Цель: обучать написанию строчной и заглавной буквы “Э”, слогов, слов, предложений с новой буквой. Обобщать знания о работе гласных.
Оборудование: макет “Горы”, мягкая игрушка Хрюша, С.И. Ожегов “Толковый словарь”, Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин “Прописи №3”, карточки – схемы.
ХОД УРОКА
1. Знакомство с новой буквой.
а) Сообщение темы урока.
УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы познакомимся с написанием новой буквы. К нам опять пришёл Х Хрюша (учитель сажает на стол героя программы “Спокойной ночи, малыши”). Он нам поможет. Хрюша отправится искать новых друзей и мы пойдём с ним. (Учитель открывает макет “Горы”). Поросёнок шёл, шёл и пришёл в горы. Чтобы преодолеть их, Хрюша запел песенку. (Звучит аудиозапись).
Его ищем всем отрядом:
Где ты? Где ты?
Рядом! Рядом!
Ребята, кто повторял за Хрюшей?
УЧЕНИК: Это эхо.
УЧИТЕЛЬ: Что такое “эхо”? (Ответы детей). А где можно узнать значение этого слова?
б) Работа со словарём.
УЧИТЕЛЬ: Возьмите толковые словари. На какой странице надо открыть словарь?
УЧЕНИК: Надо найти страницу, на которой написана буква “Э”.
УЧИТЕЛЬ: Прочитай те, что означает слово “эхо”. (Чтение текста из словаря хорошо читающим учеником)
В греческой мифологии ЭХО - это богиня, наказанная за болтливость. У неё отняли голос, и она могла повторять только за всеми окончания слов.
в) Работа над схемой слова.
УЧИТЕЛЬ: Произнесите слово “эхо”. Составьте схему слова при помощи карточек
(На доске один ученик выполняет задание). Дайте характеристику каждому звуку.
УЧЕНИК: [э] - гласный, ударный звук.
[х] - согласный, глухой, твёрдый звук.
[а] - гласный, безударный звук.
Физкультминутка.
г) Работа в прописях.
УЧИТЕЛЬ: Произнесите в слух первый звук. (Ученики хором произносят звук). Звук [э] на письме обозначается буквой “Э”. (Учитель показывает карточку с новой буквой и буквой “С”.)
Буква Э на С дивится.
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка! (Учитель показывает две буквы Э и С)
Чем похожи эти буквы? Чем отличаются?
УЧЕНИК: В написании этих букв используется полуовал.
УЧИТЕЛЬ: Из каких элементов состоит буква “э”?
УЧЕНИК: Буква “Э” состоит из: правого полуовала, прямой горизонтальной линии. Написание буквы отрывное.
д) Упражнения для укрепления мышц руки.
УЧИТЕЛЬ: Пока мы с вами выделяли новый звук Хрюша поднимался в гору. Он устал, и мы устали, особенно руки. Давайте отдохнем и поможем Хрюше вспомнить упражнения для укрепления мышц пальцев. (Ученики с учителем проводят гимнастку для пальцев)
е) Продолжение работы в прописи.
УЧИТЕЛЬ: Обведите строчную букву “э”, а затем, превращая овалы в букву, закончите строку. (Ученики выполняют задание). Прочитайте слово на следующей строке.
УЧЕНИК: (читает) Этажи.
УЧИТЕЛЬ: Обведите слово по образцу, напишите в воздухе, теперь напишите на строке самостоятельно. (Ученики пишут слово в прописях). Прочитайте следующее слово.
УЧЕНИК: Этажерка.
УЧИТЕЛЬ: Что означает это слово? (Высказывания учеников. Предложения проверить в толковом словаре. Учитель показывает картинку изображением этажерки). Разделите слово на слоги, поставьте знак ударения, запишите слово, диктуя по слогам.
(На доске плакат с изображением девочки, собирающей на поляне цветы.)
УЧИТЕЛЬ: Вышел Хрюша на поляну и встретил девочку. Он решил с ней познакомиться. Чтобы узнать её имя, надо отгадать загадки. (У учителя на доске картинки с изображением отгадок. Загадки читают ученики.)
Там где нужно сто лопат,
Я один трудиться рад. (Экскаватор)
Рыжая птичница
В курятник пришла.
Всех кур перечла
И с собой унесла. (Лиса)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)
УЧИТЕЛЬ: Назовите в каждом слове первый звук. Обозначьте звуки буквами. (Дети из разрезной азбуки выкладывают слово “Эля”.)Какую букву вы использовали в начале слова? Очень обрадовался Хрюша новой знакомой и решил с ней потанцевать. Давайте и мы потанцуем. (Физкультминутка.)
УЧЕНИК: Мы положили в слове заглавную букву. Имена собственные надо писать с заглавной буквы.
УЧИТЕЛЬ: Посмотрите, как пишется заглавная буква. Чем похожи, чем отличаются строчная и заглавная буквы?
УЧЕНИК: Буквы состоят из одинаковых элементов, отличаются высотой.
УЧИТЕЛЬ: Напишите букву “Э”. (Ученики выполняют задание). А теперь прочитайте слова написанные на следующей строке.
УЧЕНИК: Эмма, Элина.
УЧИТЕЛЬ: Почему эти слова написаны с заглавной буквы?
УЧЕНИК: Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
УЧИТЕЛЬ: Какое соединение и написание букв в этих словах?
УЧЕНИК: В слове “Эмма” - написание отрывное из-за буквы “Э”, соединение нижнее, в слове “Элина” - написание тоже отрывное, соединение букв смешанное.
УЧИТЕЛЬ: Напишите слова, диктуя себе по слогам.
2. Закрепление изученного материала.
а) Письмо предложения.
УЧИТЕЛЬ. Достаньте из конвертов карточки со словами. Из этих слов составьте предложение. Какое предложение вы составили?
УЧЕНИК: Я составил предложение: “В этом доме пять этажей.”
УЧИТЕЛЬ: Посмотрите на памятку. Какие правила необходимо помнить, чтобы списать предложение без ошибок? (Ученики читают памятку и выполняют списывание предложения)
3. Итог урока.
УЧИТЕЛЬ: Сегодня на уроке мы знакомились с написанием новой буквы. Поменяйтесь прописями и проверьте работы своих одноклассников. Кому понравились работы соседа?
Какие ошибки вы заметили? Что посоветуете своим друзьям, чтобы у них были хорошие работы? А теперь оцените свою работу, нарисуйте у Хрюши ротик (у детей на столах рисунок героя “без рта”). Дети рисуют на изображении: “улыбку, удивление и недовольство”.