы совершить эти открытия, нашей студии нужна новая генерация авторов. Авторов, способных изобретать, экспериментировать, создавать новое, тем самым расширяя возможности киноязыка.

Помочь раскрыться таланту детей – наша главная задача. Для ее осуществления в рамках занятий по авторским программам у нас действует целый ряд проектов. Каждый из них направлен на решение отдельных проблем, с которыми приходится сталкиваться во время учебного съемочного процесса с детьми.

Поэтому совместное участие педагогов в коллективном проекте дает возможность детям не только получить достойное образование в области киноискусства, но и помогает молодым авторам претворить в жизнь их творческие замыслы.

Цели:

  • Приобщение молодого поколения к достижениям кинематографа современности и прошлых лет.
  • Воспитание высокой нравственной культуры, духовности, патриотизма подрастающего поколения.
  • Развитие творческого мышления у подростков.

Обучающие задачи.

  • Развитие творческих способностей подростков.
  • Раскрытие творческого потенциала личности.
  • Знакомство учащихся с кинопрофессиями.
  • Приобретение первичных практических навыков совместного кинопроизводства.
  • Расширение общего кругозора в виде занятий по экранной культуре на воскресных семейных кинопоказах.
  • Обучение умению концентрироваться на поставленной цели.

Способы осуществления поставленных задач выполняются на основе следующих программ:

  • Образовательная программа педагога на пять лет обучения.
  • Программа кинопоказа фильмов “КИНОМАРАФОН”.
  • Создание фильмов с подростками в рамках ДТТО “ТЕАТР-КИНО”.

История мастерской “ТЕАТР-КИНО”.

Была придумана и организована для ребят и с помощью ребят в 1994 году. Почему название состоит из двух слов?!

Оно должно быть емкое и точное, яркое и броское. Слово “театр” – характеризуется как сценическое актерское творчество, а слово “кино”, говорит о специфике и направленности кинопроизводства добрых фильмов для любопытных ребят. И еще почему “ КИНО”, а оно в дословном переводе означает движение, а “ТЕАТР” – искусство. Мастерская “ТЕАТР-КИНО” возникла 15 лет назад для того, чтобы создавать движение в киноискусстве. Официальной датой ее открытия считается 27 сентября 1994 года. На данный момент эта мастерская заслуживает громкого названия как Творческое кинообъединение для детей “ТЕАТР-КИНО”. В 2008 году был запущен кинопроект для творческой молодежи интересующейся кино, каждый месяц проходили кинопоказы, лекции дискуссии, практические занятия, мастер-классы, которые были объединены в единую программу обучения под названием – “КИНОМАРАФОН”. Такое обучение дало возможность подросткам получить комплексное полное представление о киноязыке и кинопроцессе. На данный момент было просмотрено свыше ста фильмов, созданной самой же мастерской за прошедшие пятнадцать лет своего существования. В сентябре 2009 года юные сценаристы, актеры и операторы стали участниками 15-го Юбилея. Творческое объединение “ТЕАТР-КИНО” продолжает заниматься созданием и популяризацией произведений киноискусства в России. Фильмы выходят на DVD, показываются на фестивалях и всякий раз вызывают большой зрительский интерес.

Кто может быть учащимся?!

Ребята в возрасте с 8 до 17 лет, которые имеют разнообразные выраженные таланты. И конечно все те, которым интересно узнать что-то новое, научиться чему-либо, попробовать свои силы в качестве актеров, драматургов, операторов, а может и режиссеров-постановщиков детской игровой юмористической телепрограммы.

Прогнозируемые результаты:

  • Обучающие кинопоказы в рамках занятий по экранной культуре в соответствии с программой обучения.
  • Участие созданных фильмов в разных киновидеофестивалях.
  • Мастер-классы, семинары, конкурсы по актерскому, режиссерскому, операторскому мастерству для обучающихся.
  • Создание учащимися самостоятельных творческих проектов (от сценария до съемки и дальнейшей обработки фильмов).

Наш девиз: “Вместе мы кино снимаем – НИКОГДА НЕ УНЫВАЕМ!”

2. ПРАВИЛА поведения участников творческой мастерской “ТЕАТР-КИНО”.

  1. Живи во время киносъемок так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо!
  2. Каждую вещь верни на ее родное место!
  3. Не прикасайся к технике, она очень дорогая; техника в руках дикаря – куча металла!
  4. В здоровом теле – здоровый дух; почаще мой руки с мылом, т.к. чистота – залог здоровья!
  5. Пригласили в кадр – соглашайся, т.к. это твоя святая обязанность!
  6. Не мусорить: на подоконниках, на лестнице, в раковины и унитазы, н и г д е!
  7. Обещай медленно, а выполняй быстро!
  8. Будь честным во всем, лгут только трусы!
  9. Учись понимать и любить природу!
  10. Не стесняйся быть вежливым, не хвастайся, не хами, не будь грубым!
  11. Не подводи своих товарищей под ответ за свои поступки!
  12. Не доноси и не сплетничай!
  13. Всегда помни: отвечать за плохой поступок должен ты сам, а не твои родители!
  14. Будь примером для младших кинематографистов, помогай им словом и делом!
  15. Уважай чужое горе, печаль, радость, веселье, отдых, труд, сон и покой.
  16. Знай: победа говорит, что ты можешь, а поражение – что ты стоишь!
  17. Проходя мимо кинорежиссера: улыбнись, выслушай, беги немедленно исполнять!
  18. Курение, игра в азартные игры и употребление нецензурных слов у нас запрещены!
  19. Всегда помни! На кинофестивале или во время киносъемок по твоим поступкам судят не только о тебе, но и о нашей к и н о с т у д и и, о нашем городе МОСКВЕ!!!

3. Департамент образования г. Москвы Южное окружное управление образования ГОУ Московский городской центр дополнительного образования детей “Детский телевизионный учебный центр” ЮАО.

Программа по дополнительному образованию “Начинающий актер игрового фильма”, направленность – художественно-эстетическая.

