Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах

Разделы: Начальная школа


Ход урока

1. Организационный момент.

радуемся после стужи

стекали с крыши

вернулся из столицы

радуемся стуже

стекали по крыше

ездил по столице 

- В каком падеже существительные первого столбика? Второго?

- Что выделено у существительных? (Окончания)

- Значит тема урока: безударные окончания существительных в родительном падеже и дательном.

2. Проверка домашнего задания.

Упр.195

- Прочитайте словосочетания 1 скл. Какие окончания они имеют?

- Прочитайте словосочетания 2 скл. Какие окончания они имеют?

- Прочитайте словосочетания 3 скл. Какие окончания они имеют?

3. Чистописание.

а) Разминка для пальцев:

Этот пальчик дедушка.
Этот пальчик бабушка.
Этот пальчик папа.
Этот пальчик мама.
Этот пальчик я.
Вот и вся моя семья.

б) Письмо букв Т, т.

в) Как потопаешь, так полопаешь.

Объясните смысл поговорки.

4. Работа по теме урока.

- На какие вопросы отвечают существительные р.п. (д.п.)?

- С какими предлогами употребляются существительные р.п. (д.п.)?

- Перечислите окончания существительных 1, 2, 3 скл. р.п. (д.р.)?

- Каким членом предложения являются существительные р.п. (д.п.)?

- Как отличить существительное в р.п. от существительного в д.п.?

Чтение правила в учебнике. Стр. 89

- Проверьте свои ответы.

5. Упражнение “Допиши окончания”.

1 скл.

около лужайк-

по лужайк-

к речк-

от речк-

2 скл.

без мест-

к мест-

до мор-

по мор-

3 скл.

вокруг кроват-

к кроват-

для тетрад-

по тетрад-

Проверка. Итог упр.

6. Работа по учебнику. Самостоятельная работа.

Упр.197 стр.90

Проверка.

7. Физминутка.

Руки в стороны, в кулачок,
Разожмем и на бочок.
Руки вверх, в кулачок,
Разожмем и на бочек.
Руки вправо, в кулачок,
Разожмем и на бочок.
Руки влево, в кулачок,
Разожмем и на бочок.
Руки вниз, в кулачок,
Разожмем и на бочок.
Руки за голову, в кулачок,
Разожмем и на бочок.
Руки за спину, в кулачок,
Разожмем и на бочок.

8. Словарно-орфографическая работа.

а) Сегодня на уроке у слова гореть день рождения. Оно пригласило в гости своих родственников. Давайте подумаем, кто к нему может придти. Назовите однокоренные слова (Сгорел, горячий, подгорел, обгорел)

б) Работа с фразеологизмом.

В руках горит работа.

Горит на работе.

- Прочитайте. Объясните, что обозначают эти крылатые выражения?

а) Словарные слова “Анаграммы”.

еедврпи(впереди)   еьсзд(здесь)           ааднз(назад)
еачвр(вчера)             оотмп(потом)       оогдар(дорога)

- Запишите слова, назовите лишнее слово (Все слова - наречия, дорога - существительное)

9. Упражнение “Лишнее слово”

На доске написаны группы слов. В каждой группе надо найти “лишнее” слово, свое решение обосновать.

- Скл-дной, ж-мчужный, погр-ничник, мес-ность.

- Чес-ный,закла-ка,про-ьба, зама-ка.

- Б-гаж, окрес-ность, д-ректор, агр-ном.

- Выпишите все “лишние” слова.

- Как проверить написание слов с непроизносимой согласной?

10. Письмо под диктовку.

Счастливый мальчуган шел домой. У него сегодня большой праздник. Ирина Васильевна поставила ему пятерку. Мама радостно улыбалась.

11. Домашнее задание. Упр.199 стр.90.

12. Итог урока.

- У существительных какого склонения, в родительном и дательном падеже одинаковые окончания?