Ход урока
1. Организационный момент.
радуемся после стужи стекали с крыши вернулся из столицы |
радуемся стуже стекали по крыше ездил по столице |
- В каком падеже существительные первого столбика? Второго?
- Что выделено у существительных? (Окончания)
- Значит тема урока: безударные окончания существительных в родительном падеже и дательном.
2. Проверка домашнего задания.
Упр.195
- Прочитайте словосочетания 1 скл. Какие окончания они имеют?
- Прочитайте словосочетания 2 скл. Какие окончания они имеют?
- Прочитайте словосочетания 3 скл. Какие окончания они имеют?
3. Чистописание.
а) Разминка для пальцев:
Этот пальчик дедушка.
Этот пальчик бабушка.
Этот пальчик папа.
Этот пальчик мама.
Этот пальчик я.
Вот и вся моя семья.
б) Письмо букв Т, т.
в) Как потопаешь, так полопаешь.
Объясните смысл поговорки.
4. Работа по теме урока.
- На какие вопросы отвечают существительные р.п. (д.п.)?
- С какими предлогами употребляются существительные р.п. (д.п.)?
- Перечислите окончания существительных 1, 2, 3 скл. р.п. (д.р.)?
- Каким членом предложения являются существительные р.п. (д.п.)?
- Как отличить существительное в р.п. от существительного в д.п.?
Чтение правила в учебнике. Стр. 89
- Проверьте свои ответы.
5. Упражнение “Допиши окончания”.
1 скл. около лужайк- по лужайк- к речк- от речк- |
2 скл. без мест- к мест- до мор- по мор- |
3 скл. вокруг кроват- к кроват- для тетрад- по тетрад- |
Проверка. Итог упр.
6. Работа по учебнику. Самостоятельная работа.
Упр.197 стр.90
Проверка.
7. Физминутка.
Руки в стороны, в кулачок,
Разожмем и на бочок.
Руки вверх, в кулачок,
Разожмем и на бочек.
Руки вправо, в кулачок,
Разожмем и на бочок.
Руки влево, в кулачок,
Разожмем и на бочок.
Руки вниз, в кулачок,
Разожмем и на бочок.
Руки за голову, в кулачок,
Разожмем и на бочок.
Руки за спину, в кулачок,
Разожмем и на бочок.
8. Словарно-орфографическая работа.
а) Сегодня на уроке у слова гореть день рождения. Оно пригласило в гости своих родственников. Давайте подумаем, кто к нему может придти. Назовите однокоренные слова (Сгорел, горячий, подгорел, обгорел)
б) Работа с фразеологизмом.
В руках горит работа.
Горит на работе.
- Прочитайте. Объясните, что обозначают эти крылатые выражения?
а) Словарные слова “Анаграммы”.
еедврпи(впереди) еьсзд(здесь)
ааднз(назад)
еачвр(вчера)
оотмп(потом) оогдар(дорога)
- Запишите слова, назовите лишнее слово (Все слова - наречия, дорога - существительное)
9. Упражнение “Лишнее слово”
На доске написаны группы слов. В каждой группе надо найти “лишнее” слово, свое решение обосновать.
- Скл-дной, ж-мчужный, погр-ничник, мес-ность.
- Чес-ный,закла-ка,про-ьба, зама-ка.
- Б-гаж, окрес-ность, д-ректор, агр-ном.
- Выпишите все “лишние” слова.
- Как проверить написание слов с непроизносимой согласной?
10. Письмо под диктовку.
Счастливый мальчуган шел домой. У него сегодня большой праздник. Ирина Васильевна поставила ему пятерку. Мама радостно улыбалась.
11. Домашнее задание. Упр.199 стр.90.
12. Итог урока.
- У существительных какого склонения, в родительном и дательном падеже одинаковые окончания?