Срок реализации – 5 лет.
Возраст детей – 8–14 лет.

1. Пояснительная записка.

Введение. Для миллионов зрителей искусство телевидения, т.е. телефильма – олицетворяется в актере. Актер вообще занимает совершенно особенное место в духовном мире зрителей. Воплощение лучших человеческих свойств, некий задушевный, хоть и далекий друг, норма поведения, законодатель вкусов, пример для подражания – вот чем стал актер для миллионов людей. Актеру на экране отводится не только роль исполнителя героя, его игра – память истории навечно зафиксированная пленкой. Поэтому каждому времени не безразлично, кто его выражает на экране. Профессия актера очень важна в искусстве игрового кино. Актер должен быть достоверен, более того, экран усиливает самые тонкие нюансы актерской игры, и мимика и жесты его должны быть очень сдержанными, точно рассчитанными, очень выразительными. Первое, что запоминается в фильме, это лицо, его персонаж – это визитная карточка фильма. От внешности, голоса, манеры исполнения зависит не так уж мало. Киноактер также должен обладать особым даром перевоплощения. Он должен быть готов к любым требованиям, которые может предъявить к нему техника съемки. Поэтому делаем вывод, что актер в фильме незаменим – потому что он, и только он – воплощает в себе самое неповторимое из того, что может зафиксировать видеокамера.

2. Направленность настоящей образовательной программы, характеризуется как художественная.

Новизна заключается в том, что занятия по ней позволяют подростку познакомиться близко с профессией актера на телевидении, ранее эта профессия ему была знакома только по увиденным фильмам. В процессе занятий подростки получают возможность непосредственно самим попробовать свои силы на съемках телефильмов в качестве актеров, что как известно вызывает у них большой интерес (это и есть актуальность программы).

Первоначальные знания и навыки актерского мастерства позволяют наиболее талантливым детям в дальнейшем успешно обучаться актерской профессии и совершенствоваться в ней .Таким образом, настоящая программа является по существу первой ступенью в воспитании личности будущего актера, когда у подростка укрепляется интерес к выбран – ному им направлению творчества и закладываются основы будущей профессиональной деятельности. В этом, возможно, и заключена педагогическая целесообразность данной программы.

3. Цели программы.

Специальная – приобретение знаний и навыков актерского мастерства.

Профессионально-орентировочная – ознакомление с профессией актера для поступления в ВУЗы.

4. Задачи программы

  • Ознакомить с ОЭК в области кино и телевидения (освоение произведений экрана).
  • Научить подростка перевоплощаться в сценическую роль.
  • Развить пластическую выразительность на сценической площадке.
  • Отработать правила этикета в по взаимодействию с партнерами по роли.
  • Развить речевой аппарат во время произношения актерских реплик.
  • Закрепить смелость публичного выступления на съемке (готовность в любую минуту выйти в “кадр”).

5. Отличительные возможности. Обучаясь по программе, подросток учится актерскому мастерству и перевоплощению (произносит реплики персонажей, разыгрывает актерские этюды, снимается в телефильмах и игровых телепрограммах).

В процессе занятий подросток учится бороться за внимание зрителей, это достигается благодаря знаниям правил этикета поведения актера на съемочной площадке, принципов выразительного произнесения, а также владения техникой грима и умения выбрать костюм .

Программа предусматривает реализацию разнообразного творческого потенциала подростков с помощью проведения игровых турниров, конкурсов, викторин . Кроме того, ребята получают знания основ экранной культуры через просмотры лучших кинофильмов и телефильмов, созданных профессионалами и через посещение и участие в детских конкурсах и фестивалях по данному направлению деятельности.

6. Возраст детей. Настоящая программа рассчитана на обучение подростков в возрасте 8–12 лет.

7. Сроки реализации. Программа реализуется в течении 5 лет, в три этапа.

На освоение полного курса отводится 904 педагогич. часа (1056 пед. ч. с резервом).

1 год обучения – является Подготовительным, во время которого учащиеся овладевают основами актерского мастерства, а также идет знакомство с техникой грима, правилами этикета, основами экранной культуры и психологическим тренингом.

На этом этапе проводятся индивидуально-групповые занятия по 2–3 человека в подгр.

Теории. 38 ч. Практики – 114 ч. На год обучения – 144 ч (152 ч. с резервом). Состав группы – постоянный . В группе – 10–12 человек.

2, 3, 4 год обучения – Основной этап, во время обучения подростки продолжают изучать актерское мастерство. Переходят от актерских этюдов к разыгрыванию сюжетов. На этом этапе проводится индивидуально-групповые занятия по 2–3 человека в подгр.

Теория – 38 ч., практики – 188 ч. На год обучения – 216 ч. (226 ч. с резервом). Состав группы – постоянный. В группе – 12–10 человек.

5 год обучения – Заключительный этап. Во время этого этапа подростки под руководством педагога подходят к самостоятельной творческой деятельности в выборе костюма для съемки рекламного сюжета, разработке сценарного плана для видеоклипа. Идет усложнение навыков актерского мастерства при подготовке фильма – фэнтези . Необходимость индивидуально-творческого процесса выражена в подготовке ролей для постановок будущих фильмов. На этом этапе проводится индивидуально-групповые занятия по 2–3 ч.

Теория – 38 ч., практики – 188 ч . На год обучения – 216 часа. (226 ч. с резервом). Состав группы – постоянный. В группе – 10–8 человек.

8. Форма обучения и режим работы.

Настоящая образовательная программа реализуется в следующих формах обучения:

  • лекции по основам этикета актера и технике грима;
  • репетиции сценических ролей в телепостановках игровых, рекламных сюжетов, постановок фильмов и видеоклипов;
  • участие в конкурсах актерского мастерства для выявления лидеров группы;
  • видеозанятия, творческие отчеты, творческие встречи, творческие практикумы для взаимообучения детей, киномарафоны или кинозалы выходного дня вместе с родителями;
  • просмотр и обсуждение фильмов с целью определения их жанровой формы путем использования анкеты “ НАЗОВИТЕ ВАШИ “ и карты чувств, желаний и ощущений.

