Цель урока: Дать понятие об уравнении химической реакции, коэффициентах, реагентах, продуктах реакции.
Слайд №2. Презентация
Сначала вспомним: Из чего состоят вещества? (Из молекул и атомов)
Что же с ними происходит во время химической реакции?
Рассмотрим реакцию разложения воды.
Слайд №3. Входе беседы открываются окна и заполняется таблица в презентации и тетрадях учащихся
До реакции | Химическая реакция | После реакции | |
ВОДА | —————> | КИСЛОРОД + | ВОДОРОД |
|
—————> | ||
|
|
Через воду пропустили электрический ток и в результате из воды образовались два новых вещества: кислород и водород. Обозначим молекулы воды схематично с помощью рисунка.
1. Сколько молекул воды участвует в реакции? ___________________________________
3. Что происходит с молекулами воды под действием электрического тока во время протекания химической реакции? ____________________________________________
3. Что происходит с атомами, из которых состоят молекулы воды, во время протекания химической реакции? _____________________________________________________
4. Под действием электрического тока в ходе химической реакции (сколько?) ______ молекулы воды распадаются на (сколько?) _______ атома кислорода и _______ атома водорода.
Слайд №4
АТОМ – ЭТО ХИМИЧЕСКИ ________ (делимая/ неделимая) ЧАСТИЦА |
5. Образовались ли НОВЫЕ АТОМЫ в ходе протекания химической реакции? ______
6. Сколько молекул кислорода образовалось в результате химической реакции? _______
7. Сколько молекул водорода образовалось в результате химической реакции? ________
В результате химической реакции молекулы ____________ (разрушаются / не разрушаются) до атомов, а атомы ______.
Теперь обозначим молекулы воды, кислорода и водорода с помощью химических символов, цифрами укажем количество атомов и молекул и получим с вами уравнение химической реакции.
Прочитайте, сделайте выбор и подчеркните необходимые слова:
Сущность химической реакции заключается в разрушении химических связей между (атомами / молекулами) одних веществ и перегруппировке (атомов / молекул) с образованием (новых / изначальных) веществ. |
8. Сколько атомов кислорода было до химической реакции? _______.
Сколько их стало после реакции? ________
9. Сколько атомов водорода было до химической реакции? _______.
Сколько их стало после реакции? ________
Слайд №3. Учащиеся записывают выводы в тетрадь.
В результате химической реакции атомы не исчезают и не возникают, а происходит их перегруппировка.
Новые вещества образуются из тех же атомов, из которых были образованы исходные вещества.
Качественный и количественный состав атомов в ходе реакции не меняется.
Слайд №5
Число, которое стоит перед формулой вещества, называют коэффициентом.
Проанализируйте схему химической реакции. На что указывает коэффициент в химической реакции?
Коэффициент в химической реакции указывает на _____________________________ .
Слайд № 6.
Уравнение химической реакции это - ____________________________________ .
10. Какого вещества в ходе химической реакции образовалось больше? ______________
Почему? ___________________________________________________________________
11. Реагенты – это ___________________________________________________________
12. Продукты реакции – это ___________________________________________________
Слайд №7.
Упражнение №1. Расставь коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажи простые и сложные вещества.
Уравнение реакции | Простое вещество | Сложное вещество |
2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3 | Fe ; Cl2 | FeCl3 |
FeO + O2 = Fe2O3 | ||
C + O2 = CO2 | ||
Zn + HCl = ZnCl2 + H2 | ||
NaOH + CO2 = Na2CO3 + H2O | ||
Fe2O3 + C = Fe + CO2 | ||
N2 + H2 = NH3 | ||
SO3 + H2O = H2SO4 | ||
H2O2 = О2 + H2O |
Домашнее задание: заполнить таблицу до конца.
Список литературы:
- Химия: 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / Л.С.Гузей, Р.П.Суровцева, В.В.Сорокин – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1997.
- Дерябина Н.Е. Учебник-тетрадь “Введение в химию” Москва. 2004.
- Химия: неорган. химия: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – 11-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2007.