Анкета “Назовите ваши ...”

1. Ваши любимые фильмы …
2. Ваших любимых киногероев …
3. Фамилии известных вам киноактеров …
4. Фамилии известных вам кинорежиссеров …
5. Фамилии известных вам кинооператоров ...

Карта “чувств, желаний, ощущений”

1. Что мы чувствуем, когда смотрим фильм?
2. Что мы хотим от кино? (Ожидания и предчувствия, приключения, переживания.)
3. Справедливое воздаяние каждому по заслугам, по его делам…
4. Ваши ощущения после сеанса? (Радость, счастье, сожаление.) 
5. Что еще ?..

Учащийся ___________________________________________________________________

Творческой мастерской________________________________________________________
“ТЕАТР-КИНО”

Все эти формы обучения направлены на расширение знаний об актерском мастерстве, в области сценического движения, сценической речи, формирование произношения сценических реплик. Такие занятия полезны любому подростку, т.к. осуществляется развитие интеллекта.

9. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  • проведение занятий в форме соревнований, викторин, КВН, развлекательных шоу-программ;
  • творческие отчеты в форме конкурсов актерского мастерства, конкурсов по гримерному искусству, проведение мини- концертов;
  • творческие задания и упражнения по основам экранной культуры;
  • участие в конкурсах и фестивалях разного уровня по данному направлению деятельности;
  • проведение нестандартных занятий, объединенных общим сюжетом, таких, как – занятия – путешествия, занятия – сказка, занятия – сюрприз, занятия- турнир, занятия - встреча, занятия – фантазия, занятия – драматизация, занятия – дискуссия, занятия – отчет.

10. Ожидаемые результаты и способы проверки:

Этапы реализации программы Что должен знать учащийся Что должен уметь учащийся Способы проверки
1. Подготовительный этап

1 год обучения

Понятие “Визитная карточка актера” Умение перевоплощаться (изменение голоса, характера, привычки ) Актерские этюды
2. Основной этап

2, 3, 4 год обучения

Диапазон ролей в соответствии с жанрами телефильмов Должен суметь сыграть роль в  соответствии с предложенной жанровой формой Исполнение ролей в игровом сюжете
3. Заключительный этап

5 год обучения

Принципы построения мизансцены Разработать постановочный план Съемки в клипе

11. Учебно-тематическое планирование

1-й год обучения.

п/п Название темы Всего: Практика Теория
1. Вводное занятие, правила по т/б 2 2 -
2. Введение в актерскую профессию 10 8 2
3. Работа актера над сценарием 10 6 4
4. Этикет современного актера 10 8 2
5. Актерско-психологический тренинг 24 20 4
6. История гримерного искусства 10 6 4
7. Творческий практикум 20 14 6
8. Сценические игры 16 12 4
9. Основы экранной культуры 28 24 4
10. Сказочная киносъемка 20 16 4
11. Итоговое занятие 2 2 -
12. Организационные 8 6 2
13 Всего по программе 144 (152 ) ч. 108 (114) ч. 36 (38) ч.

12. Содержание программы:

1-й год обучения.

1. Вводное занятие.

Педагог инструктирует по технике безопасности. Объясняет правила поведения в классе, в съемочном павильоне, знакомит с учебным планом на год, отмечая свои требования, знакомит со спецификой изучаемых предметов.

2.

*
*
*
*

Введение в актерскую профессию.

Знакомство с понятием “Визитная карточка актера”
Усвоение понятия “дар перевоплощения”
Закрепление правил поведения в мизансценах
Осмысление всего материала, связанного с ролью

3.

*
*
*
*
*
*

Работа актера над сценарием.

Знакомство со сценарием фильма
Станция “ЧИТАЙКА”
Выбор роли и обсуждение темы сценария.
Рассказ “Эстафета” – придумывание окончания сценария
Конкурс идей “Что бы я сделал, чтобы помочь начинающему актеру ?”
Защита фантастических проектов “Актер – 21 века”

4.

*
*
*
*
*
*
*
*
*

Этикет современного актера

Лекция “ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ”?
Инсценировка “Непрошенный гость”
Выездная экскурсия “Я поведу тебя в музей кино”
Тренинг “Позвони, мне позвони”
Беседа “Игра вежливых”
Ролевая игра “Ваше поведение – это ваше все”
Игра “НЕТ” и “НЕ” в ЭТИКЕТЕ
Семинар “Нужно ли говорить правду”
Шуточный тест “Счастливого пути”

5.

*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*

Актерско-психологический тренинг.

Воображение – глаза души “Формирование событий”
Разыгрывание этюдов “На отдыхе”
Сценическое перевоплощение “Разыгрываем конфликт”
Партнерство в актерской игре “Передача настроения”
Воздействие словом “Слово в жизни и на сцене”
Через творчество к самосовершенствованию “Сценические импровизации”
Эмоции и жизненные силы “Относительность эмоций”
Наши социальные роли “Разыгрывание ситуаций”
Моральные заповеди человека “Уважение и самоуважение”
Человек, будь человеком “Что такое человеколюбие”
Интеллектуально-творческие дела Миниатюры “Полезные дела”, “Акция милосердия”
Десять заповедей творческих личностей (по П.Вайнцвангу)
Тест – “Твой творческий потенциал”

6.

*
*
*
*

История гримерного искусства

Основные сведения о гриме
Развитие гримерного искусства в России
Грим,как компонент сказочного образа
Грим и троансформация образа
Грим “Детское лицо” (раны, шрамы, синяки, мушки, слезы)

7.

*
*
*
*
*
*

Творческий практикум.

Конкурс юных сказочников “В гостях у Русалочки”
Игровая программа “Сказочный чемпионат”
Викторина “Сказочный Алфавит”
Сказочный карнавал “Разные маски у веселой сказки”
Брейн-ринг “Сказочное Ассорти”
Игра для знатоков “Сказочный Покер”

8.

*
*
*
*
*

Сценические игры на знакомство и адаптацию

Шуточная олимпиада по сплочению детского коллектива
Сказочно-сюжетные эстафеты
Цирковые представления – этюды
Стихотворные импровизированные сказки
Командные игры на скорость, сноровку, смекалку

9.

*
*
*
*
*
*
*
*
*

Основы экранной культуры.

Вечер-отчет “Путешествие в мир кино”
Творческий вечер “Что такое грамотный зритель ?”
Мастер-класс “Откуда пришло кино”
Творческая встреча “Открытие языка кино”
Творческий отчет “Крупным планом”
Мини-рецензия “В поисках нового кино”
Творческий отчет “Страницы истории кино”
Кинодиспут “Виды и жанры кино”
Творческий отчет “Стилистика авторского кино”

10.

*
*
*
*
*

Съемка

Съемка конкурса “В гостях у Русалки”
Съемка программы “Сказочный чемпионат”
Съемка карнавала “Разные маски у веселой сказки”
Съемка брейн-ринга “Сказочное Ассорти”
Съемка знатоков “Сказочный Покер”

11. Итоговое занятие.

Подведение итогов за год. Определение достигнутых успехов за год, анализ неудач. Работа над ошибками.

13. Учебно-тематическое планирование.

2-й год обучения.

п/п Название темы Всего: Практика

Теория
1. Вводное занятие, правила по т / б. 2 2
2. Основы актерской профессии 10 8 2
3. Работа актера над сценарием 38 32 4
4. Этикет актера на съемочной площадке 18 14 4
5. Актерский тренинг 90 84 6
6. Основы грима 28 24 4
7. Творческий практикум 38 34 4
8. Сценическая ритмопластика 28 24 4
9. Основы экранной культуры 44 40 4
10. Съемка телепроб, этюдов, сюжетов 44 40 4
11. Итоговое занятие 2 2
12. Организационные 10 8 2
13. Всего по программе 216 (226) ч. 180 (188) ч. 36(38) ч.

14. Содержание программы

2 год обучения

1. Вводное занятие.

Педагог инструктирует по технике безопасности. Объясняет правила поведения в классе, в съемочном павильоне, знакомит с учебным планом на год, отмечая свои требования, знакомит со спецификой изучаемых предметов.

2.

*
*
*
*
*
*
*

Основы актерской профессии

Творческие задания на сценической площадке “ПРОФЕССИОНАЛЫ”
Упражнения по развитию речи (дыхательная, голосовая, артикуляционная гимнастика )
Подвижные командные игры “Шуточная олимпиада”
Драматургические опыты (импровизированные показы, инсценировки произведений детских писателей, конфликтные ситуации, арактеры и поступки героев)
Игры с использованием карточек “Артисты пантомимы” (готовятся заранее )
Задания, выполняемые в зале и на сцене “Что бы это значило”, “Скульптор и модель”
Массовые сценки из современной жизни “Пресс-конференция”

3.

*
*
*
*
*
*

Работа актера над сценарием.

Выбор роли и обсуждение темы сценария.
Выделении эпизодов в сценарии и их пересказ.
Поиски музыкального решения.
Переход к тексту, уточнение мотивов поведения актера.
Репетиция всей сцены целиком.
Уточнение темпоритма постановки.

4.

*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*

Этикет актера на съемочной площадке.

Беседа “ОДИН ДЕНЬ ВОСПИТАННОГО ЧЕЛОВЕКА”
Отработка правил сценической этики.
Развитие чувства партнерства.
Сохранение творческой свободы актера
Развитие культуры общения в коллективе
Мини-спектакль “Болтовня”
Ролевая игра “В чем залог твоего успеха ?”
Ролевая игра “Чувство времени. Благодарность”.
Игра “Юмор, Сатира”
Семинар “Этические ситуации”
Лекция “Вся наша жизнь – игра”
Беседа “Общение по Интернету”

5.

 

 

*
*

*

*

*
*

Актерский тренинг.

Усваивая тренинг ребята овладевать своими эмоциями, чувствами, смогут раскрепощаться, проявлять себя достойно в нестандартных ситуациях, находить выход из трудных ситуаций, преодолевать комплексы, усвоят основы пантомимы и пластики.
У учащихся также повысится стремление к постоянному культурному росту.
Знакомство с актерским тренингом: упражнение на внимание, на развитие памяти.
Актерский звукоряд “О А У Ы И”. Аукцион “У лукоморья” – отгадывание произведений А.С. Пушкина.
Ввод новых упражнений на внимание (двойная цепочка хлопков), упражнения на пластику . проведение этюдов. Пантомима “Живая картина”.
Повторение, закрепление полученных навыков, упражнений на дикцию – чтение скороговорок – скороговорная пятиминутка. Задания на различные ситуации в игре “Профессор и студент”.
Ввод новых упражнений на внимание и реакцию в игре “Автобус в час пик”.
Упражнения “Звукоподражатель”.

6.

*
*
*
*

Основы грима.

Знакомство с приемами наложения грима.
Знакомство с видами грима (конкурсный, карнавальный, театральный)
Мимика и грим актера
Взаимосвязь грима, прически и костюма в сценическом образе.

7.

*
*
*

*

Творческий практикум.

Конкурс актерского мастерства “ Мисс Очарование “ (мода, хобби, пародия на песню, диктор телевидения, танцы, рекламная пауза ).
Конкурс по гримерному искусству “ Разрисуй себя “ с помощью несложных
приемов превращения в клоуна . вампира, колдуна, бабочку и др.
Викторина “ В В В “ – Вечер веселых вопросов, Развитие смекалки, остроумия, прогнозлотерея.
Миниконцетр: пантомима, экспромт, импровизация в озвучивании отрывков и т.д.

8.

*
*
*
*
*

Сценическая ритмопластика.

Игры на развитие двигательных способностей, координация движения.
Ритмические этюды, быстрота реакции.
Чувство ритма, пластика движений рук.
Музыкально-пластические импровизации
Жесты – как важное средство выразительности

9.

*
*
*
*
*

Основы экранной культуры.

Вводное занятие. Беседа о фильмах и телепередачах. Рассказ о своих любимых фильмах.
Что такое экранные искусства. Кино, видео, телевидение- что у них общего?
Работа над восприятием и навыки анализа фильма.
Развитие внимания к внешнему облику героев/ выражение лица, походка, мимика, костюм.
Общее настроение фильма, смена эмоционального состояния в процессе просмотра фильма.

10.

*
*
*
*

Съемка.

Съемка телепроб в КАМ – “Мисс очарование”
Съемка конкурсной программы “Разрисуй себя”
Съемка телеэтюдов на заданную педагогом тему.
Съемка итоговых телесюжетов в Миниконцерте.

11. Итоговое занятие.

Подведение итогов за год. Определении достигнутых успехов за год, анализ.

15. Учебно-тематическое планирование.

3-й год обучения.

п/п Название темы Всего: Практика Теория
1. Вводное занятие, правила по т/б. 2 2
2. Основные актерские закономерности 14 12 2
3. Понятие современности актера 22 20 2
4. Диапазон ролей в соответствии с жанрами телекино 23 21 2
5. Актерский тренинг 99 93 6
6. Гримерное искусство 28 24 4
7. Творческий практикум 36 30 6
8. Сценическая ритмопластика 28 24 4
9. Основы экранной культуры 44 36 8
10. Съемка теленовелл, мини-фильмов и игровых телепрограмм 44 40 4
11. Итоговое занятие 2 2 -
12. Организационные 10 8 2
13. Всего по программе: 216 (226) ч 180 (188) ч. 36 (38) ч.

16. Содержание программы.

3-й год обучения.

1. Вводное занятие.

Инструктаж по т/ б, знакомство с планом работы на год.

2.
*
*
*
*
Основные актерские закономерности.
Перевоплощение актера в образ.
Движение по событиям, факту, охвату роли.
Логика и последовательность действий.
Вкладывание в роль частичку самого себя.
3.
*
*
*
*
Понятие современности актера.
Диалектика души в современной актерской игре.
Развитие актерской техники, способствующей освобождения от наигрышей, фальши.
Отработка такого понятия: как “ рождение характера героя “
Установление живых связей самого персонажа со средой в постановке.
4.
*
*
*
*
Диапазон ролей в соответствии с жанрами телекино.
Комедийный актер
Фантастический актер
Мифологический актер.
Приключенческий актер.
5.
*

*
*
*
*

Актерский тренинг.
Повторение упражнений, ввод новых . Пример:” Зрители и артисты “ – на внимание.
Дружеский портрет” – на пластику; актерские этюды.
Новые упражнения на дикцию (с орехами во рту ), скороговорки . Репетиции с опорными словами в репликах.
Задания на различные ситуации. Репетиции с опорными словами в репликах.
Выбор пьесы сценария. Разговор об авторе, эпохе, людях того времени. Задача и сверхзадача роли.
Характер сценического рисунка героев. Импровизация на основе текста роли.
6.
*
*
*
*
Гримерное искусство.
Понятие сценического грима..
Правила наложения портретного грима.
Цвет, освещение и грим.
Грим и жанр кино .
7.
*
*
*

*

Творческий практикум.
КВН “ Остров Буян “- конкурсы, развлечения, состязания.
Литературная игра по призведениям писателей 19 Века. Телеграммы, отрывки, персонажи, которые надо угадать.
Конкурс актерского мастерства “ Именинное телевидение “ . Сцена знакомств, ведущие телепередач: “ Герой дня “, “ Песня 2000…”, реклама на ТВ, рецензия.
Видеоконкурс актерского мастерства “ Король и Королева Экрана – 200….. года “
8.
*
*
*
*
Сценическая ритмопластика.
Действие с воображаемыми предметами .
Пластика свободных образов и характеров сказочных героев.
Пластика тела в импровизированном спектакле.
Тренировка веры, фантазии и пластической выразительности.
9.
*
*
*
*
*
Основы экранной культуры.
Вводное занятие. Кино и другие виды искусств.
Кадр в фильме: из чего состоит фильм ? Кино – рассказ в кадрах.
Сюжет фильма, поступки героев, настроение и чувства героев и зрителя.
Соединение кадров и рождение нового смысла.
Обмен впечатлениями и мнениями о фильмах, просмотренных за год.
10.
*
*
*
*
*
Съемка.
Съемка конкурсно- игровой программы КВН “ Остров Буян “
Съемка телеигры “ Литературное лото “
Съемка игровых теленовелл в разделе “ Именинное телевидение “
Съемка короткометражного фильма.
Съемка видеоконкурса “ Король и Королева Экрана – 200……года “
11. Итоговое занятие.
Подведение итогов за год. Анализ успехов и неудач . Развлекательная программа “ Детское телевидение “. Закрепление знаний по телевизионным профессиям, изготовление эмблем свои телекомпаний.

 

17. Учебно-тематическое планирование.

4-й год обучения.

п/п Название темы Всего: Практика Теория
1. Вводное занятие, правила по т /б. 2 2
2. Система жанров телефильмов 18 16 2
3. Актерские репетиции постановок 67 63 4
4. Работа актера с режиссером 36 32 4
5. Работа с костюмом и предметами игрового реквизита . Изготовление масок и деталей костюма . 34 30 4
6. Творческий практикум 50 44 6
7. Грим в кинематографе 14 10 4
8. Творческая копилка 38 32 6
9. Съемка рекламного сюжета, видеоклипа, фильма – фэнтези, творч. Прогнозов актеров на будущее время . 52 48 4
10. Просмотр фильмов и обсуждение сыгранных ролей актеров 29 25 4
11. Итоговое занятие 2 2
12. Организационные часы 10 8 2
13. Всего по программе: 216 (226)ч. 180 (188)ч. 36(38)ч.

18. Содержание программы.

4-й год обучения.

1. Вводное занятие.
Инструктаж по т/ б, знакомство с планом работы на год. Обсуждение программы “ Повеселимся от души “
2.
*
*
*
*
*
*
Система жанров телевидения.
Мелодрама
Телевизионные жанры: развлекательные программы, телеигры.
Рекламный сюжет.
Телесериалы, теленовеллы, телероманы
Видеоролики, видеоклипы.
Фильмы ужасов, фильмы катастроф.
3.
*
*
*
*
Актерские репетиции.
Этюдный метод отработки ударений . Введение понятия – атмосфера сценического пространства. Упражнение “ рецензия на фильм.
Знакомство учащихся с построением сценического образа. Составление “ автобиографии “ героям из прошлого.
Понятии сценического действия. Пантомима: немое кино “ на основе басен И.А. Крылова
Развитие понятия “темпоритм постановки “.Упражнение “ Безголосый конферасье “Репетиции юмористического видеоклипа.
4.
*
*
*
*
Работа актера с режиссером.
Характеристика быта героев.
Сверхзадача поступков героев.
Мысленное распределение роли на весь съемочный процесс.
Отработка мгновенной мобилизации актера и сиюминутного творчества в эпизоде.
5.
*
*
*
*
*
Работа с костюмом и предметами реквизита.
Творческое задание “ Лесной универмаг “ (придумывание одежды).
Творческое упражнение “ Специализированный магазин для нерях “ ..
Кинопробы “ Звезды американского и европейского кино “ (кумиры кино).
Творческие задания “ Новый фантастический инвентарь “ – фильм фэнтези.
Изготовление масок и деталей костюмов в импровизированных конкурсах.
6.
*
*

*

*

Творческий практикум.
Вечер импровизации “ Подарок для всех” (игры, конкурсы, разминка, танцы, пословицы И т. д.
Конкурс музыкального видеоклипа “ Начинающий актер “ . Звание: лучший актер, настоящая леди. Конкурс – “, актриса “, “ Мечта “, “ Болтуны “, выбор победителя “ ТЕЛЕЗВЕЗДА “.
Турнир – викторина “ Разнобой” .Соревнование команд: разминка, “ Устами младенца”, “ Черный ящик “, Мы интеллектуалы “, “ Почему, зачем и как ? “ – развитие артистизма, выдумки, находчивости, чувства, расширение кругозора.
Творческий конкурс “ Я, Лидер группы …….” (победитель года).
7.
*
*
*
*
*
Грим в кинематографе.
Грим и жанр кино.
Актер и грим.
Техника грима, инструменты, краски, гигиена.
Новые направления в современном искусстве грима.
Взаимосвязь грима, прически и костюма в сценическом образе актера.
8.
*
*
*
*
Творческая копилка.
Составление сценарного плана конкурсов, программ, развлекательных вечеров и т.д.
Разработка собственной мини- рецензии для оценки фильмов.
Импровизация самостоятельного съемочного процесса в творческих группах.
Творческая копилка: отбор средств создания кино. Советы по сохранению творческой свободы на протяжении всего фильма.
9.
*
*
*
*
*
Просмотр фильмов и обсуждение сыгранных ролей.
Профессии и характеристики создателей фильмов.
“ Творческая копилка “ – отбор средств и приемов актеров.
Обсуждение сыгранных ролей: оценка, ошибки, похвала.
Общие законы экрана. Просмотр и обсуждение разных видов кинематографа.
Специфика телевидения.
10.
*
*
*
*
*
Съемка.
Съемка “ Творческих прогнозов “ в форме интервью, используя импровизацию “ Подарок для всех“.
Съемка музыкального видеоклипа.
Съемка рекламного сюжета “ Начинающий актер “.
Съемка фильма – фэнтези.
Съемка конкурса “ Я, ЛИДЕР, группы! “
11. Итоговое занятие.
“ Творческие прогнозы актеров “ в форме интервью. Конкурс юмористов, создание афиши своей телестудии, советы по проведению фестивалей.
Награждение лучших актеров – лидеров.

 

19. Учебно-тематическое планирование.

5-й год обучения.

п/п Название темы Всего: Практика Теория
1. Вводное занятие, правила по т /б. Вечер-игра “ В киностудии” 2 2
2. История экранных искусств 34 32 2
3. Гимнастика чувств актеров на площадке 68 64 4
4. Режиссерско-педагогическое общение 34 28 6
5. Изготовим костюм 18 6 2
6. Творческий практикум 50 44 6
7. Творческие задания по гриму 14 10 4
8. Творческая копилка 38 32 6
9. Съемка творческих проектов, конкурсов и прогнозов актеров на будущее время . 52 48 4
10. Воскресный кинозал. Обсуждение сыгранных ролей актеров 30 26 4
11. Итоговое занятие 2 2
12. Организационные 10 8 2
13. Всего по программе: 216 (226)ч. 180 (188)ч. 36 (38)ч.

20. Содержание программы.

5-й год обучения.

1. Вводное занятие.
Инструктаж по т/ б, знакомство с планом работы на год. Обсуждение программы “ В киностудии “
2.
*
*
*
*
*
*
История экранных искусств.
Экран – спутник нашей жизни.
Язык экрана.
Наше восприятие.
Выразительность кадра.
Реальность экранного мира.
Краткие сведения о истории кино, телевидения, видео.
3.
*
*
*
*
*
*
Гимнастика чувств актеров на площадке.
Сценическое внимание.
Артистическая смелость.
Взаимодействие и взаимозависимость партнеров.
Память ощущений и физических самочувствий.
Темпоритмы постановки.
Психофизиология творческого тренинга.
4.
*
*
*
*
*
*
*
Режиссерско-педагогическое общение.
Инсценированные педагогические задачи.
Драматическая импровизация.
Режиссура этюдов.
Имитация диалога “ Телефон доверия“.
Драматический эпизод из жизни “ Фотография“.
Этюдный метод “Проективные ситуации”.
Социальная ситуация “ Человекороль“.
5.
*
*
*
*
*
Творческие задания “ Изготовим костюм“.
Творческое задание “ Какие разные маски“.
Соединение частей в костюме “Клоун”.
Обработка принадлежностей в костюме “Супергероиня“.
Копирование и вырезание выкроек костюма “Владыка Космоса“.
Изготовление медальона для костюма “ Чародей”.
6.
*
*
*
*
*
*
Творческий практикум.
Вечер-игра “ В киностудии ” (кинопробы, рекламная заставка, озвучивание).
Конкурс кинопроектов “ Штат детских научных сотрудников“.
Конкурс интеллектуально-творческой игры “ Монитор“.
Творческий конкурс “ Ромашка“.
Конкурс коллективно-творческих дел“.
Творческий конкурс “ Я, актриса, ты режиссер …….” (победитель года).
7.
*
*
*
*
*
*
*
Творческие задания по гриму.
Разные клоуны (.милое сердечко,клоуны в зеленой и розовой шляпе).
Между небом и землей (цветущее дерево, темная ночь, золотое солнце).
Огонь и вода (морская звезда,огонек,волна и др.).
Животный мир (собака,мышка,бабочка,кот,тигр, божья коровка, бык и т.д.).
В саду (клубничка, груша, редис, вишенка, виноградная кисть, цветочек и др.).
Проказы маленьких монстров (вампир, паук, колдунья, зеленый монстр и т.д.).
Путешествие в Азию (китаянка, китайский дьявол, актер театра и т.д.).
8.
*
*
*
*
*
*
*
Творческая копилка.
Составление сценарного плана конкурсов, программ, развлекательных вечеров и т.д.
Разработка собственной мини- рецензии для оценки фильмов.
Сочинение собственного краткого сюжета с предложенными героями.
Импровизация самостоятельного съемочного процесса в творческих группах.
Изобретение темы и формы телепередачи для видеоцентра нового 21 Века.
Составление анкеты на эрудицию.
Творческая копилка: отбор средств создания кино. Советы по сохранению творческой свободы на протяжении всего фильма.
9.
*
*
*
*
*
*
Съемка.
Съемка вечера- игры “ В КИНОСТУДИИ“.
Съемка конкурса кинопроектов “ Штат научных сотрудников“.
Съемка интеллектуально-творческой игры “ Моиитор“.
Съемка творческого конкурса “ Ромашка“.
Съемка конкурса коллективно-творческих дел “КТД”.
Съемка конкурса “ Я, Актриса, ты режиссер “! (Выявление победителей года).
10.
*
*
*
*
Воскресный кинозал. Обсуждение сыгранных ролей.
Роль экрана в нашей жизни.
Реальное время и экранное время.
Что смотрим и как это видим.
Наши любимые фильмы (Жанры, актеры, режиссеры и т.д.).
11. Итоговое занятие.
“ Творческие прогнозы актеров “ в форме интервью. Конкурс юмористов, создание афиши своей телестудии, советы по проведению фестивалей.
Награждение лучших актеров – лидеров.

21. Методическое обеспечение программы.

Форма занятий (игра, актерские тренинги, конкурсы, викторины, аукционы, КВНы, миниконцерты, развлекательные и игровые щоу- программы, вечер импровизаций турнир, рекламный сюжет, телеигры ).

Формы подведения итогов: конкурсы, фестивали разных уровней, видеофильмы, видеоклипы, реклама, открытые занятия – видеоэкскурсы и киномарафоны – т.е. отчеты

Первый год обучения

1. Конкурс юных сказочников “ В гостях у Русалочки “
2. Игровая программа “ Сказочный чемпионат “
3. Карнавал “ Разные маски у веселой сказки “
4. Брейн-ринг “ Сказочное Ассорти “
5. Конкурс знатоков сказок “ Сказочный Покер “

Второй год обучения

1. Конкурс актерского мастерства: “ Мисс очарование “
2. Конкурс по гримерному искусству: “ Разрисуй себя “
3. Викторина “ ВВВ- вечер веселых вопросов “
4.  
5. Миниконцерт (пантомима, экспромт, озвучивание отрывков )

Третий год обучения

1. КВН (соревнования, состязания, аттракционы )
2. Телеигра
3. Конкурс актерского мастерства “ Именное телевидение “
4. Конкурс: “ Король и Королева Экрана – 200….года “

Четвертый год обучения

1. Вечер импровизаций
2. Конкурс музыкального видеоклипа
3. Конкурс рекламного видеосюжета
4. Турнир- викторина
5. Творческие прогнозы актеров в форме “ интервью ”

Пятый год обучения

1. Вечер-игра “ В Киностудии “
2. Конкурс кинопроектов “ Штат детских научных сотрудников “
3. Творческий конкурс “ Ромашка “
4. Конкурс коллективно-творческих дел “ КТД “
5. Конкурс “ Я Актриса, ты режиссер “ (выбор лидеров группы )

22 . Методические виды продукции (формы занятий )

Весь этот многоликий кинопроцесс познакомит с биографией знаменитых актеров, режиссеров, композиторов, на их примере дети убедятся, что с детства надо работать над своим талантом. Выполнение актерских этюдов – упражнений разовьет в детях актерское мастерство, сценическую речь, и основы сценических движений, т. е. – ритмопластики. Поэтому – учебный этюд, это уже небольшая роль, но к ней надо относиться с большой серьезностью. Такие знания можно применить в эстрадном театре, ведь такой театр – удобная форма для проявления любых талантов детей.

Чтобы эффективнее построить композицию занятия, необходимо знакомить детей с разными видами театра: это – драматический, музыкальный, кукольный, эстрадный, иллюзиционный, телевизионный театр, театр массовых зрелищ, театр одного зрителя, театр клоунады, театр зверей, театр моды, радиотеатр, шоу на льду, балет на льду, работа над спектаклем, постановка на телевидении.

Исходя из всего перечисленного можно сказать, что обучение детей может происходить в форме нестандартных нетрадиционных занятий.

С учащимися можно использовать следующие виды занятий: основанные на нетрадиционной организации учебного материала, это – занятия-путешествия, занятия-соревнования, занятия-фантазии, занятия-сказка, занятия-драматизация, занятия-встреча, занятия-в гостях, занятия-юрприз, занятия-викторина, занятия-турнир, занятия-отчет.

Такие занятия формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, помогают формировать навыки учебной деятельности .Они оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей. Благодаря этому у них формируются более прочные глубокие знания о истории " ТЕАТРА – КИНО " – как вида искусства.

На таких занятиях должно быть использовано многообразие видов деятельности учащихся. Здесь происходит взаимосвязь музыкального, изобразительного, художественного слова, а также / выставки работ для оформления кабинета /. Это могут быть маски, детали костюмов, рисунки, примерные сценарии созданные детьми. А также у детей будет большая возможность узнать тайны гримерной ведь это место чудес и превращений.

23 . Творческое задание по “Основам экранной культуры”.

Для детей 8–10 лет:

1. Какие фильмы и передачи ты смотрел в последнее время /вчера,на этой неделе/?
2. Какие телевизионные передачи ты смотришь регулярно?
3. Назови свой любимый фильм. О чем он?
4. Нарисуй заставку к одной из передач.
5. Сравни ведущих из разных передач, кто тебе понравился и почему?
6. Если бы тебе предложили стать автором программы о твоем родном городе,
О чем бы ты рассказал в своей передаче ?

Для детей 10–12 лет.

1. Сравни язык, на котором с нами говорит кино и телевидение .
2. Какие передачи ты смотришь регулярно? Что тебе нравится в этих передачах?
3. Назови те передачи, которые вы смотрите всей семьей?
4. Если бы ты работал на телевидении, о чем бы ты сделал передачу?
5. Чем передача отличается от фильма?
6. Представь, что ты ведешь телепередачу. Какой из эпизодов школьной жизни выберешь?
7. Представь, что ты берешь интервью для телепередачи. Какую тему ты выберешь?
Ф.И.О учащегося __________________________________________________________

Такие творческие задания знакомят учащихся с историей и уровнем развития киноискусства и телевидения. Развивают у учащихся элементы мышления, формируют широкий круг ассоциаций, расширяют общий культурный уровень личности детей. Использование данной программы нацелено на подготовку специалистов нового поколения, для которых не будет проблемой эксплуатация видеоаппаратуры, и знание методов работы с информацией, послужит развитию творческой индивидуальности подростков.

24. Творческий практикум.

Для составления мини-рецензии вспомните свои любимые фильмы и подумайте:

1. А почему мне нравятся именно эти картины?
2. За что я уважаю именно этих героев?
3. Что мне удалось пережить с ними за время фильма?
4. Что заставляло замирать сердце?
5. Что вызвало ненависть?
6. А что было смешным?
7. А что заставляло восхищаться и порой завидовать героям?
8. В чем они умнее, хитрее, благороднее меня?
9. Стал (а)ли я сам (а)добрее?
10. Или во мне прибавилось зла и ожесточенности? ненависти?
11. Желания мстить всему миру или добиваться своей цели любой ценой?
12. Что происходило во время фильма со мной?
13. Вообразите что вам предстоит много лет жить и странствовать в Космосе.
Какие фильмы вы бы взяли с собой, не опасаясь, что они вам наскучат ?
14. Кого бы вы назвали лучшим актером мира? Лучшей актрисой?
15. Хотели бы вы быть похожими на этих героев? В чем?

Отвечая вы незримо ощутите, что герои кино незримо живут рядом с нами. Они могут стать вашими друзьями или врагами. Рядом с ними жить интереснее.
Фамилия, имя, отчество учащегося __________________________________________

Таким образом, пройдя обучение по вышеназванной программе – к детям приходит собственный опыт, т.е. “ актерский багаж “, который зависит от контактов со всем творческим коллективом съемочной группы во время создания телефильма, видеоклипа или рекламного сюжета.

Ведь актерский цех многолик, он объединяет людей разных дарований, но профессия у всех одна и будущее зависит от нас.

25. Список литературы.

Методическая литература:

  1. “Диалог с экраном “, Е.А. Бондаренко, М,1994 год.
  2. “ Основы экранной культуры “, Л.М.Баженова, М . 1995 год.
  3. “ Искусство грима” И.А. Сыромятникова, М. 2004 год.
  4. “Учебник по гримерному искусству “, В. Пина, М. 2002 год.
  5. “ Управление методической работой детей в УДО “, М. 2003 год.

Сценарии:

  1. “ Веселые представления в школе “, Ю.Погорельский, М. 2004 год.
  2. “ Школьные конкурсы “, А. Кугач, М. 2004 год.
  3. “ Школьные юморины “, И.Агапова, М. 2002 год.
  4. “ Сценки- минутки “, О.В.Узорова, М. 2002 год.
  5. “ В школе на каникулах “, М. С. Коган, М. 2004 год.
  6. “ Школьные годы чудесные “, Т.Б. Солдатова, М. 2002 год.

Используемая литература:

  1. “ Энциклопедия досуга “, М.Погодаева, М. 1990 год.
  2. “ Этикет для юных леди “, А. Снегирев ., М. 19990 год.
  3. “ Путешествие в мир кино “, Е.А. Бондаренко, М.2003 год.
  4. “ Актер кино “, М. 1987 год.
  5. “ Мастерство режиссера “, О.Я. Ремез, М. 1983 год.
  6. “ Маски и костюмы “, Р. Гибсон, М. 1999 год.
  7. “ Нетрадиционные уроки “, Л.Г. Максидонова, М.2002 год .

Приложение. (Сценарный план. Методические разработки. Приложение (собственные разработки педагога).